kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Анализ рассказа А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока  литературы для 11 класса.

Тема урока:  «Анализ   рассказа  А.И.Солженицына  «Один день Ивана Денисовича»  

 Конспект  открытого урока  в 11 классе  с использованием методов исследования.

На уроке  проводится анализ произведения  с точки зрения уровня организации произведения как художественного целого, составляется  характеристика главного героя,  определяется роль  произведения А.И.Солженицына в   литературе  ХХ века.  На уроке проводится комментированное чтение,  используется выборочный пересказ текста. В конспекте представлены разные варианты заданий для работы учащихся:  индивидуально,  в парах,  по вариантам. Урок имел большой эмоциональный отклик.  Возможно использование  любого УМК. Конспект сопровождается карточками для индивидуальной работы.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальные задания. Карточки»

Тема урока «Анализ рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Индивидуальные задания

В конце урока вы представите письменно свой вариант работы на уроке.

Карточка №1

Задание: проанализировать рассказ «Один день и жизни Ивана Денисовича» с точки зрения уровня организации произведения как художественного целого (заполнить в течение урока).

На все эти вопросы ответы прозвучат в течение урока

Тема произведения



Проблема, которую автор поднимает в произведении, главный вопрос, который решает




Сюжет

(не забыть смысл названия произведения)





Композиция

( обратить внимание на начало и конец произведения)











Карточка № 2

Задание: характеристика главного героя с точки зрения

анализа приемов создания художественного образа человека, которые использует Солженицын (заполнить в течение урока).

На все эти вопросы ответы прозвучат в течение урока


Внешние черты

(портрет)

Как портретная характеристика выражает отношение автора к персонажу?

Описывает ли автор лицо, фигуру, костюм героя?


Психологический

анализ

Насколько подробно автор воссоздает чувства, мысли, побуждения персонажа?


Характер

персонажа

Доказать, что характер раскрывается в поведении героя.


Прямая авторская

характеристика


Есть ли в тексте прямая характеристика героя?


Изображение условий,

в которых живет и действует персонаж

Какие порядки существовали в лагере ?


Изображение природы

Есть ли изображение природы, и как это помогает понять трудности жизни героя, суровость быта ?


Изображение среды,

в которой живет герой

На какие 2 группы можно поделить людей в лагере








Карточка №3

Задание: определить значение произведения

и его роль в развитии литературы ХХ века (заполнить в течение урока).

На все эти вопросы ответы прозвучат в течение урока.

Идея произведения


Пафос произведения


Оптимистична повесть или нет


Чему учит Солженицын в своем произведении «Один день Ивана Денисовича»




Просмотр содержимого документа
«Конспект урока А.И.Солженицын. Один день Ивана Денисовича»

Конспект урока по теме:

Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Тип урока:

Урок - исследование .

Цель урока:

Анализ рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисо­вича»

Задачи урока:

1.Создать условия для аналитического прочтения рассказа А.И. Солженицына

2.Формировать аналитические и коммуникативные компетенции учащихся;

3.Осуществить эмоциональный отклик на произведение

Оборудование:

  1. Наглядность: иллюстративный материал, потрет А.И. Солженицына

  2. ТСО: электронная презентация

  3. Выставка произведений А.И. Солженицына

  4. Дидактический материал: индивидуальные здания для учащихся учебник литературы 11 класс (Любой УМК)

Способы измерения достижения результатов обучения:

Вопросы беседы, проблемные вопросы. Письменный ответ на проблемный вопрос.

Методические приемы: аналитическая беседа, комментированное чтение, выборочный пересказ


Деятельность учителя

Содержание урока

Деятельность учеников

Релаксация

Слово учителя.

Озвучивание основных принципов работы мастерской.


Сегодня урок под девизом: «Школа меня научила мыслить»

Нам предстоит сделать аспектный анализ произведения и собрать тот материал, который вы можете использовать в качестве аргументов на экзамене по русскому языку.

Урок будет результативным, если мы реализуем следующие принципы: Сотрудничество.

Сотворчество

Совместный поиск истины

Слушают, настраиваются на работу

Введение в тему урока

Сообщение учителя

В период «оттепели», в начале 60-х, в русскую литературу вернули человека, напом­нили всем читателям о главной ценности – человеке, личности.

Главное требование к настоящей литературе теперь таково: «Только правда, ничего, кроме правды». (В. Шаламов)

Так проявлялись самые пронзительные литературные шедевры эпохи. Пер­вым и наиболее ярким среди них стал рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», опубликованный в 1962 году в журнале «Новый мир»».


Слушание




Знакомит с целями работы на уроке

Запись даты.

Запись темы урока.

После записи темы оставить одну строчку

Тема урока :

Александр Исаевич Солженицын

«Один день Ивана Денисовича»», - Аспектный анализ произведения определяет цели урока.

Промежуточные:

- 1 анализ некоторых аспектов произведения

-2 определение характеристики главного героя

Конечная цель:

-выявление значения произведения и его роли в развитии литературы ХХ века.

В конце урока у каждого из вас должен остаться в тетради материал для экзамена.

Домашнее задание


Записывают, осмысливают

Эмоциональный настрой на восприятие темы

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад…

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки.-

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь-

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

А.Ахматова

«Реквием»

слушают

Словарная работа

ГУЛАГ,

Историческая справка



Итак! Готовы?

А.И. Солженицын вводит понятие:  «Архипелаг» ГУЛАГ:

Давайте разберёмся, что это за «страна ГУЛАГ», которая живёт по своим законам?

Самое страшное в этом времени – репрессии. Тысячи людей были арестованы и сосланы на поселения, в лагеря. Тысячи незаконно осужденных людей.
С 1921 по 1954 год по стране за так называемые «контрреволюционные действия» было осуждено 3.777.380 человек, в том числе приговорено к высшей мере наказания 642.980 человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже – 2.369.220 человек, отправлено в ссылку 765.880 человек.
Система ГУЛага к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних, поэтому «лагеря рассыпаны по всему Советскому Союзу маленькими островками и побольше. Все это вместе нельзя представить  себе иначе, сравнить с чем-то другим, не с архипелагом. Они разорваны друг от друга как бы другой средой – волей, то есть не лагерным миром. И вместе с тем эти островки во множестве составляют как бы архипелаг».

Ответ подготовленного ученика


Организует просмотр фоторяда и карты Челябинской области

Слово учителя

Не стоит думать, что лагеря были только на Магадане и Колыме, нет! Перед вами карта нашей Челябинской области, здесь тоже были свои острова ГУЛАГа.

Правительство России в 1991 году учредило День памяти жертв политических репрессий, который отмечается 30 октября.

Все это пережил сам Солженицын и отразил в произведении «Один день из жизни Ивана Денисовича»

Урок можно назвать так: «Один день длиною в жизнь».

Запись в тетрадь темы урока

Инструктаж и знакомство с планом работы на уроке

Тема и задачи урока предполагают обобщения, к которым нужно прийти

Индивидуальное задание на урок для учащихся с повышенной мотивацией к изучению литературы

1 ученик – анализ произведения с точки зрения уровня организации произведения как художественного целого,

2 ученик - характеристика главного героя, анализ приемов создания художественного образа человека,

3 ученик – значение произведения и его роль в литературе ХХ века.

В конце урока каждый ученик представит свой письменный ответ.

Распределение заданий

Запись ассоциаций, вызванных названием произведения

1 этап анализа - постижение

смысла назва­ния произведения

«Один день Ивана Денисовича»


Работа в парах


Беседа с учащимися

Многозначность слова «Один» и словосочетания «Один день»

В ходе беседы ученики приходят к определенным выводам.

Организует прослушивание ответа

История написания рассказа , рассказанная самим автором.

«Как это роди­лось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир – одним днем. Конечно, можно описать все свои десять лет  лагеря, а там всю историю лагерей, а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, доста­точно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё»

Сообщение подготовленного ученика


  1. микро

исследование

по теории литературы

2 этап анализа

определение его жанра

Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения.

Повестью назвал «Один день…» А.Т. Твардовский, осознавая значительность творения А.И. Солженицына.

Исследование - определить жанр произведения, найти в произведении черты повести и черты рассказа, обосновать свою точку зрения.

Вывод учеников: повесть или рассказ.

Практическая работа по вариантам.

Ответ с обоснованием своей точки зрения по вопросу определения жанра произведения



  1. микро

исследование

по теории литературы


3 этап анализа произведения

Название рассказа намечает сюжет: «ничем не ом­раченный, почти счастливый» день заключенного сталинских лагерей

Сюжет рассказа – события одного дня – не авторский вымысел.

Композиционная основа сюжета – четко разлинованное время, определенное лагерным режимом.

Ответ с обоснованием своей точки зрения

Работа с текстом рассказа .

Решение проблемного вопроса




- Почему день, изображенный в рассказе, герой считает счастливым?

На первый взгляд потому, что в этот день не произошло ничего, что ухудшило бы положение героя в лагере, наоборот, даже удача сопутствовала ему: закосил кашу, табачку купил, в карцер не посадили, на шмоне не попался, не заболел – чего же еще?

Устные ответы учеников , работа с текстом

  1. микро

исследование




Образ главного героя рассказа

Главное в любом произведение – его герои. Расскажите о судьбе главного героя повести - Ивана Денисовича Шухова.

В каком году читатели с ним встречаются? Почему он оказался в лагере? Расскажите предлагерную биографию героя.

Ученики отмечают основные вехи жизни Ивана Денисовича. Выборочный пересказ рассказа

Организует работу с текстом

Итак перед нами произведение из лагерной тематики. «Лагерь глазами мужика». Давайте озвучим, каким порядкам подчиняется Иван Денисович в лагере?

- Пояса, ножи, всё колющее и режущее не положено.

- Рубахи должны быть только две.

- В столовой есть быстро.

- Полученную посылку сдай в каптерку, останутся ли там присланные продукты и вещи – потом узнаешь.

- Выбирай, что носишь, валенки или ботинки.

- Номер на спине обновляй.

- Часы не положены, «время за них знает начальство».

- Руки всегда сзади держи.

- Перед надзирателем шапку снимай.

- Письмо можно 2 раза в год получить и написать.

Выборочный пересказ рассказа

Решение главной проблемы урока

Мы подходим к обсуждению центральной проблемы нашего урока

Сформулируйте ее сами

- Что главное в лагере для заключенного?

- Выжить!

Любым способом?

- Но не менее важно - остаться человеком!

Формулируют проблему урока и проблему произведения

Обсуждение идеи произведения

Главное в произведении идея – человек должен пройти свой путь, предназначенный судьбой, сохранив в себе мужество, благородство, все высокое, что заложено в нем природой.


Запись в тетрадь, осмысление

Проблема выбора в литературе.

Обращение к субъектному опыту учеников.

В лагере человек оказывается перед великим выбором,

если он выбирает жизнь «любой ценой», то в результате теряет совесть.

Другой путь приводит к нравственному восхождению и внутренней свободе.

Проблемный вопрос

А проблема выбора существует только в лагере? А в повседневной жизни так не бывает?

Свободный обмен мнениями

Организация прослушивания ответов учащихся

Опрос индивидуального задания

Вывод 1 ученика – анализ произведения с точки зрения уровня организации произведения как художественного целого;

2 ученик - характеристика главного героя, анализ приемов создания художественного образа человека;

3 ученик – значение произведения и его роль в литературе ХХ века.

Заслушивают ответы учеников

Организация письменной работы

Выводы урока
Чему учит Солженицын в своем произведении «Один день Ивана Денисовича»

- Работать добросовестно

-Стойко переносить страдания

- Быть внутренне свободным

-Сохранить доброту к людям

- Сохранить снисходительность к человеческим слабостям

Записывают в тетрадь или составляют кластер:

Заповеди Солженицына.


Организует обсуждение

Повесть оптимистична или пессимистична?

Свободный обмен мнениями

Мотивация чтения произведений «лагерной» тематики.

Лагерная тема нашла отражение в прозе В. Шаламова, А Солженицына, Ю. Домбровского, Ю. Гроссмана, О. Волкова и других авторов, испытавших на себе ад ГУЛАГа.  Солженицын и Шаламов стали одними из первых в современной литературе, кто открыто заговорил на эту тему.

Записывают фамилии писателей

Инструктаж домашнего задания

Письменный ответ на вопрос «Что помогает И.Шухову выжить и остаться Человеком?»

Запись

Рефлексия

Оценки за урок не главное. Главное – нравственный урок великого писателя.


Самооценка деятельности учеников

Эпилог

«Не хочу мести, не хочу суда, Хочу. Чтобы люди знали и помнили, как все это было» (Акмал Камил, писатель,.)

Осмысление.










6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Шейда Галина Андреевна

Дата: 07.06.2015

Номер свидетельства: 218178

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства