Релаксация Слово учителя. Озвучивание основных принципов работы мастерской. | Сегодня урок под девизом: «Школа меня научила мыслить» Нам предстоит сделать аспектный анализ произведения и собрать тот материал, который вы можете использовать в качестве аргументов на экзамене по русскому языку. Урок будет результативным, если мы реализуем следующие принципы: Сотрудничество. Сотворчество Совместный поиск истины | Слушают, настраиваются на работу |
Введение в тему урока | Сообщение учителя В период «оттепели», в начале 60-х, в русскую литературу вернули человека, напомнили всем читателям о главной ценности – человеке, личности. Главное требование к настоящей литературе теперь таково: «Только правда, ничего, кроме правды». (В. Шаламов) Так проявлялись самые пронзительные литературные шедевры эпохи. Первым и наиболее ярким среди них стал рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», опубликованный в 1962 году в журнале «Новый мир»». | Слушание |
Знакомит с целями работы на уроке | Запись даты. Запись темы урока. После записи темы оставить одну строчку Тема урока : Александр Исаевич Солженицын «Один день Ивана Денисовича»», - Аспектный анализ произведения определяет цели урока. Промежуточные: - 1 анализ некоторых аспектов произведения -2 определение характеристики главного героя Конечная цель: -выявление значения произведения и его роли в развитии литературы ХХ века. В конце урока у каждого из вас должен остаться в тетради материал для экзамена. Домашнее задание | Записывают, осмысливают |
Эмоциональный настрой на восприятие темы | Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад… И когда, обезумев от муки, Шли уже осужденных полки, И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки.- Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь- Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь. А.Ахматова «Реквием» | слушают |
Словарная работа ГУЛАГ, Историческая справка | Итак! Готовы? А.И. Солженицын вводит понятие: «Архипелаг» ГУЛАГ: Давайте разберёмся, что это за «страна ГУЛАГ», которая живёт по своим законам? Самое страшное в этом времени – репрессии. Тысячи людей были арестованы и сосланы на поселения, в лагеря. Тысячи незаконно осужденных людей. С 1921 по 1954 год по стране за так называемые «контрреволюционные действия» было осуждено 3.777.380 человек, в том числе приговорено к высшей мере наказания 642.980 человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже – 2.369.220 человек, отправлено в ссылку 765.880 человек. Система ГУЛага к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних, поэтому «лагеря рассыпаны по всему Советскому Союзу маленькими островками и побольше. Все это вместе нельзя представить себе иначе, сравнить с чем-то другим, не с архипелагом. Они разорваны друг от друга как бы другой средой – волей, то есть не лагерным миром. И вместе с тем эти островки во множестве составляют как бы архипелаг». | Ответ подготовленного ученика |
Организует просмотр фоторяда и карты Челябинской области | Слово учителя Не стоит думать, что лагеря были только на Магадане и Колыме, нет! Перед вами карта нашей Челябинской области, здесь тоже были свои острова ГУЛАГа. Правительство России в 1991 году учредило День памяти жертв политических репрессий, который отмечается 30 октября. Все это пережил сам Солженицын и отразил в произведении «Один день из жизни Ивана Денисовича» Урок можно назвать так: «Один день длиною в жизнь». | Запись в тетрадь темы урока |
Инструктаж и знакомство с планом работы на уроке | Тема и задачи урока предполагают обобщения, к которым нужно прийти Индивидуальное задание на урок для учащихся с повышенной мотивацией к изучению литературы 1 ученик – анализ произведения с точки зрения уровня организации произведения как художественного целого, 2 ученик - характеристика главного героя, анализ приемов создания художественного образа человека, 3 ученик – значение произведения и его роль в литературе ХХ века. В конце урока каждый ученик представит свой письменный ответ. | Распределение заданий |
Запись ассоциаций, вызванных названием произведения | 1 этап анализа - постижение смысла названия произведения «Один день Ивана Денисовича» | Работа в парах |
Беседа с учащимися | Многозначность слова «Один» и словосочетания «Один день» | В ходе беседы ученики приходят к определенным выводам. |
Организует прослушивание ответа | История написания рассказа , рассказанная самим автором. «Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир – одним днем. Конечно, можно описать все свои десять лет лагеря, а там всю историю лагерей, а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё» | Сообщение подготовленного ученика |
микро исследование по теории литературы | 2 этап анализа определение его жанра Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал «Один день…» А.Т. Твардовский, осознавая значительность творения А.И. Солженицына. Исследование - определить жанр произведения, найти в произведении черты повести и черты рассказа, обосновать свою точку зрения. Вывод учеников: повесть или рассказ. | Практическая работа по вариантам. Ответ с обоснованием своей точки зрения по вопросу определения жанра произведения |
микро исследование по теории литературы | 3 этап анализа произведения Название рассказа намечает сюжет: «ничем не омраченный, почти счастливый» день заключенного сталинских лагерей Сюжет рассказа – события одного дня – не авторский вымысел. Композиционная основа сюжета – четко разлинованное время, определенное лагерным режимом. | Ответ с обоснованием своей точки зрения |
Работа с текстом рассказа . Решение проблемного вопроса | - Почему день, изображенный в рассказе, герой считает счастливым? На первый взгляд потому, что в этот день не произошло ничего, что ухудшило бы положение героя в лагере, наоборот, даже удача сопутствовала ему: закосил кашу, табачку купил, в карцер не посадили, на шмоне не попался, не заболел – чего же еще? | Устные ответы учеников , работа с текстом |
микро исследование | Образ главного героя рассказа Главное в любом произведение – его герои. Расскажите о судьбе главного героя повести - Ивана Денисовича Шухова. В каком году читатели с ним встречаются? Почему он оказался в лагере? Расскажите предлагерную биографию героя. | Ученики отмечают основные вехи жизни Ивана Денисовича. Выборочный пересказ рассказа |
Организует работу с текстом | Итак перед нами произведение из лагерной тематики. «Лагерь глазами мужика». Давайте озвучим, каким порядкам подчиняется Иван Денисович в лагере? - Пояса, ножи, всё колющее и режущее не положено. - Рубахи должны быть только две. - В столовой есть быстро. - Полученную посылку сдай в каптерку, останутся ли там присланные продукты и вещи – потом узнаешь. - Выбирай, что носишь, валенки или ботинки. - Номер на спине обновляй. - Часы не положены, «время за них знает начальство». - Руки всегда сзади держи. - Перед надзирателем шапку снимай. - Письмо можно 2 раза в год получить и написать. | Выборочный пересказ рассказа |
Решение главной проблемы урока | Мы подходим к обсуждению центральной проблемы нашего урока Сформулируйте ее сами - Что главное в лагере для заключенного? - Выжить! Любым способом? - Но не менее важно - остаться человеком! | Формулируют проблему урока и проблему произведения |
Обсуждение идеи произведения | Главное в произведении идея – человек должен пройти свой путь, предназначенный судьбой, сохранив в себе мужество, благородство, все высокое, что заложено в нем природой. | Запись в тетрадь, осмысление |
Проблема выбора в литературе. Обращение к субъектному опыту учеников. | В лагере человек оказывается перед великим выбором, если он выбирает жизнь «любой ценой», то в результате теряет совесть. Другой путь приводит к нравственному восхождению и внутренней свободе. Проблемный вопрос А проблема выбора существует только в лагере? А в повседневной жизни так не бывает? | Свободный обмен мнениями |
Организация прослушивания ответов учащихся | Опрос индивидуального задания Вывод 1 ученика – анализ произведения с точки зрения уровня организации произведения как художественного целого; 2 ученик - характеристика главного героя, анализ приемов создания художественного образа человека; 3 ученик – значение произведения и его роль в литературе ХХ века. | Заслушивают ответы учеников |
Организация письменной работы | Выводы урока Чему учит Солженицын в своем произведении «Один день Ивана Денисовича» - Работать добросовестно -Стойко переносить страдания - Быть внутренне свободным -Сохранить доброту к людям - Сохранить снисходительность к человеческим слабостям | Записывают в тетрадь или составляют кластер: Заповеди Солженицына. |
Организует обсуждение | Повесть оптимистична или пессимистична? | Свободный обмен мнениями |
Мотивация чтения произведений «лагерной» тематики. | Лагерная тема нашла отражение в прозе В. Шаламова, А Солженицына, Ю. Домбровского, Ю. Гроссмана, О. Волкова и других авторов, испытавших на себе ад ГУЛАГа. Солженицын и Шаламов стали одними из первых в современной литературе, кто открыто заговорил на эту тему.
| Записывают фамилии писателей |
Инструктаж домашнего задания | Письменный ответ на вопрос «Что помогает И.Шухову выжить и остаться Человеком?» | Запись |
Рефлексия | Оценки за урок не главное. Главное – нравственный урок великого писателя. | Самооценка деятельности учеников |
Эпилог | «Не хочу мести, не хочу суда, Хочу. Чтобы люди знали и помнили, как все это было» (Акмал Камил, писатель,.) | Осмысление. |