kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме"Малая родина в творчестве С.В. Викулова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Малая родина в творчестве Сергея Васильевича Викулова" входит в систему уроков внеклассного чтения "Литературное краеведение". Урок предназначен для обучающихся коррекционных школ 8 вида. урок проводится после изучения стихотворения И.С.Никитина "Русь" и состоит из конспекта и презентации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме"Малая родина в творчестве С.В. Викулова" »

Методическая разработка урока литературы

в 8 классе коррекционной школы VIII вида

по теме: «Литература Белозерского края»

Составитель: Богданова Галина Эдуардовна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Белозерская с(к)ош-интернат VIII вида»

Тема урока: Малая родина в творчестве Сергея Васильевича Викулова

Тип урока – комбинированный (урок внеклассного чтения)

Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить с фактами биографии поэта и его произведениями.

  • Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие памяти, слухового восприятия, мыслительной деятельности.

  • Воспитывающая: воспитывать нравственные качества: любовь к родному краю, стране, уважение к людям труда.

Средства обучения: презентация, наглядность.

Методы: рассказ учителя, беседа, выразительное чтение

Оборудование урока:

  1. Чтение 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида. Автор-составитель З.Ф.Малышева, Москва, «Просвещение», 2013.

  2. Портрет С.В. Викулова.

  3. Книги со стихотворениями поэта.

  4. Мультимедийный проектор.

  5. Стенд по литературному краеведению.

  6. Рисунки учащихся по теме «Вот моя деревня, вот мой дом родной…»

1.Организационно-подготовительный этап Слайд 1

Долгожданный дан звонок - 
Начинается урок.  Слайд 2

2. Основной этап

а) Проверка домашнего задания: фронтальный опрос Слайд 3

-Какими образными словами и выражениями Иван Саввич Никитин передаёт величие своей родины в стихотворении «Русь»?

-В каких строках поэт говорит о своей любви к родине?

б) Пропедевтика учащихся к усвоению нового материала

- Как вы понимаете слово «Родина»?

-Что означает понятие «малая родина»?

-Какие однокоренные слова есть к слову «родина»? (род, родословная, родня, родич, родители, родственники) Слайд 4

в) Сообщение нового материала

Тема нашего урока внеклассного чтения: «Малая родина в творчестве С. В. Викулова». Слайд 5

-Сформулируйте цели урока (осветить биографию поэта, познакомиться с его стихотворениями о родине)

Слово учителя: Сергей Васильевич Викулов родился 28 июня 1922 года в деревне Емельяновской в двадцати километрах от Белозерска.
Родители Сергея - крестьяне. Отец - фельдшер, мать - колхозница. Слайд 6.

Когда семья переехала в село Мегра, в школе мальчик подружился с Сергеем Орловым, будущим поэтом.

После окончания школы Сергей поступил в Белозерское педучилище. Первые стихи появились в газете «Белозерский колхозник».

В 1940 году, по направлению военкомата, Сергей отправился в Севастополь для поступления в училище зенитной артиллерии. До Чере­повца плыл на теплоходе, а в городе впервые увидел железную дорогу, па­ровоз...
Учебу прервала война. Досрочно получив звание лейтенанта, 5 декабря 1941 года Сергей прибывает на фронт, участвует в разгроме немцев под Москвой.

Слайд 7

Демобилизовался поэт только в 1946 году. Сразу же поступил в Вологодский государственный педагогический институт, серьезно занимался творчеством. Со своими произведениями поэт выступал в газетах и журналах, выпускал сборники стихотворений. Слайд 8
С. В. Викулов умер 1 июля 2006 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище Слайд 9

г) Закрепление полученных знаний

-Что вы узнали о поэте-земляке?

Слово учителя. Любовь к крестьянскому труду, к быту русской деревни, сыновняя привязанность к родной земле характеризует содержание поэзии Сергея Викулова.

“Возвращение” Слайд 10

Вот и дом мой. Старые березы.

У окна по-прежнему шумят.
Я пришел. Но почему же слезы?
С радости, как люди говорят?
Утром рано-рано на крылечке,
Словно завороженный стою,
И в окошко вижу я у печки
Маму постаревшую мою.

Я шатаюсь, словно выпил лишку.

Только дверь толкнул – и дома … вот!
- Помнишь, мама, среднего сынишку,
Много доставлявшего хлопот?

Я пришел. Но знаю: нету брата.
Я пришел. Но знаю: нет отца.
Утираю, будто виноватый
В чем-то, слезы с мамина лица.

-Как вы думаете, когда поэт написал это стихотворение? (когда вернулся домой с войны)

-Какие факты биографии упоминаются в стихотворении? (гибель отца и брата на войне)

-Что для поэта родина? (родной дом, берёзы у окна, постаревшая мать)

-Как нужно читать это стихотворение? (грустно, задушевно)

-Запишите вывод: малая родина для С. Викулова - это родной дом и его родные.

- Прочитайте самостоятельно стихотворение и объясните его название.

«Родословная» (отрывок)

Оглядываюсь с гордостью назад:

прекрасно родовое древо наше!

Кто прадед мой? – Солдат и землепашец.

Кто дед мой? –

Землепашец и солдат.

Солдат и землепашец мой отец.

И сам я был солдатом, наконец.

Прямая жизнь у родичей моих.

Мужчины – те в руках держали

то плуг, то меч … А бабы, жёны их –

солдат земле да пахарей рожали.

Ни генералов нету, ни вельмож

в моём роду. Какие там вельможи…

………………………………………….

Ничем себя возвысить не хочу.

Я только ветвь на дереве могучем.

Шумит оно, когда клубятся тучи,-

и я шумлю … Молчит - и я молчу.

-Каким чувством проникнуто произведение? (гордостью за своё крестьянское происхождение)

-Какие слова непонятны?

Словарная работа: Слайд 11

Родовое древо-

Прадед-

Вельможа-

-Как нужно читать стихотворение? (торжественно, громко)

-Что такое родина для поэта на основе стихотворения?

-Запишите: родина-это крестьянское происхождение, родная деревня.

-От чего зависит урожай крестьянина? (от погодных условий, почвы, вложенного труда)

Чтение стихотворения подготовленным учащимся.

«Разговор с попутчиком» (отрывок) Слайд 12

Край наш – это верно, брат,-

Виноградом не богат.

И земля у нас сырая,

И болота широки.

Но на свете лучше края нет, считают земляки.

 -Хорошо у нас в краю,-

Сами шутят,- как в раю!

Клюквы, луку да рябины

Отродясь не переесть.

А брусники, а малины

В нашем крае сколько есть?

 ………………………………

Сахар есть – внакладку пьют,

вышел весь – вприглядку пьют,

пьют с малиной, пьют охотно

с клюквой – ягодой болотной,

потому как виноград

здесь не зреет. Верно, брат!

 Но ведь мы вперёд глядим,

сложа руки не сидим.

Кое-где и в нашем крае

по весне цветут сады…

А короче – хватит хаять

край наш: не было б беды.

-О чём это стихотворение? (о природе)

-Что означает слово «хаять»? (ругать)

-Чем богата природа нашего края? Прочитайте.

-На основе стихотворения сформулируйте вывод, что такое родина для поэта?

-Запишите: родина - это родная природа.

-Как нужно читать стихотворение? (с юмором, весело)

  1. Заключительный этап.

-Какое из стихотворений С. Викулова вам понравилось больше всего?

а) Обобщение

Обобщите сказанное: какой смысл вкладывает поэт в понятие «малая родина»?

Малая родина С. Викулова – это родной дом и его родные, крестьянское происхождение и родная деревня, родная природа. Слайд 13

-А что для вас родина? Расскажите о своих родных местах и ваших родственниках по плану:

1. Место рождения (город, село, посёлок, деревня) Слайд 14

2. Улица, дом, квартира.

3. Мои родные.

4. Достопримечательности и известные люди (если есть).

5.Любимый уголок природы (рисунок).

В) Итог

-О чём говорили на уроке?

-Какие памятные места нашего города связаны с именем С. Викулова.

Слайд 15

Слово учителя: Жил С. Викулов, как все люди живут. Он пришёл к людям для того, чтобы рассказать о мире, в котором родился, что деревня не глухой угол, а исток всему, что есть дорогого для человека на земле. Поэтому стихотворения о малой родине в его творчестве занимают достойное место.

Г) Рефлексия Слайд 16

Я узнал...

Я научился…

Мне понравилось...

Я затруднялся…

Моё настроение…

Д) Домашнее задание Слайд 17

Подготовить выразительное чтение стихотворения по выбору

Литература:

  1. Сергей Викулов «Остался в поле след». Стихи и поэмы, М., «Современник»,1979.

  2. Сергей Викулов «Прости, берёза», М., «Молодая гвардия»,1981.

  3. В.А. Оботуров «Сергей Викулов», М., «Современник», 1983.

  4. Вл. Коробов Писатели Советской России. «Сергей Викулов», М., «Советская Россия»,1980.

  5. С. Викулов «Плуг и борозда». Стихи. М., «Советская Россия»,1976.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по теме"Малая родина в творчестве С.В. Викулова"

Автор: Богданова Галина Эдуардовна

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 159235


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства