Тема | П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» |
Цель | Достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС ОСО Личностные: 1. Совершенствование духовно – нравственных качеств личности; 2.Формирование интереса к личности писателя, развитие у обучающихся уважительного отношения к мастеровым людям, талантливым умельцам из простого народа; 3.Формирование у обучающихся бережного и внимательного отношения к природе родного края, народным традициям; Метапредметные: 1.Учащиеся анализируют, делают выводы, дают оценку конкретным высказываниям; 2. Осуществляют поиск дополнительных сведений; 3. Совершенствуют навыки работы в группах, составлении синквейна, используя ресурсы учебника, дополнительной литературы и ИКТ; Предметные: Умение определять жанровую принадлежность текста; Умение формулировать тему урока; Понимание связей литературного произведения с эпохой их написания; Владение терминологией разговорных слов и оборотов; Познакомить учащихся с творчеством П.П.Бажова; Умение отличать реальные события от фантастических, описанных в сказе. |
Задачи | Репродуктивные: способствовать освоению учащимися основных жанров литературы: сказа и сказки; определить их сходство и различие. Продуктивные: на основе различных источников информации уметь формулировать проблему и искать пути её решения; Творческие: уметь эффективно взаимодействовать в ситуации смысловой неопределённости; |
Формируемые УУД | Личностные; Регулятивные; Познавательные; Коммуникативные; |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник литературы 5 класса под редакцией Коровина, М.: Просвещение, 2010 раздаточный материал для групп, иллюстрации к книге П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка», портрет писателя, выставка рисунков учащихся, готовые изделия из природного камня, кадры из художественного фильма. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Развиваемые УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Создать проблемную ситуацию на уроке через чтение эпиграфа об Урале Л.Татьяничевой, демонстрацией кадра из фильма о Хозяйке медной горы с выходом на тему урока | Самостоятельные попытки учащихся сформулировать проблему и тему урока. | Вопросы: Известны ли вам легенды нашего края? Вы видели костёр? Как он разгорается? | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание больше узнать; мотивация, внутренняя позиция. |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного ранее материала, необходимого для «открытия нового знания» | Фронтальная проверка усвоения ранее изученного материала. Помощь учащимся в составлении вывода о значении творчества П.П.Бажова. | Вспоминают, что такое сказка и сказ. Работают по учебнику стр.68 2 ч. Подбирают однокоренные слова к слову «сказ». Делают вывод. | Вопросы учителя: К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово «сказ»? Что общего между сказкой и сказом? В чем разница между ними? | Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Определение конкретных направлений деятельности учащихся | Организация творческих групп на основе выполнения ими опережающего ( домашнего) задания по составлению синквейна и работы в группах | Распределение ролей в группе на основе полученных заданий по источнику. | Задание: работа по составлению синквейна о Хозяйке Медной горы. Групповая работа: Раскрыть смысл слов и выражений из сказа. Количество испытаний Степана, которым он подвергался со стороны Хозяйки. Определение реального и фантастического в тексте. | Познавательные: проявлять интерес к проблеме познания; Регулятивные: самопланирование целеполагания; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование толерантности; |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. формирование представлений о ярких страницах из жизни писателя. | Организация работы учащихся с источниками дополнительной литературы дома с выходом на декламацию перед классом. | Рассказ подготовленных учащихся. | Задание: рассказать биографию писателя, используя яркие страницы из его жизни. | Познавательные: видеть проблему, делать выводы и умозаключения, воспринимать рассказ с учетом поставленной учебной задачи, находить в рассказе информацию, необходимую для ее решения; Регулятивные: развитие саморегуляции; Личностные: умение вести монолог на основе равноправных отношений, взаимного уважения; Коммуникативные: умение слушать товарища; рассказчику полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации, адекватно использовать речевые средства для интересной передачи информации. |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания в определении сути( смысла) сокровищ Малахитовой шкатулки | Организация работы по закреплению полученных знаний. | Составление общего вывода. | Задания: Ответить на вопрос: В чем суть сокровищ Малахитовой шкатулки? | Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»); Коммуникативные: принятие решения и его реализация. |
VI. Рефлексия. Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Создание экспертной группы для оценки результатов заданий, выполненных на предыдущем этапе. | Составление кластера, представление своей работы другим группам, подведение учащимися вывода | Задание: создать кластер с представлением результатов деятельности своей группы. Задания для экспертной группы: обобщение и представление результатов работы групп на уроке. | Регулятивные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства. |
VII. Д/з. | Предложить детям нарисовать эпизод или героя сказа, который больше всего понравился. | Выполнение домашнего задания (индивидуально) | | Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. |