Педагогическая цель: создать условия для закрепления знаний учащихся о согласном глухом звуке [х] [х,], навыков плавного послогового чтения с буквами Хх; развитие речи, памяти, обогащать словарный запас.
Планируемые результаты: читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; составляют рассказ на определённую тему.
Личностные: бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду земледельцев, воспитание чувства ответственности.
УУД
Регулятивные: выполнение учебных действий в громкоречевой и умственных формах.
Познавательные: общеучебно-формированное понятие о родственных словах; решение проблем; способы решения проблем.
Коммуникативные: умение работать в парах.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Буквы Хх, согласные звуки [х] [х,], скороговорка, пословица.
Образовательные ресурсы: "Лента букв"
Оборудование: УМК "Школа России", "Азбука" В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, с.42; электронное приложение; презентация "Как выращивают хлеб"; корзинка с "баранками" - картонные, с заданиями.
Ход урока.
- Организационный момент.
Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать, точно, бойко отвечать!
- Проверим готовность к уроку.
- Постановка учебной задачи.
- Продолжаем учиться читать слова и предложения с буквами Х, х, а также наблюдать над словами.
- Сегодня я вам расскажу сказку:
Жила-была девочка, которая ещё не ходила в школу, но больше всего любила. А что любила? Прочитайте.
ГРУША
АПЕЛЬСИН
ЛИМОН
ЯБЛОКО
- Назовите одним словом (фрукты)
- По первым буквам узнайте имя девочки (Галя)
И вот однажды мама посадила её обедать, налила борщ и дала кусок хлеба. Галя раскапризничалась: "Не буду есть этот невкусный хлеб!"
И только это сказала, как вдруг оказалась в незнакомой стране. А правил этой страной царь.
- Прочитайте, как его зовут: КАРАВАЙ
Рассердился каравай на Галю и пообещал её отпустить домой, если она выполнит его задания!
- Поможем Гале вернуться домой?
- Закрепление знаний и способов действий:
Речевая разминка.
1) Прочитайте скороговорку, чётко проговаривайте слова и звуки сначала медленно, затем ускоряя темп.
БУБЛИК, БАРАНКУ, БАТОН И БУХАНКУ
ПЕКАРЬ ИЗ ТЕСТА ИСПЁК СПОЗАРАНКУ.
ХОРОШ ПИРОЖОК - ВНУТРИ ТВОРОЖОК.
2) Чтение, наблюдение над словами.
- Прочитайте название жителей страны Каравая: БУЛКИ, ПИРОГИ, КАЛАЧИ, БАРАНКИ, ЛЕПЁШКИ, ПРЯНИКИ, БАТОНЫ
- Назовите одним словом (Хлеб)
- Что общего у этих слов (оканчиваются на -и/-ы, обозначают много предметов)
- Как думаете, на что указывает буква -и или -ы в конце слова?
ВЫВОД: в русском языке на множественность предметов, чаще всего указывают окончания -и/-ы.
- Образуйте слова, обозначающие много предметов, от слов: РЕКА, КНИГА, ЛЕС.(Обратите внимание на то, что иногда встречаются окончания -а/-я)
3) Прочитайте слова:
ХЛЕБ, ХЛЕБНЫЙ, ХЛЕБУШЕК, ХЛЕБОРОВ, ХЛЕБНИЦА
- Можно ли назвать эти слова родственными? (Да, у них общая часть есть, общее значение). Составим словосочетания с этими словами.
4) .Физминутка
Представьте себе, что вы маленькие зёрнышки и вас посеяли в землю. (Дети приседают)
Из зёрнышка вырастает колосок. (Вытягиваются вверх)
Чтобы вырос колосок, землю боронуют. (Изображают руками)
Удобряют и защищают от вредителей с самолёта. (Изображают самолёт)
Хлеб созрел, его убирает комбайн.
Везут на мукомольный завод и обмолачивают. (Имитация всех действий)
Из муки замешивают тесто.
Хлеб в печке становится пышным и румяным.
5) Чтение стихотворения "Хлеб" стр.42
- Прочитайте стихотворение.
- Кому и чему возносится слава?
6) Составление рассказа.
- Составьте рассказ, который заканчивался бы словами: "Делаю наспех - сделано на смех".
7) Работа с текстом (учебник с.42)
"ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА!"
- Прочитайте текст.
- как понимаете высказывание: "ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА"? (Повторное жужжащие чтение, чтение вслух по цепочке)
8) Физминутка для глаз.
9) Что можете рассказать о том, как хлеб на стол пришёл. (Азбука стр.39)
- Какие машины нужны, чтобы вырастить хлеб? Прочитаем:
ТРАКТОР, ГРУЗОВИК, КОМБАЙН, САМОЛЁТ
- Кто работает на этих машинах? Назовите профессии этих людей (тракторист, шофёр, комбайнёр, лётчик)
- Рефлексивно-оценочный этап.
- Понравились Караваю ваши ответы, отпустил он Галю, но напоследок сказал ей.
- Как думаете, что? (Бережно относится к хлебу, ведь в него вложен труд многих людей)
- Прочитаем вывод:
НЕ ВЕЛИК КУСОК ПИРОГА, А СТОИТ МНОГО ТРУДА.
- Как вы понимаете эти слова?
- На прощание Каравай подарил корзинку с баранками, но не простые баранки, с заданиями. На оранжевых баранках - задания труднее, на зелёных - легче.
Выберите себе любое и подготовьтесь к выразительному чтению стихов, пословиц о труде, хлебе. Большое спасибо за хорошую, серьёзную работу.
- Рефлексия
- Что особенного вам понравилось? Сегодня на уроке?
- Что вызвало затруднение?