Место работы, должность: МБОУ «СОШ с.Иваниха», учитель русского языка и литературы
Саратов КИЦ «Добродея». 2012, Волжские сказки, легенды и были уч. пособие составитель Л.П. Толкачева, Саратов КИЦ «Добродея». 2012, рабочая тетрадь.
На изучение темы отводится 2 урока.
Урок построен в технологии междисциплинарного обучения, основанной на системно- деятельностном подходе, что предполагает максимальное поощрение и использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания; планируются не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные.
Этапы урока соответствуют структуре продуктивного мыслительного процесса: постановка проблемного вопроса
-поиск ответов на этот вопрос-формулировка вывода- проверка вывода.
Основной метод, применяемый на уроке, - метод исследования, который предполагает построение обучения как творческого процесса открытия ребенком нового знания. Способы организации деятельности учащихся на уроке- индивидуальная, парная и групповая работа.
Тема | Чуваши на Волге |
Цель | Формирование представления о богатой народной культуре нашего региона, знакомство с этнографией народов, населяющих Саратовскую область |
Задачи | Актуализация ранее полученных знаний. Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами. Отработка навыков составления письменного высказывания (синквейна) на заданную тему. |
Формируемые УУД | Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков. Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, создавать письменные высказывания. |
Основные понятия. Термины | кроссворд, синквейн |
Ресурсы: | Волжские сказки, легенды и были уч. пособие составитель Л.П. Толкачева, Саратов КИЦ «Добродея». 2012, рабочая тетрадь. |
Организация пространства | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку -Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | | | |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах. Вопросы для обсуждения: Давайте вспомним, какую народность, населявшую Волгу мы изучили? А что именно мы о них узнали? | Обучающиеся дают полный ответ о народностях, населявших Волгу, об их нравах, быте и культуре. |
| Владение ключевыми понятиями. | Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить учебную цель и задачу. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Постановка проблемы: какие народности заселяли древнюю Волгу? Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока. | Обучающиеся смотрят презентацию после чего формулируют тему и цель урока. | Чтение сказки «Что сильнее всего на свете» Обучающимся предложены высказывания: Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит. (Хаббард) Человек, который ищет истину и обычно отклоняется от принятых истин, обычно считается сумасшедшим. (Гельвеций). Вопросы: Как вы понимаете эти выказывания? Обоснуйте свою точку зрения. | Владение навыками аргументированного устного высказывания. | Способность ставить новые учебные цели и задачи |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с преданием «Скифы и персидский царь Дарий» | Предлагает обучающимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп: Подписать к каждому герою его мнение о силе. 1 группа даёт заключение: что сильнее всего на свете? 2 группа– проанализируйте в чем видел силу каждый пришедший к царю ? | 1 группа Составление синквейна на тему «Сила», определение, какие ключевые понятия и аспекты входят в понятие. 2 группа Составление кроссворда по сказке. | Обучающимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему. Работа с текстом сказки, составление синквейна; Работа с текстом сказки, составление кроссворда | Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение. | Определение основной и второстепенной информации; Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; Выдвижение гипотез и их доказательство |
V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности Цель. Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления продукта своей деятельности | Предлагает обучающимся рассказать о результатах своего исследования. | Обучающиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников. | Предлагается обучающимся рассказать о результатах своего исследования, с опорой на записи в тетради, синквейн, кроссворд | | Навыки отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний; Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач |
VI. Работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверка степени усвоения учебного материала | Учитель предлагает обучающимся проверить свои знания текста пройдя тест | Отвечают на вопросы теста | Выполнение теста с последующей самопроверкой | Поиск и выделение необходимой информации | Формирование навыков самооценки |
VII. Включение новых знаний в систему знаний Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | Учитель предлагает обучающимся написать сочинение-миниатюру на тему: "Сильнее всего – правдивое слово" | Оформляют письменное высказывание в форме эссе с последующим почтением вслух и обсуждением прочитанного. | Самостоятельная творческая работа | Создание письменного высказывания и его представление | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Рефлексия ученическая и учительская. | Оценивают свою работу на уроке | Заполнение рефлексивной карты Сегодня на уроке я: Что получилось и что не получилось? Достигли ли цели, поставленной в начале урока? Если нет, что необходимо сделать для ее достижения? Какие новые вопросы возникли в конце урока? | | Формирование навыков рефлексии |
IX. Д/з. | Задание 1 уровня: Составить свои вопросы к сказке Задание 2 уровня: Сочинение о силе правдивого слова | Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить. | Записать домашнее задание на следующий урок | | |