kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе на тему: "Стихи о первом снеге"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения.

Цели:

  • познакомить учащихся со стихотворениями известных поэтов о зиме и первом снеге, а также с произведениями живописи и музыки на данную тематику;
  • продолжить работу над формированием умений анализировать поэтический текст;
  • расширять культурный кругозор учащихся, углублять интерес к предмету;
  • учить детей умению видеть подлинную поэзию, постигать красоту поэтического слова и художественных образов;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: "Стихи о первом снеге"»

Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней №112

Кировского районного в г. Донецке совета

Донецкой области


















Учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

со стажем работы 20 лет

Кравченко Наталья Николаевна















Донецк 2014

Тема: Стихи о первом снеге. Урок внеклассного чтения.

Цели:

  • познакомить учащихся со стихотворениями известных поэтов о зиме и первом снеге, а также с произведениями живописи и музыки на данную тематику;

  • продолжить работу над формированием умений анализировать поэтический текст;

  • расширять культурный кругозор учащихся, углублять интерес к предмету;

  • учить детей умению видеть подлинную поэзию, постигать красоту поэтического слова и художественных образов;

  • развивать речь, мышление, внимание, память, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, рассуждать, описывать;

  • развивать восприимчивость к поэзии, творческое воображение (т.е. умение рассуждать об этом), умение вдумчивого и выразительного чтения;

  • развивать художественный вкус, интерес к поэзии и другим видам искусства;

  • воспитывать уважение к поэзии и труду поэта, к искусству; способность видеть прекрасное вокруг себя, в обычной жизни, способность испытывать сложные чувства, понимать их возможность и ценность;

  • воспитывать культуру речи;

  • закладывать представления о многообразии человеческих переживаний.


Оборудование: тексты стихотворений, репродукции картин художников о первом снеге и зиме (А. Пластов «Первый снег», К. Юон «Волшебница-зима», И. Шишкин «На севере диком», А. Васнецов «Зимний сон»), записи музыки П.И. Чайковского «Грёзы зимнею дорогой», Г. Свиридова «Поет зима, аукает» (памяти С. Есенина), А. Розенбаума «Зимняя ночь», компьютер, мультимедийный проектор, экран.


Ход урока:


  1. Организационный момент (1 мин.)


  1. Вступительное слово учителя (2 мин.)


Каждый раз, в начале зимы, в душе у нас неизменно возникает особое чувство – чувство радости, новизны, перемены, когда проснувшись однажды утром и, выглянув в окно, мы видим землю, деревья, дома, покрытые белой скатертью первого пушистого снега. Недаром в народе говорят: «В зимний холод всякий молод». Вот и вновь пришла к нам зима. Выпал долгожданный первый снег. И сегодняшний наш урок мы посвятим этому событию - появлению первого снега. А точнее, познакомимся со стихами известных поэтов о первом снеге и благодаря им посмотрим влюбленным взглядом на окружающую нас красоту земли, родной природы, родного края и нашего города в это время года. И научимся еще больше ценить и любить всё это.


Начало зимы – событие не только природной, но и душевной жизни. А для души поэта, тем более, начало зимы – всегда событие. Хотя для каждой – своё. Поэтому, и стихи разные, у каждого свои, особенные.


  1. Чтение и анализ стихотворений (9 мин.)


И начнем мы наш разговор со стихотворения любимого всеми нами Александра Сергеевича Пушкина.

Учитель читает «Зимнее утро»


Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный !
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.


Беседа:


    • Что это за стихотворение, ребята?

    • Итак, «зимнее утро»! Что же было вчера и что случилось сегодня с природой и человеком?

(«Вечор, ты помнишь вьюга злилась…». Эти выражения: и вьюга, и печаль, и уныние – кажется, были так давно, что в пору и забыть…А сегодня? – совсем новая жизнь: с радостью, со светом, с надеждой. Не зря ведь так хочется за порог и туда, в поле, к реке…)

    • Противопоставление частей или явлений, цвета, звука – это в искусстве контраст. Как выражен этот контраст у Пушкина?

(Во-первых, контраст цвета: «мгла», «мрачные тучки», «желтое пятно луны» и – «белый снег», «ослепительное солнце».

Во-вторых, контраст звука: «вьюга злилась» и – «веселый треск печки», а снаружи, снежная тишина.

В-третьих, контраст настроения: вчера «печальная сидела», а сегодня «приятно думать», печка трещит «весёлым треском» созвучно душе.)

    • А вот «Первый снег» Валерия Брюсова:

(Читает подготовленный ученик)


Серебро, огни и блестки,

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.

Это – область чьей-то грёзы,

Это – призраки и сны!

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы

На лазури белый дым,

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,

Жизни с грезою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра.


    • Выпал первый снег. И что случилось с миром?

(Он стал серебряным, белым, новым, волшебным)

    • А где слова волшебства? (грёзы, призраки, сны, мечтания, очарования)

    • Все предметы старой прозы

Волшебством озарены

    • Как понимать эти строки? Проза – это то, что привычно. А если не проза, то что? Тогда стихи. Это в литературе. А в жизни?

(удивление, волшебство)

    • Что объединяет зиму и волшебство?

      1. новое, неизвестное, таинственное; 2) блестящее; 3)доброе; 4) изменяющее мир)


Этот новый волшебный мир у Брюсова серебряный от земли до неба – вот он весь:

Экипажи, пешеходы

На лазури белый дым,

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.


  1. Работа с музыкальным произведением (5 мин.)


У Пушкина и Брюсова начало зимы радостное и волшебное.

К теме зимы и первого снега обращались не только поэты, но и музыканты, и художники.

Послушайте «Грёзы зимнею дорогой» Петра Ильича Чайковского.

…Солнечное зимнее утро, едет ямщик на тройке по заснеженной дороге, смотрит по сторонам, думает, мечтает. Музыка передает его чувства от окружающей природы.


    • Как вам кажется, какая здесь зима?

    • Что вам слышится в этих звуках: радость или печаль, а может быть ещё что-то? Спокойствие? Раздумье?

    • Легко ли на сердце от этой музыки?


  1. Чтение и анализ стихотворений (9 мин.)


У Пушкина – зимнее утро. У Брюсова – зимний день. А вот у Б.Л. Пастернака – «Зимняя ночь». Мы прочтем не всё стихотворение, а только о зиме.

(Читает подготовленный ученик)


Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.


Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.


Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела...


    • Вновь взгляд из окна. Здесь, в комнате, свеча. Что это?

(Это знак дома, очага, защищенности. Как у Пушкина затопленная печь)

    • А что там за окном?

(Метель, вихрь, тьма – смятение, бесприютность, быть может)

    • Так ли всё безмятежно, радостно и волшебно, как у Брюсова или Пушкина?

(Зима и снег – повод не к веселью, не к удивлению, а скорее, к раздумью)


Вот как в этой песне А. Розенбаума. (звучит песня «Зимняя ночь»)


    • И вот еще одно стихотворение Б. Пастернака о снеге:

(Читает подготовленный ученик)


Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.


Снег идет, и все в смятеньи,

Все пускается в полет:

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.


Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака...



Снег идет, снег идет,

Снег идет, и все в смятеньи:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.


    • Какое здесь главное слово, главное состояние?

(Всё в смятенье, всё в движенье)

    • Что же движется?

(Звёздочки – в вихре, герань – за окно, небо – на землю. Всё в полете, даже перекресток и ступени – то, что вообще двигаться не может. И только снег – сверху вниз. Как неостановимое время. Мы живем изо дня в день, не замечая хода времени, но вот пошел снег, и поэт услышал и увидел ход дней, лет. Ведь в этом стихотворении есть еще строка о времени:

... Потому что жизнь не ждет.

Не оглянешься – и святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и Новый год.


Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как жизнь идет,

Или как слова в поэме?.. )


  1. Работа с репродукциями картин (3 мин.)


Многие из художников тоже создавали картины о зиме, о первом снеге. Обратите внимание на эти репродукции картин (А. Пластов «Первый снег», К. Юон «Волшебница-зима», И. Шишкин «На севере диком», А. Васнецов «Зимний сон»)


    • Какая зима на этих картинах?

    • Какую из них вы бы выбрали для стихотворений Пушкина, Брюсова – ведь в них зима-волшебница ?

    • А от какой картины веет холодом и грустью?

    • Можно ли здесь назвать зиму доброй волшебницей?


Выходит, не для каждой души зима – это радость.


  1. Чтение и анализ стихотворений (10 мин.)


С другим поэтом было вот что. Наступила зима, человек вышел на улицу, пошёл к реке, посмотрел, как замерзает вода, увидел птицу на ёлке, а когда солнце стало садиться, вернулся домой и написал стихотворение.

Николай Заболоцкий – «Начало зимы»

(Читает подготовленный ученик)


Зимы холодное и ясное начало

Сегодня в дверь мою три раза постучало.

Я вышел в поле. Острый, как металл,

Мне зимний воздух сердце спеленал,

Но я вздохнул и, разгибая спину,

Легко сбежал с пригорка на равнину,

Сбежал и вздрогнул: речки страшный лик

Вдруг глянул на меня и в сердце мне проник.

Заковывая холодом природу,

Зима идет и руки тянет в воду.

Река дрожит и, чуя смертный час,

Уже открыть не может томных глаз,

И все ее беспомощное тело

Вдруг страшно вытянулось и оцепенело

И, еле двигая свинцовою волной,

Теперь лежит и бьется головой.

И я стоял у каменной границы,

Ловил на ней последний отблеск дня.

Огромные внимательные птицы

Смотрели с елки прямо на меня.

И я ушел. И ночь уже спустилась.

Крутился ветер, падая в трубу.

И речка, вероятно, еле билась,

Затвердевая в каменном гробу.


    • Это такой же зимний день, как у Пушкина?

(Мороз – да, а солнце – его даже нельзя назвать в таком стихотворении)

    • А почему? Почему сердце стынет? Какие здесь приметы ужасного?

(Тревожный, зловещий трехкратный стук в дверь; воздух пеле­нает сердце в металл; страшный лик умирающей речки, ее бьющееся в агонии и застывающее тело; темнота наступает; ветер завывает в трубе. На при­роду и на человека наступает зима – смерть. Че­ловек сопротивляется, он дышит, не сдается зиме)

    • Каковы приметы смерти?

(Большие внимательные птицы – вороны, наверное, ели – ритуальное дерево похорон)

    • У Брюсова и Пушкина зима – волшебство. А здесь зима – смерть. Видно и их что-то объединяет. Что же это?

(Смерть и зима: 1) белая; 2) холодная; 3) равнодушная; 4) беспощадная к живому.)

    • Послушайте, как в музыке представлен образ жестокой зимы (звучит «Поет зима, аукает…» Г. Свиридов).

    • Какую картину вы представляете, слушая эту музыку?


Этот же образ зимы-смерти видим мы и у Сергея Есенина:

(Читает подготовленный ученик)


Ах, метель такая, просто черт возьми,

Забивает крышу белыми гвоздьми.

Только мне не страшно, и в моей судьбе

Непутевым сердцем я прибит к тебе.



Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь! Умер! Уж не я ли сам?


    • Как звучит здесь мотив смерти?

(Дом – гроб, снег – саван, берёзы – плакальщицы)


И тем не менее, не всё так грустно и печально. Вот ещё одно стихотворение – «Выпал снег» Николая Рубцова:

(Читает подготовленный ученик)


Выпал снег –

и все забылось,

Чем душа была полна!

Сердце проще вдруг забилось,

Словно выпил я вина.


Вдоль по улице по узкой

Чистый мчится ветерок,

Красотою древнерусской

Обновился городок.


Снег летит на храм Софии,

На детей, а их не счесть.

Снег летит по всей России,

Словно радостная весть.

Снег летит – гляди и слушай!

Так вот, просто и хитро,

Жизнь порой врачует душу...

Ну и ладно! И добро.


    • «Выпал снег – и всё забылось, чем душа была полна…» А чем она была полна?

(Безнадежностью, тоской, грустью)

    • Что значит «сердце проще вдруг забилось»? Разве сердце может биться сложнее или проще?

(Да это значит,что мир не так сложен и труден, как казался вчера, не так всё запутано)

    • А что значит «красотою древнерусской обновился городок»?

(Белой, чистой, святой)

    • А почему вот так, под запятую:

Снег летит на храм Софии,

На детей, а их не счесть.?

    • И почему именно храм Софии?

(Храм, дети – это вера, надежда, это любовь. София – это Мудрость, мать Веры, Надежды, Любви. Мудрость – это часто простота. Вот и «сердце проще вдруг забилось»)

    • Как мы понимаем строки:

Снег летит по всей России

Словно радостная весть?

(Давайте сравним: радостная весть – благая весть, весть о надежде, о прощении, о спасении человека…)

    • «Снег летит – гляди и слушай!» Что слушать?

(Тишину, себя – в тебе что-то меняется от первого снега)


Вы познакомились, ребята, со стихотворениями известных русских поэтов. Но было бы несправедливо закончить на этом урок, не сказав ничего о поэтах – наших земляках. Один из них – Владимир Николаевич Сосюра, он родился в наших краях, на ст. Дебальцево, с 12 лет работал коногоном в шахте, участник Гражданской и Отечественной войн. Он очень любил природу, осень, весну. И сейчас мы прочтем его стихотворение «Зима»:

(Читает подготовленный ученик)


Десь там осінь за горами

І, немов громи,

Б`є об землю копитами

Білий кінь зими.


І неначе моря хвилі,

Сніг, і сніг, і сніг...

Чеше вітер коси білі,

Розплітає їх...


І куди не глянеш оком,-

Біло все кругом,

Де змахне зима широким

Білим рукавом


Стомлено крилом махає

В білій муті крук.

А зима все пипускає

Хуги з білих рук...


І летять вони полями

В села і міста,

Де проходила садами

Осінь золота...


На вікні морозу квіти

Сяють недарма.

Мчать з гори на санях діти...

Це пришла зима.


    • Как вы понимаете слова «Б`є об землю копитами Білий кінь зими”, „а зима все випускає хуги з білих рук”?

    • Как вы представляете себе картину:

І неначе моря хвилі,

Сніг, і сніг, і сніг...

Чеше вітер коси білі,

Розплітає їх...?

    • Почему автор так часто обращается к слову білий?


Вывод: Вот так талант поэта, художника, композитора, облекая чувство в слово, в звуки, краски помогает нам понять себя в разные минуты нашей жизни, помогает нашей бедной, мечущейся между компьютером и телевизором душе, вдруг услышать саму себя.


  1. Анализ самостоятельных работ учащихся (3 мин.)


Ребята, некоторые из вас принесли свои рисунки к сегодняшнему уроку. Давайте обратим внимание на них и послушаем их авторов.


    • Что вы можете сказать о своих работах?

    • А может быть, кто-то выразил свои чувства с помощью слов и написал сочинение?


  1. Подведение итогов (1 мин.)


Вот и подошел к концу наш урок. Мы познакомились с прекрасными произведениями поэзии, музыки, живописи. Я надеюсь, в душе каждого из вас они нашли свой отклик, и никто из вас не остался равнодушным. Мы с вами ещё раз увидели красоту родной природы, родного края и ещё раз поняли, как мы любим и ценим нашу Родину.


  1. Домашнее задание (1 мин.)


Написать сочинение-миниатюру на тему: „Первый снег”


  1. Выставление оценок (1 мин.)








ПРИЛОЖЕНИЕ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ

        1. Картина художника А. Пластова «Первый снег»:

        1. Картина художника К. Юона «Волшебница-зима»:




        1. Картина художника И. Шишкина «На севере диком»:

        1. Картина художника А. Васнецова «Зимний сон»:


        1. Аудиозаписи музыки:

          • П.И. Чайковский «Грёзы зимнею дорогой»;

          • Г. Свиридов «Поет зима, аукает» (памяти С. Есенина);

          • А. Розенбаум «Зимняя ночь».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературе на тему: "Стихи о первом снеге"

Автор: Кравченко Наталья Николаевна

Дата: 23.01.2016

Номер свидетельства: 281741

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему "Чувства добрые" в лирике А.С. Пушкина. "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chuvstva-dobryie-v-lirikie-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "235484"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443717312"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока на тему: Ф. И. Тютчев. "Весенняя гроза""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-f-i-tiutchiev-viesienniaia-ghroza"
    ["file_id"] => string(6) "273140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452161582"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "конспект урока литературного чтения на тему А.Блок. «Снег да снег». "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-na-tiemu-a-blok-sniegh-da-sniegh"
    ["file_id"] => string(6) "186962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426437761"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока на тему:"Живопись". "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zhivopis"
    ["file_id"] => string(6) "131412"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416149666"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока по литературе Строки опаленные войной. "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-stroki-opaliennyie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "168032"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423159750"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства