КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 «Б» КЛАССЕ. |
ТЕМА | Исторические песни. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен. |
ТИП УРОКА | Изучение нового материала. |
ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА | Повторить сведения об устном народном творчестве; познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами; более подробно остановиться на таком жанре, как историческая песня, рассмотреть основные темы и идеи песен, выявить их отличие от былин; - развивать умения работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ, слушать других, распределять информацию; - воспитывать любовь и уважение к народному творчеству. |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ | Учащиеся должны знать основные темы и идеи исторических песен. Учащиеся должны уметь работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ. Учащиеся должны научиться развивать свои аналитические способности. |
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ УРОКА | Познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами. |
РЕСУРСЫ | Учебник, тексты песен, иллюстрации к историческим песням. |
ФОРМЫ РАБОТЫ | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. |
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА |
ОРГ. МОМЕНТ | Приветствие класса, проверка готовности учеников к уроку. Создание эмоционального настроя на уроке. Стратегия «Пожелание». | Каждый учащийся говорит свое пожелание по кругу в группе. |
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА | Давайте откроем свои тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока. - Мы с вами помним, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. - Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из эпических жанров фольклора – с песнями. Узнаем их виды, подробно остановимся на жанре исторической песни; выделим основные темы и идеи, представленные в исторических песнях, а также узнаем отличие песен от былин. | Дети записывают в тетрадь дату и тему урока. |
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ | - Дома вы должны были подготовить отрывок наизусть. 2 мин. на повторение. | Учащиеся рассказывают отрывки наизусть. |
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА | Сегодня на уроке мы приступаем к изучению такого жанра фольклора, как песня. Сказки и песни – два распространенных на протяжении многих веков жанра устного народного творчества. Но сказка – «ложь», выдумка, красивое воплощение мечты, где герой всегда заслуженно награждается за силу и ловкость, ум и смекалку, доброе сердце и верность. Песня – быль. В ней – невыдуманное чувство тоски по родине, горечь разлуки с любимым и радость встречи, память о войнах и походах и другое. Существует два вида народных песен: Исторические и Лирические бытовые. Сегодня мы поговорим о народных исторических песнях. Записываем определение: Исторические песни – эпические и лиро-эпические народные песни, повествующие об исторических событиях и их героях. - Сейчас отвлечемся и проведем небольшую физминутку. Жанровые особенности исторических песен. Рассмотрим жанровое своеобразие исторических песен. 1. Термин «исторические песни» не народный, он создан и введен в употребление фольклористами, литературоведами, историками. В народе эти произведения назывались просто «песнями». 2. ИП по объёму меньше былин и больше лирических песен. 3. Это стихотворный и эпический жанр. 4. ИП – сюжетный жанр, сюжет в них сводится к одному событию или эпизоду. 5. Предмет ИП – конкретные события и лица. 6. ИП – это повествование о прошлом. 7. Герои ИП – известные исторические деятели. 8. В ИП есть две основные тематические линии: военная (военно-героическая) (песни о войнах и полководцах) и социальная (повстанческая) (песни о Степане Разине и Е. Пугачеве). Исторические песни и былины: Различие | Историческая песня | Былина | Описаны реальные факты, нет ничего фантастического, действие развивается вполне конкретно. | В основе лежит художественный вымысел, время и пространство условное. | Герой – обыкновенный человек, действительно когда-то живший и прославившийся. | Герой – богатырь, наделенный необыкновенной силой, изображен гиперболично. | Отличительной чертой ИП является создание циклов. | Учащиеся сначала в парах повторяют определение, затем записывают данное определение в тетрадь. Ученики выполняют упражнения под музыку. Составляют конспект по словам учителя. |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА | Жанр исторической песни сыграл важную роль в развитии искусства психологического изображения в фольклоре, так как в его произведениях надо было давать не обобщенные характеристики персонажей, не определения душевных их состояний устойчивыми формулами, а создавать образы конкретных исторических лиц. Такая задача предполагала необходимость психологической индивидуализации образа. И Иван Грозный в песнях – не сказочный царь, не былинный князь, а именно Иван Грозный, русский царь второй половины 16 века, психологические качества которого были широко известны в народе. | Учащиеся рассказывают, что усвоили на уроке. |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ | Достигнуты ли цели урока? Составление синквейна со словом «песня». Работа в парах. Это помогает определить, насколько учащимся понравился урок. Определение эмоционального настроя в конце урока: стратегия «Острова». Острова: о. Учения, о. Тревоги, о. Грусти, о. Радости. Выставление оценок за урок учителем с дальнейшими комментариями. | Общее обсуждение. Обсуждая, составляют синквейн. Зачитывают вслух. Дети выбирают «корабли», вырезанные из стикеров, и крепят их на выбранный ими остров. |
ДОМ. ЗАДАНИЕ | Отрывок наизусть. Основные моменты лекции учить. | Ученики выполняют задания в соответствии с их способностями и особенностями мышления. |