рок литературного чтения
Образ березы в стихотворениях Есенина, в живописи и музыке.
Цель: Эстетическое воспитание и литературоведческое просвещение младших школьников. Развитие креативности мышления, исследовательских умений.
Задачи: 1.Знакомство с произведениями С.Есенина о берёзе, образами березы в живописи и музыке.
2. Развитие речи учащихся, умения работать с поэтическим текстом, формирование навыков исследовательской деятельности.
3. Развитие навыков сознательного, выразительного чтения.
4. Эстетическое воспитание посредством литературы, живописи, музыки.
Ход урока.
1.Оргмомент. Объявление темы и цели урока.(слайд)
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о родине, красоте родного края, родной природы. Понаблюдаем за тем как поэты художники, музыканты видят и передают в своих произведениях эту красоту. Еще раз насладимся замечательной поэзией С.Есенина.
2. Проверка домашнего задания. (слайд тот же, лес)
Красива наша матушка Россия, а для каждого мил тот уголок, где он родился и вырос.
.Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком,. К. Симонов
1). Выраз чтение стих-я «Я покинул родимый край.» (2-3чел.)
- Какие эпитеты позволяют представить красоту родного края? (родимый край, голубую Русь, Золотою, яблонный цвет, старый клен)
Какие сравнения есть в стих-и? ( луна, как золотая лягушка, седина, словно яблонный цвет, дождь листьев, клен на одной ноге, голова клена)?
Как автор использует олицетворение? (клен стережет Русь, целует листьев дождь)
2.) Чтение стихотворения «Нивы сжаты.» (2-3 чел)
- С чем сравнивает автор объекты природы? (солнце, как колесо, месяц – жеребенок)
- Какие слова говорят, что поэт изображает дорогу, как живое сущ-во? (дремлет, ей примечталось)
3. Подготовка к восприятию нового материала.
- С каким деревом на родной стороне сравнивает себя автор в стих-и «Я покинул родимый край…»? ( с кленом)
- А как вы думаете, какое дерево является символом Руси, наиболее любимо в России? (береза)
4. Новый материал. (слайд)
"Россия" - шепчут мне березы,
"Россия" - шепчут камыши,
"Россия" - ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: "Русь".
Мне не трудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по - русски,
Моя березовая Русь!
Если предположить, что береза – это символ России, значит её красотой восхищаются и посвящают произведения и поэты, и художники, и музыканты. Чем интересен образ березы в этих произведениях? Какой предстает береза, а значит Русь? Это мы сегодня и узнаем. А для этого вы сегодня будете не просто учениками, а исследователями.
Каждая группа получит задание, в котором нужно будет исследовать образ берёзы в живописи, поэзии Есенина, музыке.
Самостоятельная работа по группам (5 мин) (слайд Куинджи «Березовая роща»)
1группа Отрывки из стих-й Есенина стр. 63
- Прочитай стихи выраз-но.
- С кем сравнивается береза в этих стихотворениях?
- Зачитайте, чем похожа береза на русскую девушку? (стан, золотистые косы, холщовый сарафан, зеленокосая в белой юбке)
3Группа: картина Куинджи «Березовая роща» (слайд)
- Какое время года изображено?
- Почему картина называется «березовая роща»? что мы видим на переднем плане, что вдалеке?
- Какие цвета использует автор? (Слова для справок: зеленый, изумрудный, малахитовый, салатный, болотный темно-зеленый)?
- Чем необычны березы на переднем плане? Напоминают ли они стан девушки? Чем? Какие цвета использовал автор?
- Какое настроение дарит пейзаж?
- Какие звуки можно услышать в этом лесу?
3 группа Картина Игоря Грабаря «Февральская лазурь»
- Какое время года изображено?
- Что занимает большую часть картины? На фоне чего стоит берёза? Какую часть занимает небо?
