Просмотр содержимого документа
«конспект урока литературы "Если душа родилась красивой..."»
Тема: Если душа родилась крылатой
Задачи: - формировать у детей интерес к литературе;
- создать условия для развития любознательности, вежливости, воспитанности;
- расширить кругозор учащихся;
- повышать моральный и эстетический уровень учащихся.
Ход занятия
Здравствуйте, садитесь! И вновь мы совершим путешествие в страну Литературию. Познакомимся с человеком с крылатой душой – М.И.Цветаевой.
Закинув голову и опустив глаза,
Пред ликом господа и всех святых – стою.
Сегодня праздник мой, сегодня – суд.
Сонм юных ангелов смущён до слёз.
Бесстрастны праведники. Только ты
На тронном облаке глядишь как друг.
Что хочешь спрашивай. Ты добр, ты стал,
И ты поймёшь, что с этаким в груди
Кремлёвским колоколам лгать нельзя.
И ты поймёшь, как страстно день и ночь
Боролись Промысел и Произвол
В ворочающей жернова – груди.
Так смертной женщиной опущен взор,
Так, гневный ангелом – закинут лоб.
В день благовещенья, у Царских врат
Перед лицом твоим – гляди! – стою.
Любовь – вторая? И в судорогах и в гробе
Насторожусь – прельщусь смущусь – рванусь.
О, милая! Ни в гробовом сугробе,
Ни в облачном с тобою не прощусь…
Нет, выпростаю руки, - стан упругий
Единым взмахом у твоих пелен,
Смерть, выбью – вёрст на тысячу в округе
Растоплены снега и лес спален.
И если всё ж – плеча, крыла, колена?
Сжал – на погост дала себя известь,-
То лишь затем, чтобы, смеясь, над тленом,
Стихом восстать – иль розаном расцвесть.
Звучит 1-я часть Концерта № 2 С.Рахманинова
М. Ц.: Вся моя жизнь – роман с собственной душой.
А. Э.: Моя мать – Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом 168 см, с фигурой египетского мальчика – широкоплеча, тонка в талии. Легки и стремительны её движения. Строгая, стройная осанка была у неё: даже склоняясь над письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта».
Волосы её, золотисто-каштановые в молодости, вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть – и это ещё усиливало ощущение света, излучаемого её лицом, светлы и немеркнущие были глаза – зелёные, цвета винограда.
Черты лица и контуры его были точны и чётки: никакой расплывчатости, нечего недодуманного мастером. Лицо было полно настоящего внутреннего движения, потаённой выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода. Но мало кто умел читать в нём.
Руки были крепкие, тёмные, трудовые. Голос девически высок, звонок, гибок. Речь сжата, реплики – формулы. Умела слушать, никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна: молниеносным выпадом сражала оппонента. Была блестящим рассказчиком. Читала темпераментно – самое сложное мгновенно прояснялось в её исполнении. Читала охотно, доверчиво, по первой просьбе, а то и не дожидаясь её, сама предлагая – «хотите, я вам прочту стихи?» - всю жизнь была велика и неодолима? её потребность в читателях, в слушателях.
Была действительно добра и щедра, спешила помочь, выручить, спасти – хотя бы подставить плечо; делилась последним, наинасущнейшим, ибо лишним она не обладала.
Не отвергала моду, как некоторые поверхностные её современники, но не имела возможности следовать ей, брезгливо избегала нищих под неё подделок и в годы эмиграции с достоинством носила одежду с чужого плеча.
Беспомощна не была никогда, но всегда – беззащитна. Снисходительна к чужим, с ближних – друзей, детей – требовала как с самой себя. Непомерно.
Поздно ложилась, перед сном читала. Вставала рано. С природой была связана поистине кровными узами, любила её – горы, скалы, лес – языческой обожествляющей любовью, без примеси созерцательности, поэтому с морем, которого не одолеть ни пешком, ни вплавь, не знала, что делать. Просто любоваться им она не умела.
С неизменной нежностью, верностью и пониманием (даже почтением) относилась к собакам и кошкам, они ей платили взаимностью.
Ненавидела быт – за неизбывностью его, за то, что пожирает время, необходимое для основного.
Считалась с юностью, чтила старость.
К людям труда относилась – неизменно – с глубоким уважением собрата. Праздность, паразитизм, потребительство были органически противны ей, равно как расхлябанность, лень и пустозвонство. Была человеком слова, человеком действия, человеком долга.
Трудно говорить о такой безмерности как поэт. Откуда начать? Возьмите стихи – это и есть жизнь поэта.
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина.
Я – бренная пена морская…
Её вести? можно только на контрастах, т.е. на всеприсутствии всего. Либо – брать часть. Но не говорить, что эта часть - все я - поэтов, а как это всё в ней спелось – это уже её тайна.
Что другим не нужно - несите мне!
Всё должно сгореть на моём огне1
Я и жизнь маню, я и смерть маню
В лёгкий дар моему огню…
(Чтение стихотворений:
«Вы, идущие мимо меня…», «Я знаю правду…»,
«Если душа родилась крылатой…»)
Трудно говорить о такой безмерности как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чём я говорю: «Душа – есть всё – всюду – вечно.»
М.И.Цветаева
Её судьба была жестока с ней: после краткого мига юности с запахом роз, встречей с С.Эфроном, начинается чёрная полоса – годы страданий, унижений в эмиграции, после возвращения в Россию - расстрел мужа, потом дочери, отсутствие работы – в конце концов заставила переступить черту жизни и смерти, выбрав вечное. М.И.Цветаева в своих стихах оказалась пророком, она верила, что когда-то её поэзия будет дорога потомкам.
(Звучит стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…)