kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Анализ рассказа А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока  литературы для 11 класса.

Тема урока:  «Анализ   рассказа  А.И.Солженицына  «Один день Ивана Денисовича»  

 Конспект  открытого урока  в 11 классе  с использованием методов исследования.

На уроке  проводится анализ произведения  с точки зрения уровня организации произведения как художественного целого, составляется  характеристика главного героя,  определяется роль  произведения А.И.Солженицына в   литературе  ХХ века.  На уроке проводится комментированное чтение,  используется выборочный пересказ текста. В конспекте представлены разные варианты заданий для работы учащихся:  индивидуально,  в парах,  по вариантам. Урок имел большой эмоциональный отклик.  Возможно использование  любого УМК. Конспект сопровождается карточками для индивидуальной работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальные задания. Карточки»

Тема урока «Анализ рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Индивидуальные задания

В конце урока вы представите письменно свой вариант работы на уроке.

Карточка №1

Задание: проанализировать рассказ «Один день и жизни Ивана Денисовича» с точки зрения уровня организации произведения как художественного целого (заполнить в течение урока).

На все эти вопросы ответы прозвучат в течение урока

Тема произведения



Проблема, которую автор поднимает в произведении, главный вопрос, который решает




Сюжет

(не забыть смысл названия произведения)





Композиция

( обратить внимание на начало и конец произведения)











Карточка № 2

Задание: характеристика главного героя с точки зрения

анализа приемов создания художественного образа человека, которые использует Солженицын (заполнить в течение урока).

На все эти вопросы ответы прозвучат в течение урока


Внешние черты

(портрет)

Как портретная характеристика выражает отношение автора к персонажу?

Описывает ли автор лицо, фигуру, костюм героя?


Психологический

анализ

Насколько подробно автор воссоздает чувства, мысли, побуждения персонажа?


Характер

персонажа

Доказать, что характер раскрывается в поведении героя.


Прямая авторская

характеристика


Есть ли в тексте прямая характеристика героя?


Изображение условий,

в которых живет и действует персонаж

Какие порядки существовали в лагере ?


Изображение природы

Есть ли изображение природы, и как это помогает понять трудности жизни героя, суровость быта ?


Изображение среды,

в которой живет герой

На какие 2 группы можно поделить людей в лагере








Карточка №3

Задание: определить значение произведения

и его роль в развитии литературы ХХ века (заполнить в течение урока).

На все эти вопросы ответы прозвучат в течение урока.

Идея произведения


Пафос произведения


Оптимистична повесть или нет


Чему учит Солженицын в своем произведении «Один день Ивана Денисовича»




Просмотр содержимого документа
«Конспект урока А.И.Солженицын. Один день Ивана Денисовича»

Конспект урока по теме:

Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Тип урока:

Урок - исследование .

Цель урока:

Анализ рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисо­вича»

Задачи урока:

1.Создать условия для аналитического прочтения рассказа А.И. Солженицына

2.Формировать аналитические и коммуникативные компетенции учащихся;

3.Осуществить эмоциональный отклик на произведение

Оборудование:

  1. Наглядность: иллюстративный материал, потрет А.И. Солженицына

  2. ТСО: электронная презентация

  3. Выставка произведений А.И. Солженицына

  4. Дидактический материал: индивидуальные здания для учащихся учебник литературы 11 класс (Любой УМК)

Способы измерения достижения результатов обучения:

Вопросы беседы, проблемные вопросы. Письменный ответ на проблемный вопрос.

Методические приемы: аналитическая беседа, комментированное чтение, выборочный пересказ


Деятельность учителя

Содержание урока

Деятельность учеников

Релаксация

Слово учителя.

Озвучивание основных принципов работы мастерской.


Сегодня урок под девизом: «Школа меня научила мыслить»

Нам предстоит сделать аспектный анализ произведения и собрать тот материал, который вы можете использовать в качестве аргументов на экзамене по русскому языку.

Урок будет результативным, если мы реализуем следующие принципы: Сотрудничество.

Сотворчество

Совместный поиск истины

Слушают, настраиваются на работу

Введение в тему урока

Сообщение учителя

В период «оттепели», в начале 60-х, в русскую литературу вернули человека, напом­нили всем читателям о главной ценности – человеке, личности.

Главное требование к настоящей литературе теперь таково: «Только правда, ничего, кроме правды». (В. Шаламов)

Так проявлялись самые пронзительные литературные шедевры эпохи. Пер­вым и наиболее ярким среди них стал рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», опубликованный в 1962 году в журнале «Новый мир»».


Слушание




Знакомит с целями работы на уроке

Запись даты.

Запись темы урока.

После записи темы оставить одну строчку

Тема урока :

Александр Исаевич Солженицын

«Один день Ивана Денисовича»», - Аспектный анализ произведения определяет цели урока.

Промежуточные:

- 1 анализ некоторых аспектов произведения

-2 определение характеристики главного героя

Конечная цель:

-выявление значения произведения и его роли в развитии литературы ХХ века.

В конце урока у каждого из вас должен остаться в тетради материал для экзамена.

Домашнее задание


Записывают, осмысливают

Эмоциональный настрой на восприятие темы

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад…

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки.-

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь-

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

А.Ахматова

«Реквием»

слушают

Словарная работа

ГУЛАГ,

Историческая справка



Итак! Готовы?

А.И. Солженицын вводит понятие:  «Архипелаг» ГУЛАГ:

Давайте разберёмся, что это за «страна ГУЛАГ», которая живёт по своим законам?

Самое страшное в этом времени – репрессии. Тысячи людей были арестованы и сосланы на поселения, в лагеря. Тысячи незаконно осужденных людей.
С 1921 по 1954 год по стране за так называемые «контрреволюционные действия» было осуждено 3.777.380 человек, в том числе приговорено к высшей мере наказания 642.980 человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже – 2.369.220 человек, отправлено в ссылку 765.880 человек.
Система ГУЛага к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних, поэтому «лагеря рассыпаны по всему Советскому Союзу маленькими островками и побольше. Все это вместе нельзя представить  себе иначе, сравнить с чем-то другим, не с архипелагом. Они разорваны друг от друга как бы другой средой – волей, то есть не лагерным миром. И вместе с тем эти островки во множестве составляют как бы архипелаг».

Ответ подготовленного ученика


Организует просмотр фоторяда и карты Челябинской области

Слово учителя

Не стоит думать, что лагеря были только на Магадане и Колыме, нет! Перед вами карта нашей Челябинской области, здесь тоже были свои острова ГУЛАГа.

Правительство России в 1991 году учредило День памяти жертв политических репрессий, который отмечается 30 октября.

Все это пережил сам Солженицын и отразил в произведении «Один день из жизни Ивана Денисовича»

Урок можно назвать так: «Один день длиною в жизнь».

Запись в тетрадь темы урока

Инструктаж и знакомство с планом работы на уроке

Тема и задачи урока предполагают обобщения, к которым нужно прийти

Индивидуальное задание на урок для учащихся с повышенной мотивацией к изучению литературы

1 ученик – анализ произведения с точки зрения уровня организации произведения как художественного целого,

2 ученик - характеристика главного героя, анализ приемов создания художественного образа человека,

3 ученик – значение произведения и его роль в литературе ХХ века.

В конце урока каждый ученик представит свой письменный ответ.

Распределение заданий

Запись ассоциаций, вызванных названием произведения

1 этап анализа - постижение

смысла назва­ния произведения

«Один день Ивана Денисовича»


Работа в парах


Беседа с учащимися

Многозначность слова «Один» и словосочетания «Один день»

В ходе беседы ученики приходят к определенным выводам.

Организует прослушивание ответа

История написания рассказа , рассказанная самим автором.

«Как это роди­лось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир – одним днем. Конечно, можно описать все свои десять лет  лагеря, а там всю историю лагерей, а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, доста­точно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё»

Сообщение подготовленного ученика


  1. микро

исследование

по теории литературы

2 этап анализа

определение его жанра

Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения.

Повестью назвал «Один день…» А.Т. Твардовский, осознавая значительность творения А.И. Солженицына.

Исследование - определить жанр произведения, найти в произведении черты повести и черты рассказа, обосновать свою точку зрения.

Вывод учеников: повесть или рассказ.

Практическая работа по вариантам.

Ответ с обоснованием своей точки зрения по вопросу определения жанра произведения



  1. микро

исследование

по теории литературы


3 этап анализа произведения

Название рассказа намечает сюжет: «ничем не ом­раченный, почти счастливый» день заключенного сталинских лагерей

Сюжет рассказа – события одного дня – не авторский вымысел.

Композиционная основа сюжета – четко разлинованное время, определенное лагерным режимом.

Ответ с обоснованием своей точки зрения

Работа с текстом рассказа .

Решение проблемного вопроса




- Почему день, изображенный в рассказе, герой считает счастливым?

На первый взгляд потому, что в этот день не произошло ничего, что ухудшило бы положение героя в лагере, наоборот, даже удача сопутствовала ему: закосил кашу, табачку купил, в карцер не посадили, на шмоне не попался, не заболел – чего же еще?

Устные ответы учеников , работа с текстом

  1. микро

исследование




Образ главного героя рассказа

Главное в любом произведение – его герои. Расскажите о судьбе главного героя повести - Ивана Денисовича Шухова.

В каком году читатели с ним встречаются? Почему он оказался в лагере? Расскажите предлагерную биографию героя.

Ученики отмечают основные вехи жизни Ивана Денисовича. Выборочный пересказ рассказа

Организует работу с текстом

Итак перед нами произведение из лагерной тематики. «Лагерь глазами мужика». Давайте озвучим, каким порядкам подчиняется Иван Денисович в лагере?

- Пояса, ножи, всё колющее и режущее не положено.

- Рубахи должны быть только две.

- В столовой есть быстро.

- Полученную посылку сдай в каптерку, останутся ли там присланные продукты и вещи – потом узнаешь.

- Выбирай, что носишь, валенки или ботинки.

- Номер на спине обновляй.

- Часы не положены, «время за них знает начальство».

- Руки всегда сзади держи.

- Перед надзирателем шапку снимай.

- Письмо можно 2 раза в год получить и написать.

Выборочный пересказ рассказа

Решение главной проблемы урока

Мы подходим к обсуждению центральной проблемы нашего урока

Сформулируйте ее сами

- Что главное в лагере для заключенного?

- Выжить!

Любым способом?

- Но не менее важно - остаться человеком!

Формулируют проблему урока и проблему произведения

Обсуждение идеи произведения

Главное в произведении идея – человек должен пройти свой путь, предназначенный судьбой, сохранив в себе мужество, благородство, все высокое, что заложено в нем природой.


Запись в тетрадь, осмысление

Проблема выбора в литературе.

Обращение к субъектному опыту учеников.

В лагере человек оказывается перед великим выбором,

если он выбирает жизнь «любой ценой», то в результате теряет совесть.

Другой путь приводит к нравственному восхождению и внутренней свободе.

Проблемный вопрос

А проблема выбора существует только в лагере? А в повседневной жизни так не бывает?

Свободный обмен мнениями

Организация прослушивания ответов учащихся

Опрос индивидуального задания

Вывод 1 ученика – анализ произведения с точки зрения уровня организации произведения как художественного целого;

2 ученик - характеристика главного героя, анализ приемов создания художественного образа человека;

3 ученик – значение произведения и его роль в литературе ХХ века.

Заслушивают ответы учеников

Организация письменной работы

Выводы урока
Чему учит Солженицын в своем произведении «Один день Ивана Денисовича»

- Работать добросовестно

-Стойко переносить страдания

- Быть внутренне свободным

-Сохранить доброту к людям

- Сохранить снисходительность к человеческим слабостям

Записывают в тетрадь или составляют кластер:

Заповеди Солженицына.


Организует обсуждение

Повесть оптимистична или пессимистична?

Свободный обмен мнениями

Мотивация чтения произведений «лагерной» тематики.

Лагерная тема нашла отражение в прозе В. Шаламова, А Солженицына, Ю. Домбровского, Ю. Гроссмана, О. Волкова и других авторов, испытавших на себе ад ГУЛАГа.  Солженицын и Шаламов стали одними из первых в современной литературе, кто открыто заговорил на эту тему.

Записывают фамилии писателей

Инструктаж домашнего задания

Письменный ответ на вопрос «Что помогает И.Шухову выжить и остаться Человеком?»

Запись

Рефлексия

Оценки за урок не главное. Главное – нравственный урок великого писателя.


Самооценка деятельности учеников

Эпилог

«Не хочу мести, не хочу суда, Хочу. Чтобы люди знали и помнили, как все это было» (Акмал Камил, писатель,.)

Осмысление.










6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Шейда Галина Андреевна

Дата: 07.06.2015

Номер свидетельства: 218178


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства