Русская литература 9 класс
Тема : Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по произведению Н.В.Гоголя «Шинель»)
Цели: - углубить и развить представление учащихся о «маленьком человеке» в повести Н.В. Гоголя; в занимательной форме отрабатывать навыки анализа прозаического текста; формирование представления о мотиве обиды, человеческой жестокости в повести писателя;
- развивать умения производить классификацию фактов, делать обобщенные выводы,
устанавливать связи и отношения между явлениями действительности и содержания повести;
- воспитывать доброту, заботливое отношение к людям; формировать неприятие антигуманных поступков.
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, тексты –отрывки из повести.
Форма урока: урок-исследование
Тип урока: урок –закрепление
Ход урока:
- Вызов.
1.1.Психологический настрой «Исследование имени»: каждый ученик рассказывает о значении своего имени.(слайд1)
Имена, имена, имена.
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя - загадка и тайна.
И осыплется с веток листва,
Не убавить уже, не прибавить.
Имена ведь - не просто слова,
А почти воплощенная память.
- Имя человека говорит о нем, какой он есть, но человек хозяин своей судьбы, поэтому надо ориентироваться на хорошее позитивное начало имени в своей жизни. И сегодня я желаю, чтобы ваши имена вам помогли хорошо усвоить урок и работать в группе.
1.2. Установка на тему урока.
- Теперь попрошу взять стикеры со стола и объединиться в две группы по определяющим словам «Акакий», «Башмачкин».
- А как вы думаете, почему я решила начать урок с исследования ваших имен, связано ли это с нашим уроком? О чем будет урок?
-Правильно, сегодня на уроке мы закрепим наши знания по произведению Н.В.Гоголя «Шинель», разговор пойдет о главном герое, которого зовут Акакий Акакиевич Башмачкин, исследуем то, как имя героя влияет на его судьбу, как проявляются его поступки в разных ситуациях.
2. Осмысление
2.1. Исследование рождения героя и значения его имени.
Рождение. В какой семье родился герой? Как было дано имя?
(Акакос по-гречески - добрый, незлобный, невинный, простодушный.
Тот, которого так называли, - человек, не имеющий злобы, простая душа. Мать Акакия Акакиевича не просто выбирала имя сыну, она выбирала ему судьбу. Из 9-ти трудновыговариваемых имен она не нашла ничего подходящего и дала имя по мужу.
В русских святцах имя Акакий означает «смиренный», он же «смиреннейший», т.к. он- Акакий Акакиевич. Башмачкин- происхождение фамилии. Слайд2)
2.1.Исследование «Башмачкин в департаменте и в быту»
Служба в департаменте: титулярный советник (словарная работа)
В XIX веке титулярные советники, как правило, занимали должности старших помощников столоначальников в департаментах министерств, старших помощников секретарей, протоколистов, регистраторов и переводчиков в Сенате.
А) Отношение к работе :-Чем занят герой на работе? (Переписывал бумаги). Но посмотрите, ребята, переписывая бумаги, он вдохновенен, как поэт, как художник. Это не просто переписывание, а творчество. И в этом фантастический парадокс повести: несоответствие состояния души героя и рода его занятий.
Б) Отношения с сослуживцами: -Каковы были его отношения с сослуживцами? (ответы учеников).
-Кто виноват в этом? Была ли у него возможность подняться до более высокого назначения и тем самым изменить к себе отношение? (Да. Ему предлагали повышение, но он отказался).
Что Акакию Акакиевичу нужно было делать, чтобы его повысили в должности? (Поменять в работе название, изменить лицо глагола).
Почему отказался? (Он не хотел думать, напрягаться. Он боится большого мира, общения с людьми. Ему хорошо, спокойно в своем мирке, в своем футляре),
В) Акакий в быту.
-А каков он в быту? О чем мечтает? (Ответы. Буквы заменили семью. Разговаривает с ними.)
Г) Произведение можно разделить на три смысловые части:
1. Башмачкин до приобретения новой шинели.
2. Башмачкин с новой шинелью.
3. Башмачкин после исчезновения шинели.
2.3. Работа над развитием осмысленного чтения текста, формированием умения находить ключевые слова для отбора нужной информации.
Групповая работа по стратегии «ДЖИГСО»
(каждая группа получает текст: сначала вся группа читает свой текст, затем лидер группы идет к другой группе и устно объясняет содержание своего текста)
1группа. «Башмачкин в новой шинели».
Группа психологов: с точки зрения психологов объяснить, что изменилось в Башмачкине?
Наводящие вопросы:
- Что почувствовал Башмачкин, надев новую шинель?
-Как он стал себя вести?
