20 мин. | III. Актуализация знаний. С помощью метода «Фишбоун» осуществляет усвоение нового материала. К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» и «Жди меня». Константин Симонов – известный поэт, прошедший войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». В первые, особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжелыми боями и большими потерями, оставляя врагу села и города, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Давайте послушаем это стихотворение в исполнении мастера слова. У вас на партах лежат тексты, будьте внимательны и следите. Затем мы его проанализируем. - Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление на людей, стало очень популярным, любимым в народе? (Стихотворение не просто рассказывает о войне, о ее трудностях. Это стихотворение лирическое. Это задушевный разговор с другом, где выразилась боль, переживания, которые испытывал весь народ, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать). - Какие картины войны изображает поэт? (Автор пишет о тяжёлых дорогах, по которым отступали наши войска, о деревнях с погостами вдоль дорог, размытых дождями, с пожарищами. Пишет о деревенских женщинах, поивших солдат молоком; кринки как детей прижимают к груди – в этом забота, нежность, тревога за солдат; пишет о картине, запечатлевшейся в памяти («изба под Борисовом,/ По мертвому плачущий девичий крик, / Седая старуха в салопчике плисовом, /Весь в белом, как на смерть одетый старик. Эта картина полна боли, беспомощного стыда, сочувствия, сострадания). - Вы знаете, поэты используют разные средства выразительности, чтобы проникнуть в душу человека. Какие изобразительные средства помогают понять сжатые, но ёмкие картины войны? ( Эпитеты, сравнения, олицетворение, метафора) - Как создаётся образ русской земли в стихотворении? (Создается через образ дорог, «слезами измеренных»; троекратным повторением «деревни, деревни, деревни с погостами..»; сравнением «Как будто на них вся Россия сошлась»). -Что такое Родина для поэта? («Эти просёлки, что дедами пройдены, / С простыми крестами из русских могил». Слова старухи «Мы вас подождём!» - повторяют пажити и леса, как будто сама природа, вся Россия говорит это. Многократным повторением слова «русский», «русская», « по-русски выражается гордость «за самую милую, / За горькую землю, где я родился», готовность умереть, но защитить ее от врагов). Но и на войне бывали краткие минуты передышки, затишья перед боем, когда бойцы писали весточки домой своим жёнам, матерям, любимым. Их любовь согревала в промёрзших землянках, спасала от пули, давала надежду на будущее. «Жди меня, и я вернусь», - писали бойцы в своих письмах, и эта спасительная сила любви придавала им веры и мужества в бою. Выразительное чтение группы стихотворения «Жди меня». Жди меня, и я вернусь Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придёт, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждёт. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души… Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло.- Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим |