- Кто же такая Снегурочка (снежная девочка (из снега), внучка Деда Мороза)
Словарная работа
- Прежде, чем прочитаем сказку, давайте разберем слова, которые нам встретятся
- Как вы понимаете:
Души в ней не чают
Работа в руках спорится
В свой черёд
Росла не по дням, а по часам
- Как вы понимаете слова:
Проталины - место, где растаял снег и показалась земля
Жемчуг – драгоценное украшение
Хворост – сухие отпавшие ветки деревьев
Изучение нового материала
- Послушаем сказку. После чтения, постарайтесь определить: к какому виду относится сказка (волшебная, бытовая или о животных)
Физминутка
- В какое время года начинается действие сказки?
Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились.
Играете в снежки
Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.
Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Какие красивые снеговики у вас получились.
Проверка восприятия прочитанного.
- Какое настроение вызвала сказка?
- Когда было особенно интересно?
- Когда было особенно грустно?
- К какому виду сказок она относится? Докажите.
- Как жили старик со старухой?
- Какое горе было у стариков?
- Что предложил старик?
- Зачитайте, как старики лепили Снегурочку?
- Как росла Снегурочка?
- Зачитайте, как выглядела Снегурочка?
- Какая она по характеру?
- Какие изменения произошли в природе с приходом весны?
- Как изменилось настроение Снегурочки?
- Чему обрадовалась Снегурочка весной? Зачитайте.
Сравнение.
- С чем в сказке сравнивается град (жемчуг, с родным братом Снегурочки)
(Жемчуг раньше считался самым дорогим камнем. Каждая девушка мечтала украсить себя им жемчугом.)
- Какие строчки сказки подходят к иллюстрации? Зачитайте.
- Чем занимались девушки в лесу? (Пели песни, водили хороводы, плели венки, разжигали костёр, прыгали через него)
- Так в Древней Руси отмечали праздник Ивана Купалы. Он отмечается 7 июля. B этот день девушки собирали цветы и целебные травы, плели венки из цветов, купались в озерах и реках, прыгали через костры.
- Почему Снегурочка растаяла? (из снега)
Знакомство с шедеврами мировой культуры
- Образ Снегурочки вдохновлял на творчество многих художников.
- Закройте глаза и представьте Снегурочку. Расскажите, какая она у вас получилась?
- Вот так художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку.Эта картина находится в Москве, в Третьяковской галерее.
Закрепление
- Какое любимое время года у снегурочки?
- Смотрите, мы снова вернулись в зимний лес. - Подул сильный зимний ветер и перепутал строчки сказки. Давайте восстановим их последовательность (работа в парах)
«Перепутанные логические цепочки»
Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают.
А Снегурочка день ото дня всё печальнее, всё молчаливее становится.
Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному.
Пришли девушки со Снегурочкой в лес.
Прыгнула над огнём и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко.
Восстанови порядок предложений.
1. Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить.
___ А Снегурочка день ото дня всё печальнее, всё молчаливее становится.
___ Прыгнула над огнём и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко.
___ Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают.
___ Пришли девушки со Снегурочкой в лес.
___ Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному.
- Молодцы, сказку восстановили и ветер стих. И пошел снег. Только снежинки необычные. На них записано начало вопроса, который вы должны составить. (Одни составляют вопросы – другие отвечают)
« Тонкие и толстые вопросы»
Кто…? (слепил Снегурочку?)
Где…? (гуляли дети?)
Когда…? (появились проталины?)
Кого…? (слепили дед и баба?)
Что…? (нарисовал старик Снегурочке?)
Как...? (жили старик и старуха?)
Итог
- Назовите произведение, с которым мы познакомились.