Конспект урока литературы "О МАТЬ МОЯ, ПОДВИГНУТ Я ТОБОЮ…"
Конспект урока литературы "О МАТЬ МОЯ, ПОДВИГНУТ Я ТОБОЮ…"
Цели урока:
Обучающая: познакомить учащихся с творчеством поэтов и писателей родного края(а так же поэтов 19-20 вв.) и показать, как исполнена лирика этих поэтов любовью к матери. (т.е. познакомить с текстами произведений, созвучных с темой урока), формирование речевой культуры.
Развивающая: развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения и эмоционального восприятия лирического произведения; обогащение знаний по краеведению.
Воспитательная: опираясь на произведения художественной литературы, показывающие многогранность прекрасного материнского чувства, воспитывать у учащихся бережное, уважительное отношение к своим родителям, стремление понимать и помогать им; подчеркнуть значение взаимного долженствования, взаимной заботы в семье для формирования нравственности детей.
Содержание знаний, умений и навыков:
1. Учащиеся должны знать: поэтов родного края и их произведения, созвучные с темой урока.
2. Учащиеся должны уметь: выразительно читать лирические произведения, обмениваться мнениями и дискутировать,
Методы урока: беседа, фронтальный опрос, чтение стихотворений наизусть.
Метод обучения: исследовательский, эвристический.
Оснащение урока (оборудование): Стенд «Литературное краеведение», карта Ульяновской области, в середине кабинета расставлены красиво оформленные столики для учащихся, их родителей и гостей, беджики для родителей, с указанием их имен и отчеств, книжная выставка, надувные шары с выдержками из сочинений учащихся «О мать моя, подвигнут я тобою», музыка записана на аудиокассету, магнитофон, на протяжении всего урока слова ведущих и чтецов сопровождает инструментальная музыка, тщательно подобранная в соответствии с темой урока, иллюстрации художников, ПЛАКАТЫ: «Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать» Н. Островский «Вовремя, при жизни их должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать, и сделать для них все доброе, что можем сделать» А. Алексин «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери.» Ю. Яковлев. «Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное...» В. Шукшин «Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери» М. Горький «Горжусь… что имел подобную мать, ни о чем и ни о ком у меня мысль так не светла, воспоминание так не свято, как о ней» И. Гончаров
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "О МАТЬ МОЯ, ПОДВИГНУТ Я ТОБОЮ…" »
«О МАТЬ МОЯ, ПОДВИГНУТ Я ТОБОЮ…»
Цели урока:
Обучающая: познакомить учащихся с творчеством поэтов и писателей родного края(а так же поэтов 19-20 вв.) и показать, как исполнена лирика этих поэтов любовью к матери. (т.е. познакомить с текстами произведений, созвучных с темой урока), формирование речевой культуры.
Развивающая: развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения и эмоционального восприятия лирического произведения; обогащение знаний по краеведению.
Воспитательная: опираясь на произведения художественной литературы, показывающие многогранность прекрасного материнского чувства, воспитывать у учащихся бережное, уважительное отношение к своим родителям, стремление понимать и помогать им; подчеркнуть значение взаимного долженствования, взаимной заботы в семье для формирования нравственности детей.
Содержание знаний, умений и навыков:
1. Учащиеся должны знать: поэтов родного края и их произведения, созвучные с темой урока.
2. Учащиеся должны уметь: выразительно читать лирические произведения, обмениваться мнениями и дискутировать,
Методы урока: беседа, фронтальный опрос, чтение стихотворений наизусть.
Метод обучения: исследовательский, эвристический.
Оснащение урока (оборудование): Стенд «Литературное краеведение», карта Ульяновской области, в середине кабинета расставлены красиво оформленные столики для учащихся, их родителей и гостей, беджики для родителей, с указанием их имен и отчеств, книжная выставка, надувные шары с выдержками из сочинений учащихся «О мать моя, подвигнут я тобою», музыка записана на аудиокассету, магнитофон, на протяжении всего урока слова ведущих и чтецов сопровождает инструментальная музыка, тщательно подобранная в соответствии с темой урока, иллюстрации художников, ПЛАКАТЫ: «Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать» Н. Островский «Вовремя, при жизни их должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать, и сделать для них все доброе, что можем сделать» А. Алексин «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери.» Ю. Яковлев. «Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное...» В. Шукшин «Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери» М. Горький «Горжусь… что имел подобную мать, ни о чем и ни о ком у меня мысль так не светла, воспоминание так не свято, как о ней» И. Гончаров
Форма урока: литературно-музыкальная композиция «О мать моя, подвигнут я тобою»
Структура урока:
Организация начала занятия.