-Как к нему стали относиться сослуживцы?
2 группа « Исчезновение шинели»
Группа криминалистов: - Что явилось причиной смерти Башмачкина?
Наводящие вопросы:
- Как же получилось, что шинель исчезла?
-Что же делать ему теперь?( Потерян смысл жизни. Он ищет защиты и отправляется к значительному лицу)
-Каким вы увидели героя? Изменила ли его шинель? (Нет, каким был маленьким человеком, таким и остался. Герой не задумывается о собственном ничтожестве, о том, что нельзя терять свое лицо).
-Как вы думаете, почему?
-Так изменила ли шинель Акакия Акакиевича? (Наверное, нет. Вещь не главное в жизни человека. Она не может сделать его лучше, нравственнее, духовнее.)
-Проблемный вопрос : -Почему призрак Акакия появился на улицах Петербурга?
(искал по ночам свою шинель и потому сдирал шинели со всех встречных,
не разбирая чины и звания). Когда он исчез?
- Кто или что виновато в смерти Акакия?
( В смерти главного героя виновен бездушный, жестокий порядок, строй,
основанный на опеке, строгости, бесчеловечности. Бесчеловечность порождается социальною
системою, при которой человек может быть в положении мухи, ничтожество может
распоряжаться человеческими судьбами, а доброта не предусмотрена служебными отношениями. «Не то, что у Акакия Акакиевича отобрали шинель, является предметом исследования
содержания повести, а в том, что у Акакия Акакиевича отобрали жизнь»)
2.3.Вывод урока –притча:
Притча"Сад Мудреца"
В одном тибетском монастыре жил молодой монах. День и ночь он прилежно следовал строгим правилам монастырской жизни. Но со временем стал замечать, что не все послушники храма были так же добросовестны и честны в служении Богу. Одни проявляли гнев, другие обманывали друг друга, третьи были ленивы, а четвертые - очень эгоистичны. Он никак не мог понять, почему братья, отдавшие себя служению Всевышнему, так беспечны? С этими мыслями юноша отправился к Мудрецу.
Мудрец спокойно выслушал монаха и предложил ему прогуляться по саду, где было множество цветов. Старец рассказывал о чудесных растениях, как о дорогих сердцу людях.
- Посмотри на Розу, она так нежна, так красива! Посмотри, как трогательно дрожат росинки на её бархатных лепестках! Каждое утро, встречая наступающий день, Роза дарит всем своё благоухание, не ожидая восхищения.
- А здесь живёт Жасмин. Его белоснежные цветы источают тонкий аромат. Его называют Царём ночи. Жасмин - символ благородства и бесстрашия. Побудь с ним минутку, все страхи и тревоги сразу уйдут.
- Это - Лилия, любимый цветок королей. Подаренная лилия, была знаком высочайшего почитания и уважения. Она олицетворяет чистоту, мудрость, величие и целомудрие.
- Нежная Ромашка, заботлива, как матушка. Она способна излечить множество болезней. Тиха, скромна, добра, а сколько света в ней!
- Приглядись, видишь, в траве Незабудка. Как же радостно она сияет своими голубыми глазками! Крошечный цветок наполнен искренностью доброго сердца. Он, будто кусочек неба. Это цветок верности.
- Удивлён? Да, ты не ошибся, это - Кактус. И ему нашлось место в моём саду. Угрюмый, но такой нужный. Он годен на корм животным. А ещё он очень красиво цветёт. Целую ночь его цветы распространяют медовый аромат. Если захотеть, и с Кактусом можно подружиться.
Монах начинал понимать, зачем Мудрец повёл его в сад цветов. Старец, будто "услышал" его мысли.
- Цветы украшают Землю. Они, как люди: у каждого своя особенность, своя жизнь, СВОЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ. Все люди- Цветы Жизни. И каждый из них наполнен своим, особым ароматом. У всех разные имена и формы. Только дети не всегда это чувствуют: одни послушны, а другие нет. Не суди их строго, пойми: каждый по-своему хорош и красив. Надо только это уметь разглядеть!
- Чему учит нас притча?(Все люди разные, но относиться ко всем нужно с уважением, ибо у каждого человека есть свои достоинства, надо их разглядеть.)
- Я вам желаю, чтобы вы всегда умели разглядеть рядом с собой человека, каким бы он ни
был !2.4. Домашнее задание: представьте, что Акакий Башмачкин не умер, он болен. Напишите ему письмо.
3.Вывод. Рефлексия. Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
Ø Мне было интересно…
Ø Мы сегодня разобрались…
Ø Я сегодня понял, что…
Ø Мне было трудно…
Ø Завтра я хочу на уроке…