kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе в 7 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русской литературы в 7 классе на тему"Великая Отечественная война в зеркале поэзии".Данный урок разрабатывала на конкурс "Учитель года"-2015.Также урок посвящён 70-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.К уроку имеется приложение с заданиями.Урок познавательный,дети больше узнают о войне 1941-1945 г.г.Буду рада,если кто-то заинтересуется моей разработкой и воспользуется ей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по литературе в 7 классе»











Урок литературы в 7 классе

Тема:

«Великая Отечественная война

в зеркале поэзии».





















Подготовила: учитель русского языка и литературы Ерухина Н.В.

КГУ «Гордеевская средняя школа »

2015-2016 уч. год

Тема: Великая Отечественная война в зеркале поэзии.

Цель: показать отражение темы Великой Отечественной войны в лирике поэтов.

Задачи:

-обобщить и дополнить знания учащихся о Великой Отечественной войне, о писателях ,писавших о войне;

-развивать творческие способности, умение выразительно читать;

-воспитывать чувство патриотизма, духовно-нравственные качества , уважение к ветеранам войны.

Тип урока: урок-обобщение.

Форма урока: комбинированный.

Методы: индивидуальная и групповая работа, словесный ,поисковый, творческий.

Оборудование: ИКТ, раздаточный материал.

Межпредметная связь: история, музыка, география, искусство.

Эпиграф урока: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» .( Ю. Друнина)

Ход урока

Организационный момент:

Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече!

Сегодня у нас с вами будет урок литературы. Я думаю, что урок будет познавательным, не оставит равнодушным никого. А чтобы он прошёл интересно,

я очень хочу, чтобы вы, ребята, были активными и помогали мне. Меня зовут Нина Витальевна, я работаю учителем русского языка и литературы в Гордеевской средней школе. С вами, ребята, я познакомлюсь в ходе работы.

Работать вы сегодня будете в группах. Давайте выберем спикеров команд. Спикер запишет фамилии участников команды и будет следить за работой каждого участника, потому что оценивать себя будет каждый сам в конце урока.





Психологический настрой:

Ребята, выходите все, пожалуйста, ко мне. Давайте сделаем большой, красивый круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и скажем слова пожелания.

Спасибо, ребята. Садитесь на места.

Ассоциации.

Ребята, каждой команде я раздам ключевые слова, которые помогут вам определить тему нашего урока. Какие ассоциации возникают у вас , когда вы слышите данные слова? Отвечать будет каждый участник. Отвечать нужно будет быстро, потому что на выполнение этого задания даётся 2 минуты.

На доске слова для команд: МУЗА, ВОЙНА, РОДИНА.

1команда-слово «Муза»

2 команда-слово «Война»

3 команда- слово «Родина».

Ребята дают ответы.

Как эти слова взаимосвязаны?

Теперь мы сможем сформулировать тему нашего урока?

Правильно, ребята! Тема нашего урока: «Великая Отечественная война в зеркале поэзии».

Цель урока: показать отражение темы Великой Отечественной войны в лирике поэтов.

Ребята, что вы знаете о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г ?

Творчество каких писателей связано с военной тематикой?

Какую годовщину великой Победы мы скоро будем отмечать?

Молодцы, ребята! Сейчас мы вместе дополним наши ответы некоторыми сведениями из истории.( раздать информацию о войне учащимся)

(На фоне музыки) 1.Ученик: 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Так началась Великая Отечественная война, самая кровавая и беспощадная за всю историю XX века. Миллионы людей погибли на фронте или пропали без вести, но многие вернулись, получив ранения, пройдя испытания пленом.

Учитель: «Когда пушки гремят, музы молчат»- гласит старинный афоризм. Но в годы Великой Отечественной войны этот афоризм опровергли. Напротив, муза не молчала - она боролась! По меткому выражению А.Толстого, литература стала «голосом героической души народа». И пушечная канонада не могла заглушить этот голос.

2.Ученик: Свыше тысячи писателей ушли на фронт, работая военными корреспондентами радио, газет. Около 500 писателей погибли. В военные годы наиболее популярна была поэзия. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая гимном Великой Отечественной войны «Священная война» В.Лебедева-Кумача.

3Ученик. Судьба блокадного Ленинграда стала болью всей страны. Из далёкого Казахстана мудрый акын Ж.Жабаев посылал слова поддержки и веры (стихотворение «Ленинградцы, дети мои»).

Учитель: Стихи о войне, написанные поэтами , которые либо сами воевали на фронте, либо являлись армейскими корреспондентами как (К.М. Симонов), либо переживали все тяготы военного времени в тылу, выступая со своими стихами в госпиталях перед ранеными солдатами (как А.А.Ахматова). И поэтому они знали о войне не понаслышке, война прошла через их сердца, перевернув всю жизнь. Поэты одновременно творили историю и запечатлевали ее в своих произведениях- пронзительных и страстных. Правда войны, ощущений, переживаний присутствует во всех стихотворениях: это непосредственный отклик на тяжелую действительность первых военных лет.

Аня читает стихотворение. «Война-игрушка, но в руках кого?» Татьяна Оспанова.

1 задание для команд «Найди соответствие».

Каждая команда получит своё задание. Работаем совместно, быстро. На выполнение задания-3 минуты. Ребята презентуют свои работы ( по 2 учащихся у доски).



1 задание ( 1 команда)

Найди соответствие

Ю.Друнина Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.



К.Симонов Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди когда наводят грусть

Жёлтые дожди…



А.Ахматова Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы – девчата,

Похожие на парней.

В.Высоцкий Когда на смерть идут –поют,

А перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою –

Час ожидания атаки.


С.Гудзенко На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.





1 задание ( 2 команда)

Найди соответствие



Ю.Друнина

К.Симонов

А.Ахматова

В.Высоцкий

Ж.Жабаев



1 задание (3 команда)

Найди соответствие.



Ленинградцы, дети мои! В. Высоцкий «Братские могилы»
Ленинградцы, гордость моя!
Мне в струе степного ручья
Виден отблеск невской стены.



Мы легли у разбитой ели, Ж.Жабаев « Ленинградцы, дети мои…»
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
— Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка моя живет.



Здесь раньше вставала земля на дыбы, Ю. Друнина «Зинка»
А нынче - гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы -
Все судьбы в единую слиты.















Учащиеся представляют свои работы. Молодцы, ребята, с этим заданием вы тоже справились успешно. Пришло время отдохнуть.

Физминутка.

На фоне песни «Катюша» дети маршируют сначала на месте , затем по классу, запевая песню.

Садитесь на места, продолжим.

2 задание для команд: прочитать выразительно отрывки стихотворений и проинсценировать их. ?Всё необходимое у вас на столах. Распределите роли и готовьтесь.





































1 команда:

Выразительно прочитать стихотворение и проинсценировать его.


Булат Окуджава


Ах, война, что ж ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом — солдат…
До свидания мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад…

Атрибуты: автоматы, рюкзак, пилотки, платочки, каски.



























2 команда:

Владимир Высоцкий

Он не вернулся из боя.

…Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, — не про то разговор.
Вдруг заметил я — нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, словно из плена, весна.
По ошибке окликнул его я:
«Друг, оставь покурить». А в ответ — тишина:
Он вчера не вернулся из боя.

Атрибуты: стакан, кусочек хлеба, носовой платочек, похоронка, пилотка.





















3 команда: Юлия Друнина.

Зинка.

Памяти однополчанки-Героя Советского Союза Зины Самсоновой.



-Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала…

Атрибуты: хлеб, платок большой цветной, похоронка, свеча и икона.

Молодцы, ребята.























На доске портрет Ивана Скуридина-героя Советского Союза. Ребята, вы знаете имя героя-земляка?


Иван Куприянович Скуридин

16 января 1942 года североказахстанец Скуридин Иван Куприянович

повторил героический подвиг Александра Матросова.

Президиум Верховного Совета СССР за самоотверженность и исключительный героизм 13 февраля 1944 года посмертно присвоил Ивану Скуридину звание Героя Советского Союза.

Домашнее задание: узнать как можно больше сведений о жизни и героическом подвиге Ивана Скуридина.

Итог урока:

Ребята, понравился вам урок? Что больше всего понравилось? Узнали вы что- то новое на уроке?

Оценивание:

Ребята, у каждой команды на столе геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Круг-5,квадрат-4,треугольник-3.Оцените себя, только честно. Поднимите фигуры. Фигуры вложите в дневники.

Заключение: Огромное спасибо, ребята, за плодотворную работу.

Читаю стихотворение Юрия Соловьёва « Ветераны Великой Отечественной».

Как мало их осталось на земле
Не ходят ноги и тревожат раны,
И ночью курят, чтобы в страшном сне,
Вновь не стреляли в них на поле брани.

Мне хочется их каждого обнять,
Теплом душевным с ними поделиться,
Была бы сила, чтобы время вспять…
Но я не Бог…война им снова снится.

Пусть внукам не достанется война
И грязь её потомков не коснётся,
Пусть курит бывший ротный старшина
И слушает, как правнучек смеётся.



До свидания! До новых встреч!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
конспект урока по литературе в 7 классе

Автор: Ерухина Нина Витальевна

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 281100

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока литературы "Разножанровое прочтение стихотворений М. Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-litieratury-raznozhanrovoie-prochtieniie-stikhotvorienii-m-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "191804"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427370875"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект   урока литературы в 11 классе на тему "Анализ рассказа А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича" "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-na-tiemu-analiz-rasskaza-a-i-solzhienitsyna-odin-dien-ivana-dienisovicha"
    ["file_id"] => string(6) "218178"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433691472"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока литературы в 5 классе "Братья наши меньшие" в стихотворениях поэтов XX века "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-brat-ia-nashi-mien-shiie-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xx-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "175314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424260796"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока литературы для учащихся 10 класса  «Лермонтов и Байрон: мотив одиночества в лирике»."
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-litieratury-dlia-uchashchikhsia-10-klassa-liermontov-i-bairon-motiv-odinochiestva-v-lirikie"
    ["file_id"] => string(6) "280014"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453308656"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока литературы В.Гюго "Козетта" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-litieratury-v-giugho-kozietta"
    ["file_id"] => string(6) "193038"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427556186"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства