kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Снегурочка" (русская народная сказка)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Что вы знаете о сказках?

Дети:  Сказка – это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебства и фантастических сил,

т. е. сказка- это выдумка, ложь. (Словарь Ожегова)

Учитель: Слово «сказка» появилось в 17 веке. До этого рассказывали «байки» или «басень», от слова «баять» - рассказывать. На какие две группы делятся все сказки? Дети: На авторские и народные

Учитель: Чем они отличаются? (предположения детей)

Учитель: Народная сказка – это фольклор, передаваемый из поколения в поколение. Авторская сказка – это работа профессионала на основе того же фольклора, записанная в прозе или в стихах. Народную сказку люди сочиняли больше для развлечения, авторы вкладывали в свои сказки образовательную цель.Народная сказка передавалась из уст в уста, что -то забывалось, что-то придумывалось новое,  поэтому в разных сборниках одна и та же сказка может  иметь разные  варианты текста  (н-р: «Теремок»), авторская  сказка сочинялась и сочиняется одним или несколькими авторами, поэтому  у неё только один вариант текста  (н-р, С.Михалков  «Заяц - обманщик»).

Учитель: На какие три группы по содержанию делятся сказки?

Дети: На волшебные, бытовые,  сказки о животных.

Учитель: Назовите признаки каждого вида сказок.

Дети: В волшебных сказках всегда есть волшебство, главные герои сказок о животных – звери, которые умеют разговаривать, в бытовых сказках высмеиваются пороки людей.

 Учитель: У каждого вида сказок свои признаки и особенности, от этого сказки рассказываются и читаются по-разному.

Учитель: В чём отличие Снегурочки от людей?

Дети: …

                                            Комментарий: перед детьми поставлена проблема, их предположения различны. Задача учителя подвести их к тому, что главное отличие Снегурочки от людей это то, что  у неё нет сердца. Доказательство этого предположения дети сами найдут в тексте – «румянца нет».

Учитель: Несмотря на то, что у Снегурочки нет сердца, она наделена человеческими  качествами и народ её очень ценил за доброту, любовь и ласку.

Учитель: Где ещё в сказке встречается волшебство?

Дети: Снегурочка растаяла и превратилась в белое облачко

Учитель: Как вы думаете, могла ли сказка закончиться по-другому?

Дети: (предположения детей)

Учитель: Наверное, эта сказка должна иметь такой конец. Ведь, обернувшись облаком, она каждый год приходит к нам в гости в виде дождя, града и снега.  

Учитель:  Посмотрите на выставку книг. Я говорила о том, что одна и та же народная сказка в разных сборниках может иметь разные варианты текста. В. Даль и А. Толстой обработали народную сказку «Снегурочка» и у них она звучит по новому: появились новые герои, выражения, название сказки изменилось да и заканчивается сказка по-иному, а вот как она заканчивается, мы узнаем, когда вы  прочитаете и расскажите нам об этом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Снегурочка" (русская народная сказка)»

Соловьева И.В.

Урок литературного чтения во 2 классе

(Система развивающего обучения Л. В. Занкова)


Тема урока: «Снегурочка»

(русская народная сказка)

Цели урока: - учить читать и понимать текст через применение современных педагогических технологий;

- обобщить знания о сказках;

- способствовать развитию креативности мышления учащихся при составлении характеристики главного героя;

- способствовать обогащению словарного запаса детей;

- воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству.

Оборудование: - учебник «Литературное чтение. Живое слово. 2 класс» Часть 2

(авт. З.И.Романовская);

- выставка книг;

- карточки для учащихся;

- шаблоны снежинок для творческой работы;

- музыкальный видеофильм «Ледяная девочка»


Ход урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

Учитель: У вас на столах лежат карточки с текстами (Приложение №1). Предлагаю прочитать эти тексты и выбрать лишний.

Дети: Лишний текст под номером 3, т.к. это сказка, а другие тексты – стихотворения.

Учитель: Какие знания помогли?

Дети: Стихам присуща рифма. Также помогли знания о сказках.

Учитель: Что вы знаете о сказках?

Дети: Сказка – это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебства и фантастических сил,

т. е. сказка- это выдумка, ложь. (Словарь Ожегова)

Учитель: Слово «сказка» появилось в 17 веке. До этого рассказывали «байки» или «басень», от слова «баять» - рассказывать. На какие две группы делятся все сказки? Дети: На авторские и народные

Учитель: Чем они отличаются? (предположения детей)

Учитель: Народная сказка – это фольклор, передаваемый из поколения в поколение. Авторская сказка – это работа профессионала на основе того же фольклора, записанная в прозе или в стихах. Народную сказку люди сочиняли больше для развлечения, авторы вкладывали в свои сказки образовательную цель.Народная сказка передавалась из уст в уста, что -то забывалось, что-то придумывалось новое, поэтому в разных сборниках одна и та же сказка может иметь разные варианты текста (н-р: «Теремок»), авторская сказка сочинялась и сочиняется одним или несколькими авторами, поэтому у неё только один вариант текста (н-р, С.Михалков «Заяц - обманщик»).

Учитель: На какие три группы по содержанию делятся сказки?

Дети: На волшебные, бытовые, сказки о животных.

Учитель: Назовите признаки каждого вида сказок.

Дети: В волшебных сказках всегда есть волшебство, главные герои сказок о животных – звери, которые умеют разговаривать, в бытовых сказках высмеиваются пороки людей.

Учитель: У каждого вида сказок свои признаки и особенности, от этого сказки рассказываются и читаются по-разному.

Учитель: Для чего мы вспомнили этот материал?

Дети: Тема урока - сказка.


Комментарий: на данном этапе урока парная работа и применение тестовой технологии помогли выделить главное и доказать правильность выбора, опираясь на полученные ранее знания.


3. Постановка целей и первичное восприятие текста.

Учитель: Узнать название сказки вам поможет ребус (Приложение № 2).

Дети: Сказка «Снегурочка»

Учитель: Какие цели поставим перед собой?

Дети: - прочитать и понять смысл сказки;

- определить вид сказки;

- дать характеристику герою.

Учитель: Я ставлю перед собой цель помочь вам в достижении ваших целей, а также представить вам для обсуждения разные образы героини.


Комментарий: текст читают заранее подготовленные дети, чья задача- показать волшебные моменты в сказке, смену настроения и чувств героев.


Учитель: Поделитесь впечатлениями. Какие чувства вы испытали, слушая сказку? Обратитесь к словарю чувств (Приложение №3).

Дети: Испытали чувство радости за старика со старухой, когда у них появилась дочка. Грусти за Снегурочку, что не может она жить в нашем мире. Жалости, когда Снегурочка растаяла.

Физминутка для осанки

4.Обогащение словарного запаса (словарная работа)

Учитель: Вам встретились слова, которые вызывают вопрос?

Дети: Приладили, неможется, свечерело, кликать.

Учитель: Какие слова вы можете объяснить?

Дети: Неможется, т.к. в тексте есть сноска этого слова.

Учитель: (фронтальная работа у доски)

Приладили – прикрепили

Свечерело – стемнело

Кликать – звать. Это устаревшие слова, их мы можем услышать из уст старых жителей деревень.

Учитель: (работа в группах). Соотнесите устойчивое выражение и его обозначение (Приложение № 4)

Комментарий: использование разных форм организации учебного процесса способствует повышению интереса к уроку и быстрому переключению с одного вида деятельности на другой.



5. Вторичное восприятие текста

Комментарий: текст читается по частям, используются разные приёмы: чтение детьми по абзацам, чтение по цепочке, хоровое чтение с учителем.

Учитель: Докажите, что это сказка?

Дети: Сказка, т.к. есть вымысел. Народная, т.к. принадлежит к устному народному творчеству. Волшебная, т.к. происходит волшебство.


6. Анализ текста.

Учитель: Кто герои сказки?

Дети: Старик, старуха, подружки, Снегурочка

Учитель: Кто главный герой?

Дети: Снегурочка

Учитель: Как появилась Снегурочка на радость старику со старухой?

Дети: (выборочное чтение) «Скатали они снежный ком, руки, ноги приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик нос, нарисовал рот, глаза»

Учитель: В чём мы видим волшебство?

Дети: (выборочное чтение) « Глядь – а у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка»

Учитель: С чем сравнивается крупный град?

Дети: С жемчугом перекатным

Учитель: Почему?

Дети: Жемчуг похож на град и раньше считался самым дорогим камнем. Каждая девушка мечтала украсить себя им жемчугом.

Учитель: Дорог ли был град Снегурочке?

Дети: (выборочное чтение) « А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько. Словно сестра по родному брату…»

Учитель: Опишите Снегурочку словами текста

Дети: Беленькая, коса до пояса, красивая, румянца нет

Учитель: Почему она сравнивается со снегом?

Дети: Снегурочка - жительница снежного царства

Учитель: Закройте глаза и представьте Снегурочку. Какая она у вас получилась?

Дети: делятся разными образами Снегурочки

Учитель: Одинаковые ли у вас Снегурочки?

Дети: Нет, т.к. у всех разное воображение, представление, фантазия


Комментарий: вопросы по содержанию конкретны, предполагают тщательную работу по тексту. Дети перечитывают, подтверждают свои догадки текстом.

Учитель: Предлагаю посмотреть какие Снегурочки «Живут» в видеофильме «Ледяная девочка»


Комментарий: на этом этапе урока применена информационно-коммуникативная технология. Данная работа необходима для создания у детей разных образов героини для дальнейшего анализа сказки. Сопровождает начало просмотра ролика чтение стихотворения учеником:

Где Снегурочка живёт?

Там, где холод, снег и лёд,

Там, где кружится пурга,

Где высокие снега.

Ей построила зима

Ледяные терема.

Там Снегурочка живёт,

Новогодний праздник ждёт.

Учитель: Разных Снегурочек увидели?

Дети: Да

Физминутка для глаз

Учитель: Какими качествами обладала Снегурочка? Какой она была?

Дети: Смышлёная, добрая, трудолюбивая, весёлая, разговорчивая

Учитель: Как меняется настроение Снегурочки и почему?

Дети: С приходом весны она стала печальная и молчаливая

Комментарий: на доске появляется характеристика Снегурочки: описание внешнего вида и качеств характера.

Беленькая Смышлёная

Коса до пояса Добрая

Красивая Трудолюбивая

Румянца нет Весёлая печальная

Разговорчивая молчаливая

Учитель: Вы увидели разных Снегурочек, но все они обладали одинаковыми качествами. Кому присущи эти качества?

Дети: Людям

Учитель: Какой художественный приём применён?

Дети: Олицетворение

Учитель: В чём отличие Снегурочки от людей?

Дети: …

Комментарий: перед детьми поставлена проблема, их предположения различны. Задача учителя подвести их к тому, что главное отличие Снегурочки от людей это то, что у неё нет сердца. Доказательство этого предположения дети сами найдут в тексте – «румянца нет».

Учитель: Несмотря на то, что у Снегурочки нет сердца, она наделена человеческими качествами и народ её очень ценил за доброту, любовь и ласку.

Учитель: Где ещё в сказке встречается волшебство?

Дети: Снегурочка растаяла и превратилась в белое облачко

Учитель: Как вы думаете, могла ли сказка закончиться по-другому?

Дети: (предположения детей)

Учитель: Наверное, эта сказка должна иметь такой конец. Ведь, обернувшись облаком, она каждый год приходит к нам в гости в виде дождя, града и снега. Учитель: Посмотрите на выставку книг. Я говорила о том, что одна и та же народная сказка в разных сборниках может иметь разные варианты текста. В. Даль и А. Толстой обработали народную сказку «Снегурочка» и у них она звучит по новому: появились новые герои, выражения, название сказки изменилось да и заканчивается сказка по-иному, а вот как она заканчивается, мы узнаем, когда вы прочитаете и расскажите нам об этом.

7.Итог урока

*Какие цели ставили перед собой?

*Кто считает, что мы достигли поставленных целей?


*Довольны ли вы уроком и своей работой?

8.Творческая работа


Комментарий: на данном этапе используется технология активизации творческой деятельности. На окне с обратной стороны приклеена иллюстрация Снегурочки.

Учитель: По–моему, кто-то постучал к нам в окно (открываются жалюзи).Да это же Снегурочка!!! Как неожиданно. Наступает весна и пришло время прощаться со снежной девочкой. Какими словами вы бы попрощались с ней?

Дети: До свидания! Возвращайся! И т.д.

Учитель: А я предлагаю такие выражения. (Приложение №5)

Комментарий: Дети записывают слова прощания на шаблонах снежинок. Учитель обращает внимание на правописание имён собственных и слов – обращений. После этого снежинки приклеиваются на скотч по обе стороны от иллюстрации Снегурочки. Эта «изюминка» украсит урок, оставит у детей радость, хорошее настроение и воспоминания об уроке.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока "Снегурочка" (русская народная сказка)

Автор: Соловьева Ирина Валентиновна

Дата: 11.01.2016

Номер свидетельства: 275251

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока литературного чтения на тему "Снегурочка" (русская народная сказка)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_litieraturnogho_chtieniia_na_tiemu_snieghurochka_russkaia_narodn"
    ["file_id"] => string(6) "360502"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479582757"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока  развития речи Снегурочка 3 класс коррекционной школы "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-snieghurochka-3-klass-korriektsionnoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "112735"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408881269"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока литературного чтения в 1 классе. "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-2"
    ["file_id"] => string(6) "180609"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425216192"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока  литературного чтения во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniiavo2klassie"
    ["file_id"] => string(6) "297374"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456168623"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе: «В мире русских народных сказок». "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-v-mirie-russkikh-narodnykh-skazok"
    ["file_id"] => string(6) "177891"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424725790"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства