Краткосрочное планирование урока литературы в 5 классе по теме Л.Н.Толстой "Кавказский пленник"
Краткосрочное планирование урока литературы в 5 классе по теме Л.Н.Толстой "Кавказский пленник"
Краткосрочное планирование урока литературы в 5 классе по теме «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой
На этапе вызова для создания коллаборативной среды был использован приём «Синквейн». Учащимся было предложено задание, в котором они должны были написать комплимент своему напарнику за короткое время. В процессе наблюдения я заметила, что учащиеся отнеслись к заданию творчески. Каждый ученик старался подобрать самые добрые, самые искренние слова. Они с удовольствием выполняли это задание, так как оно было лёгким и интересным, отвечало их возможностям и желаниям самовыразиться, проявить себя. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, учащийся должен иметь достаточный словарный запас.
Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания. Синквейн способствует развитию критического мышления. «Значение слова есть феномен мышления», - писал известный советский психолог Л.С.Выготский в работе «Мышление и речь». Затем учащиеся разделились на группы, выбирая смайлики по настроению. Каждый должен был найти свою группу.
На этапе Осмысления предполагается ввод новой информации. Заранее подготовленный ученик группы А, дал информацию о событиях на Кавказе в 19 веке. Учащиеся получили подробную информацию, увидели иллюстрации по теме. Это была индивидуальная работа. При выполнении этой работы ученик самостоятельно отбирал материал, пользовался интернет-ресурсом.
При определении темы и цели урока я использовала стратегию «Предсказание». Ученики сами должны были выйти на тему, а моя задача заключалась в том, чтобы только дать направление. Я считаю, что ученики неплохо справились с этим заданием, так как смогли сразу определить тему и цели урока. На данном этапе учащиеся размышляли, заполняли таблицу, анализировали, делали выводы.
На этом этапе была проведена физминутка «Две половинки» Целью проведения физминутки является установление обратной связи, определение уровня усвоения учащимися темы. Учащимся очень нравятся физминутки, они чувствуют себя комфортно, выполняют все движения под музыку.
На этапе Рефлексии я использовала метод «Шесть шляп». Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. Конечно, учащиеся чуть - чуть нарушили последовательность. Порядок примерки шляп в принципе не играет огромной роли, однако, некая очередность все-таки необходима, чтобы мысли и идеи не запутывались.
Этап рефлексии является значимым, так как здесь происходит творческое развитие учащихся, осознание им уже вновь обретенной информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краткосрочное планирование урока литературы в 5 классе по теме Л.Н.Толстой "Кавказский пленник" »
ФИО учителя: Дощанова Феруза Садуллаевна
Стаж работы:28
Место работы: КСГОД №2 с. Каргалы Жамбылский район Алматинская область
Должность:учитель русского языка и литературы
ПЛАН УРОКА:
ТЕМА: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Образ Жилина и Костылина. Сопоставительный анализ
ЦЕЛЬ: - сформировать первоначальные навыки сопоставительной характеристики литературных героев; показать на примере анализа образов Жилина и Костылина два разных отношения к жизни; подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи;
Задачи:
Обучающие: через текст, иллюстрации, показ слайдов сопоставить поведение героев, определить черты характера, вызывающие уважение людей
Развивающие:
- развитие навыков анализа, создания характеристики героя;
развивать умения анализировать, делать выводы
Воспитательные:
- воспитание человеколюбия, воспитание духовно-нравственной личности
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Учащиеся:
Знают: содержание текста
Умеют: сопоставлять, определять тему урока, определять черты характера
Научатся оценивать результаты работ своей деятельности или деятельности одноклассников. Развиваются умения работать в команде.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: 5 «В» класс
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Приём «Синквейн», Деление «Веселые смайлики», Метод «Шесть шляп», Стратегия «Предсказание »
ОБОРУДОВАНИЕ: Слайды, Интернет- ресурсы
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: Учебник «Атамура» ,2010
СОДЕРЖАНИЕ:
Этапы работы:
Содержание этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Время
Ресурсы
Вводная часть
1.Приветствие
Создание коллаборативной среды
«Подари комплимент»
«Синквейн»
2.Деление на группы
«Веселые смайлики»
Здравствуйте, ребята! Пусть хорошее настроение сопутствует нам на протяжении всего занятия.
Каждый ученик выбирает понравившийся стикер и записывает имя напарника и подбирает 2 прилагательных,3 глагола и одно предложение.
Например: София –добрая, умная…
На столе разные смайлики. Каждый ученик самостоятельно находит свою группу
Приветствуют
Самостоятельно
Выполняют задание,
помогают
друг другу
3мин
2мин
Цветные стикеры
А3
Смайлики
Осмысление
1.Мотивация учебной деятельности
2.Постановка проблемного вопроса
Целеполагание
Стратегия «Предсказание»
3.Составление плана
Групповое задание
Физминутка
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы
Задание 1
Чтобы тебя уважали…
Сообщение ученика
о событиях 19 века на Кавказе
Вопрос
- Почему рассказ называется «Кавказский пленник»,а не «Кавказские пленники»,ведь пленников было двое? Назовите
Какова же цель нашего урока?
Показ слайдов по теме
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
Каждая группа получает таблицу, которую нужно заполнить
Вывод: Жилин: добрый,
думает о матери, жалеет ее;
надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.
Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.
«Две половинки»
Дополнить текст
Черты характера положительного героя:
- смелость
- твердость
- преданность
……
…….
Слушают,
просматривают
иллюстрации по теме
Высказывают свои
мысли, приводят примеры,
рассуждают
Определяют тему урока
Работают в группе
Заполняют таблицу
Оценивают по критериям
Каждая группа
готовит ответы и делает выводы
Танец вместе с героями мультфильма
Учащиеся дополняют текст
Читают ответы
5 мин
5 мин
8 мин
5 мин
2 мин
Портрет писателя
Иллюст
рации
Презен
тация
Слайды
ИКТ
Цветные бумаги
А3
Учебниктолко
вый словарь
Рефлексия
1 Метод «Шесть шляп»
Домашнее задание
Задание 82 по Рабочей тетради
Учащиеся в порядке поочередности высказывают свои впечатления
1. Чему учит рассказ?
2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?
- Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?
Ученики делают выводы
Отвечают на вопросы,
высказывают свои мнения
Записывают домашнее задание в дневник
10 мин
Р.лист
РЕФЛЕКСИЯ: На этапе вызова был использован приём «Синквейн». Учащимся было предложено задание, в котором они должны были написать комплимент своему напарнику за короткое время. В процессе наблюдения я заметила, что учащиеся отнеслись к заданию творчески. Каждый ученик старался подобрать самые добрые, самые искренние слова. Они с удовольствием выполняли это задание, так как оно было лёгким и интересным, отвечало их возможностям и желаниям самовыразиться, проявить себя.
Рисунок 1 Приём «Синквейн»
Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, учащийся должен иметь достаточный словарный запас.
Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания. Синквейн способствует развитию критического мышления. «Значение слова есть феномен мышления», - писал известный советский психолог Л.С.Выготский в работе «Мышление и речь». Затем учащиеся разделились на группы, выбирая смайлики по настроению. Каждый должен был найти свою группу.
Рисунок 2 Веселые смайлики Рисунок 3 Я выбираю смайлик!
На этапе Осмысления предполагается ввод новой информации. Заранее подготовленный ученик группы А, дал информацию о событиях на Кавказе в 19 веке. Учащиеся получили подробную информацию, увидели иллюстрации по теме. Это была индивидуальная работа. При выполнении этой работы ученик самостоятельно отбирал материал, пользовался интернет-ресурсом.
При определении темы и цели урока я использовала стратегию «Предсказание». Ученики сами должны были выйти на тему, а моя задача заключалась в том, чтобы только дать направление. Я считаю, что ученики неплохо справились с этим заданием, так как смогли сразу определить тему и цели урока. На данном этапе учащиеся размышляли, заполняли таблицу, анализировали, делали выводы.
На этом этапе была проведена физминутка «Две половинки» Целью проведения физминутки является установление обратной связи, определение уровня усвоения учащимися темы. Учащимся очень нравятся физминутки, они чувствуют себя комфортно, выполняют все движения под музыку.
Рисунок 4 Физминутка «Ура!
На этапе Рефлексии я использовала метод «Шесть шляп». Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. Конечно, учащиеся чуть - чуть нарушили последовательность.
Рисунок 5 Метод «Шесть шляп» Белая шляпа Рисунок 6 Метод «Шесть шляп» Желтая шляпа
Порядок примерки шляп в принципе не играет огромной роли, однако, некая очередность все-таки необходима, чтобы мысли и идеи не запутывались.
Рисунок 7 О чем думает Синяя шляпа? Рисунок 8 О чем думает Черная шляпа?
Этап рефлексии является значимым, так как здесь происходит творческое развитие учащихся, осознание им уже вновь обретенной информации.
Рисунок 9 Наши выводы Рисунок 10 А мы – дополним!
Использование этого метода дает многое: Во-первых, дети учатся думать, выражать свое мнение; во-вторых, ученики сами добывают знания;
в-третьих, позволяют поверить в себя, относиться с уважением к мнению других. У учащихся повышается интерес к учёбе, изменяется мотивация обучения и, как следствие этого учащиеся больше времени уделяют добыванию дополнительной информации, интересной для них.