Подготовка к основному этапу занятия.
Закрепление новых знаний и способов действий.
Подведение итогов занятия.
Ход урока:
Запись Э.Грига «Песня Сольвейг»(приглушенно)(3:22 минуты)
1 ученик
Знаешь, мама, в странах разных,
Где случалось мне бывать,
Есть один хороший праздник-
День, когда в почете мать.
2 ученица
Астронавт из дали звездной,
Водолаз из глубин вод
В этот день, пусть даже поздно,
В гости к матери придет.
3 ученик
И забыв о прежних спорах,
Для нее найдут слова
Те счастливцы, у которых
Мама старая жива…
4 ученица
Вот и стало мне обидно:
Просчитал я четки лет,
Дней таких у нас не видно,
Праздника такого нет.
5 ученик
Мы, душевно уважая
То, чем наша жизнь крепка
Знаем праздник урожая,
День врача, день горняка…
6 ученица
Как же мы, гордясь трудами
Городов и деревень,
Вечной труженице – маме
Посвятить забыли день?!
7 ученик
День! Себя прервал я гневно
Только день из многих дней?!
Разве мы не ежедневно
Всей душой стремимся к ней?!
8 ученица
Не всегда нам светит разве
нежности ее звезда?...
Так ли нужен этот праздник,
Если в сердце мать всегда?!
9 ученик
Смысла мало в укоризне!
Календарь нем не указ!
Каждый день разумной жизни –
Праздник Матери – для нас!
Учитель
Когда вышло в свет это стихотворение Расула Гамзатова «Берегите матерей», в календаре не было, по-настоящему, истинного праздника – праздника Матери. Кто знает, может именно это произведение таджикского поэта, стало отправной точкой сегодняшнего праздника. А ведь именно сегодня, 28 ноября, мы отмечаем великий праздник – праздник Матери.
Цель нашего урока не только в том, чтобы познакомить вас с поэтами и писателями родного края, с поэтами-юбилярами, не только в том, чтобы «вместе с ними» поздравить наших мам с праздником, но и в том, чтобы задуматься, как понимать самых близких нам людей, помочь вам увидеть друг друга как бы со стороны и проникнуться заботами друг друга.
Запись О. Газманова «Мама»(4 минуты)
(2-ое учащихся читают отрывок из поэмы С. Острового «Мать».)
Она:
Первое слово ребенок сказал:
— Мама!
О н: Вырос. Солдатом пошел на вокзал:
— Мама!
Она: Вот он в атаке на дымную землю упал:
— Мама!
Он: Встал и пошел. И губами горячими к жизни припал:
— Мама!
Вместе: Люди! Братья мои! Берегите своих матерей! Настоящая Мать человеку Дается однажды.
Учитель
Начнем с очевидного. Слово «мама» - особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает в зрелые годы, с ним мы уходим из жизни. Случайно ли, что ребенок, еще не умеющий говорить раньше других слов произносит «мама»?! Если мы обратимся к этимологическому словарю русского языка, то прочтем, что слово «мама» образовано самими детьми при удвоении слога «ма». Это слово произносится одинаково на многих языках.
Учитель (читает стихотворение Р.Гамзатова): По-русски - "мама", по-грузински "нана". А по-аварски - ласково "баба". Из тысяч слов земли и океана У этого особая судьба.
Став первым словом в год наш колыбельный, Оно порой входило в дымный круг И на устах солдата в час смертельный Последним зовом становилось вдруг.
На это слово не ложатся тени, И в тишине, наверно, потому Слова другие, преклонив колени, Желают исповедаться ему.
Родник, услугу оказав кувшину, Лепечет это слово оттого, Что вспоминает горную вершину - Она прослыла матерью его.
И молния прорежет тучу снова, И я услышу, за дождем следя, Как, впитываясь в землю, это слово Вызванивают капельки дождя.
Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя, И, скрыв слезу при ясном свете дня, Не беспокойся, мама, говорю я, Все хорошо, родная, у меня.
Тревожится за сына постоянно Святой любви великая раба. По-русски "мама", по-грузински "нана" И по-аварски - ласково "баба".
Учитель
Ребята, у меня к вам необычная просьба. Давайте попробуем описать свою маму. (Ведется беседа с учениками). Кто-нибудь хочет высказаться еще? Нет? Тогда спасибо. Оказывается, это очень трудно. Легче описать любую героиню литературного произведения.
Ученик (читает стихотворение «Красивая мама» С. Богомазова)
Красивые мамы, на свете вас много В глаза вы глядите открыто и прямо, В какую бы даль не звала нас дорога, Нас провожают красивые мамы.
Мы маме так редко приносим букеты Но каждый так часто её огорчает. А добрая мама прощает всё это Красивая мама всё это прощает.
Под грузом забот, не сгибаясь, упрямо Она выполняет свой долг терпеливо… Красива по-своему каждая мама, Любовью своей материнской красива.
Нас в детстве она забавляет игрушкой, Порой мы о чём-то ей шепчем счастливо Когда-нибудь, мама, ты станешь старушкой, Но будешь по-прежнему самой красивой.
Учитель:
Мы обладаем нашей родной литературой, так много сказавшей миру о матери. Именно наши русские писатели и поэты подняли тему материнства на такую высоту. Александр Блок, Сергей Есенин, Сергей Аксаков, Иван Гончаров будут сегодня «путеводными звездами» на нашем уроке. И помогут нам поближе узнать о наших милых, добрых, порою усталых, раздраженных, занятых работой, проблемами семьи мамах.
Ученица: (А. Блок)
Неслучайно сегодня на нашем уроке мы обращаемся к взаимоотношениям А. Блока с его матерью. Ведь именно сегодня, 28 ноября, мы празднуем не только День матери, но и юбилейную дату со дня рождения поэта ХХ - века. Сегодня мы отмечаем 185-ый юбилей творца «серебряного» века. Неслучайное это совпадение: люди, знавшие семью Александра Александровича поражались способности матери и сына на расстоянии чувствовать тревогу и волнение друг друга. Вот и сегодня эти праздники слились воедино, как бы вновь соединяя Александру Андреевну и ее сына Александра Александровича Блока.
Ученик: (читает стихотворение И. Дружинина):
Мама, ты сколько ночей над моим изголовьем Тихо склонялась, забыв о покое и сне. Мама, хочу на заботу ответить любовью, Знаю: ты столько хорошего сделала мне. Стану я взрослым, я буду отважным и смелым, Многое, многое в жизни, наверно, смогу, Но что ни свершу я и что я на свете ни сделаю, Я перед мамою в вечном останусь долгу!
Ученица: (С. Есенин)
Сегодня у нас «в гостях» еще один юбиляр – это Сергей Александрович Есенин. 3 октября мы отмечали 110-летний день рождения поэта. Имя Сергея Есенина представлено в поэтическом мире, как имя поэта , у которого мать – чуть ли не самое значительное лицо. Хотя, перелистав все собрания сочинений Есенина, я нашла только шесть лирических произведений, посвященных и обращенных матери. Но именно знаменитое «Письмо матери» стало поистине народной песней.
(3-ое учащихся читают стихотворение С. Есенина «Письмо матери»)
1 ученик:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет, тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится дно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
2 ученик:
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
3 ученик:
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Запись группы «Любэ» «Мама» (4 минуты)
Учитель:
Дорогие дети, подобно писателям мы тоже с вами пробовали написать сочинение на тему «О мать моя, подвигнут я тобою». О результатах этой письменной работы я вам уже говорила, сегодня мне хочется зачитать самые интересные мысли, которые по праву могли бы претендовать на место афоризмов. Я не буду называть авторов, мы договорились, что пусть наши работы останутся безымянными.
«Я люблю и уважаю свою маму за то, что она единственная моя мама. Люблю за то, что она меня понимает и дает советы»
«Я люблю и уважаю свою маму за то, что она меня родила, вырастила и воспитала. Еще за то, что она меня любит и терпит (я часто бываю невыносимой)»
«Как можно маму не любить? Ведь мама- это самое главное в жизни человека»
«Я люблю свою маму за то, что она дала мне жизнь, воспитала меня и довела до ума. Всю свою жизнь я чувствовала от нее только тепло, а сегодня, когда я писала это сочинение, я поняла, что эта тепло - ее любовь».
«Мое отношение к маме самое теплое, нежное, светлое. Я ее очень сильно люблю, и люблю за то, что она просто есть. Я знаю точно - она меня тоже любит»
«Зная себя, я поражаюсь выдержки своей мамы, ну как ее можно не любить за своеобразное терпение к нам, к детям»
«Когда я болею, мама не оставит меня ни на минуту, даже когда она на работе, звонит по телефону, справляясь о моем самочувствии. Мне нравится , как меня воспитала моя мама»
«Я уважаю свою маму за то, что она никогда не навязывает своего мнения, а выслушает мое. Моей маме достаточно меня попросить о чем-то (без крика) и я все выполню»
«Для меня отец и мама - самые лучшие люди на свете»
Учитель:
Есть такая легенда о Корнелии Гракх, которую я хочу вам рассказать. «Ежегодно в Риме во втором веке до нашей эры проводился смотр красоты. В нем принимали участие самые богатые женщины города. Участвовала в этих смотрах и Корнелия Гракх. Многих она затмевала своей красотой, блеском украшений. После гибели мужа Корнелия перестала бывать на смотрах. Но через несколько лет снова стала участницей конкурса.
Она вышла в строгом одеянии, без единого украшения. «Корнелия, - послышались голоса, где же твои драгоценности?» - «Сейчас покажу!» - ответила красавица.
И вывела за руку троих своих детей – сыновей Тиберия и Гракха и дочь Корнелию. «Вот мои драгоценности!» - сказала она. Дорогие мамы, а что вы могли бы сказать о ваших «драгоценностях», о ваших детях? Может быть, я задам вам банальный вопрос «За что же вы любите своих детей?» (Ведется беседа с родителями)
Учитель:
Когда я проверяла сочинения ребят, я порадовалась за вас, дорогие родители, дорогие мамы. Большинство детей рады тому, как вы их воспитываете, отрадно и то, что 80% детей ничего бы не хотели переделывать в своих родителях и менять. Одна единственная проблема – это проблема времени, которое вы отводите своим детям «на прогулки при луне». Как вы справляетесь с этой «проблемой» (Дискуссия между родителями и детьми).
Ученица:
Готовясь к этому уроку, я узнала, что такие писатели как Иван Александрович Гончаров и Сергей Тимофеевич Аксаков являются нашими земляками. Эти писатели внесли свой вклад в литературу 19 века.
Учитель:
Перу Гончарова принадлежат известные романы: «Обрыв», «Обломов» и «Обыкновенная история». Ребята, заметили вы особенность в названии романов Ивана Александровича. А Сергей Тимофеевич Аксаков жил у своих родственников в наших краях и написал автобиографическую хронику «Детские годы Багрова-внука». Но вам он больше, конечно, известен как автор «Аленького цветочка».
В такой торжественный праздник я должна дать вам домашнее задание: подготовить интересные факты из жизни Гончарова к следующему уроку. Составить характеристику главного героя Обломова по одноименному роману, и сравнить ее с биографией Гончарова. Дополнительную оценку получит тот, кто узнает, где конкретно жил Аксаков, когда работал над своей хроникой «Детские годы Багрова-внука»?
1 ученица:
Неслучайно, что одним из элементов домашнего задания является сравнительная характеристика между Обломовым и самим автором (Гончаровым). Ведь в романе Гончарова «Обломов» есть такой отрывок «… Ему опять улыбался новый образ, не эгоистки Ольги, не страстно любящей жены, не матери-няньки, увядающее потом в бесцветной, никому не нужной жизни, а что-то другое, другое, высокое, почти небывалое… Ему грезилась мать…»
Семья Гончаровых была многочисленной и Авдотье Матвеевне, матери писателя, было очень трудно распределить поровну свою симпатию между четырьмя детьми. Как говорил сам Иван Александрович; «Она любила очень умно!».
2 ученик:
Из воспоминаний Гончарова: «Она была взыскательна и не пропускала без наказания или замечания ни одной шалости, особенно, если в шалости крылось зерно будущего порока. Горжусь…что имел подобную мать, ни о чем и ни о ком у меня мысль так не светла, воспоминание так не свято, как о ней»
1 ученица (читает стихотворение «Мама»):
Я помню, как-то в школьные года, С большой я буквы "Мама" написала, И мне оценку снизили тогда, Чем я удивлена была немало. Впоследствии я всё же поняла, Что жаловалась зря тогда подругам, Что неправа, конечно, я была, И снижена оценка по заслугам. И всё же не согласна я душой, Об этом и сейчас твержу упрямо Что надо с буквы всё-таки большой, Писать всем дорогое слово "Мама".
1 ученица:
Как вы думаете, отличаются ли московские, петербургские, рязанские матери от симбирских матерей. Я думаю, что нет. В доказательство, хочу привести пример самоотверженной любви Марии Николаевны Аксаковой к своему сыну. Аксаков Сергей Тимофеевич был смертельно болен, но мать продолжала бороться за жизнь своего ребенка.
2 ученик:
Из воспоминаний Аксакова: «Доктора и все окружающие давно осудили меня на смерть. Страданий моей матери описать невозможно, но восторженное присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда не оставляли ее. Многие ей советовали «покориться воле божьей», но с гневом встречала такие речи моя мать и отвечала, что пока искра жизни тлеется во мне, она не перестанет делать все, что может для моего спасения, - и снова клала меня, бесчувственного, в крепительную ванну, вливала в рот бульону, целые часы натирала мне грудь и спину голыми руками, а если и это не помогало, то наполняла легкие мои дыханием – и я, после глубокого вздоха, начинал дышать сильнее, как будто просыпался к жизни, получал сознание, начинал принимать пищу и говорить, и даже поправлялся на некоторое время. Так было не один раз»
1 ученица:
«Вот, где было настоящее торжество безграничной, бескорыстной, полной самоотвержения материнской любви!»
2 ученик:
Из воспоминаний Аксакова: «Я был прежде всего больной ребенок, и она некогда проводила целые годы безотлучно у моей детской кроватки; никто не знал, когда она спала, ничья рука, кроме ее, ко мне не прикасалась… Вот где доказала мне мать любовь свою!»
Ученик: (читает стихотворение "О вера наших матерей.." В. Коротаев)
О вера наших матерей, Вовек не знающая меры, Святая, трепетная вера В нас, подрастающих детей, Её, как свет в березняке, Не вытравит ничто на свете: Ни единицы в дневнике, Ни злые жалобы соседей. Уж матери - такой народ - Вздохнут, Нас долгим взглядом смеря: Пусть перебесятся, пройдет, И снова верят, верят, верят. Как верят матери одни Взыскательно и терпеливо. И - не крикливые - они Не почитают это дивом. И просто нипочем года Их вере, трепетной и нежной, Вот только мы-то не всегда Оправдываем их надежды.
Учитель:
Тема нашего урока поистине неисчерпаема. Слова о Матери звучат как гимн самой жизни. Сегодня нашими собеседниками были многие поэты и писатели, сказавшие свое слово о матери.
Дорогие мамы, у меня в руках сочинения ваших детей со словами признания вам в любви. Пусть не узнаете вы авторов этих работ, но я верю, что первые шаги ваши дети уже сделали.
«Мама, прости меня, пожалуйста, за то, что я сделал не так. Я тобой очень дорожу и не смогу без тебя жить».
«Мама, за все причиненные тебе обиды, за твои выплаканные слезы, прошу у тебя прощения!»
«Спасибо Маме за то, что она меня произвела на свет, спасибо за то, что она помогает, одевает и кормит. Спасибо за то, что терпит нас, потому что она одна женщина, а нас четыре мужика».
«Я очень тебя люблю, дорогая моя мама, даже не знаю, что и написать, нет слов, просто хочу извиниться за все, если я что-то делала не так или не так себя повела»
Ученик: (читает стихотворение В. Романича)
У матерей священные права:
Казнить и миловать,
Надеяться и плакать.
И жребий свой,
приобретя едва,
нести сквозь радости,
сомнения и слякоть.
У матерей обязанность одна:
себя забыв, в заботах распыляться.
И плоть, и душу выложив до дна,
душой и плотью в ком-то растворяться.
И ничего не требовать взамен!
Лишь жертвенно надеяться и верить,
Любя такой любовью без имен,
что мерками земными не измерить.
У матерей отчаянья одни:
Самоотверженно
у жизни на исходе стоять за жизнь.
И в чем-то тут сродни
они великой матери природе.
И пусть за все воздастся щедро ей!
Собрав букет любовь и откровенье,
придите, дети, к матери своей
и станьте перед нею на колени.
Учащиеся дарят шарики, внутри которых заложены записки с отрывками из письменных работ ребят.
Ученик: (исполняет песню под сопровождение гитары). Учащиеся подпевают.
Учитель:
Всем огромное спасибо!Думается, что под влиянием сегодняшнего урока вы будете внимательнее к мамам, и роль матери в вашей жизни вы поймете и оцените так, как понимали и оценивали А. Блок, С. Есенин, С. Аксаков, И. Гончаров.
Запись песни Анастасии Кочетковой и Доминика Джокера «Мама, я люблю тебя» (3 мин.)