- Какие краски, цвета использует автор для изображения снега и неба? (слова для справок: голубой, бирюзовый, лазоревый, сиреневый, лиловый)
- Как выглядит береза, опишите её? Какими чертами характера вы её наделите? (стройная, раскидистая, горделивая, родная. И т. Д.)
- Какие краски использует художник для изображения березы (ствола, веток) ?
- Какие звуки можно услышать, рассматривая эту картину? Что может звучать, звенеть?
Во время самостоятельной работы звучит музыка П.Чайковского
Выступления групп (7 мин)
Стихи Есенина, «Березовая роща», «Февральская лазурь».
Доп-но:
- «В то необычайное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник — праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток, сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей»
- Какие чувства вызвала у вас музыка? Что вы себе представили? Какую березу?
Вывод: во всех произведениях авторы восхищаются березой ее красотой, стройностью стана, величавостью и простотой, представляют в березе Русь.
Физкультминутка
Знакомство со стихотворением «Береза» (слайд с березой)
- Сейчас послушайте еще одно стих-е Есенина (чтение учителем наизусть)
Первичное восприятие:
- Понравилось ли вам стих-е? О чем оно? Какова его главная мысль, что хотел показать автор? Какая из представленных картин может иллюстрировать стих-е?
Перечитывание с заданиями:
Прочитайте его в учебнике?
- Какие сравнения использует автор? (снег, точно серебро, на ветках снежная кайма, горят снежинки серебром)
-Какие слова поэт находит, чтобы выразить любовь к березе? Какие слова показывают, что остальная природа тоже живая? (сонная тишина, заря лениво)
Работа над сознательностью и выразительностью (слайд со словом)
Бахрома - ряд свисающих кистей и нитей
(как на шали, платке у девушки)
- Как нужно читать это стих-е, медленно или быстро? (медленно, плавно, нежно, передать любовь к березе)
(читают по цепочке по строфе дважды)
Прочитайте с радостью!
Прочитайте с нежностью!
6. Итог урока
- Понравился вам сегодняшний урок? Чем он был необычен?
Действительно, мы увидели, что красоту березы воспевают и поэты, и художники, и музыканты, и каждый делает это по-своему, с душой. По праву ли она является символом России? Почему?
- А хотелось бы вам внести частичку своей души, говоря о берёзе?
7.Домашнее Задание. (слайд)
Вы можете попытаться это сделать. Дома выучите это стих-е наизусть и расскажите его, вкладывая всю душу, нарисуйте свою березу.
Оценивание
Без березы не мыслю России, -
так светла по-славянски она,
что, быть может, в столетья иные
от березы – вся Русь рождена.
Под березами пели, женили,
выбирали коней на торгах;
дорогих матерей хоронили
так, чтоб были березы в ногах.
Поэтому, знать, березы весною
человеческой жизнью живут:
то смеются зеленой листвою,
то сережками слезы прольют.
Олег Шестинский
Благодарю Вас за урок
Группа №2
Рассмотрите картину А.Куинджи « Березовая роща». Дополните предложения, чтобы получился рассказ.
На картине изображено (время года)___________.
Картина называется «Берёзовая роща», потому что __________________________________________.
На переднем плане мы видим ____________ _____________.
Вдалеке ______________ березовый лес.
Для изображения листвы художник использует __________________ цвета, трава на картине между березами ____________ цвета.
На переднем плане мы видим берёзы не полностью, а только _________.
Они напоминают (кого)_______________, На девушек они похожи (чем)___________.
Автор рисует стволы березы _____________ красками.
Этот пейзаж дарит (какое) ________________________настроение, на душе становится ________.
Даже как будто слышно (что) _______________.
Слова для справок (цвета): зеленый, изумрудный, малахитовый, салатный, болотный темно-зеленый.
группа №1 Отрывки из стихотворений Есенина стр. 63
- Прочитай стихи выразительно.
- С кем сравнивается береза в этих стихотворениях?
- Зачитайте, чем похожа береза на русскую девушку?