kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы на тему "Свадебный обряд и поэзия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Свадебный обряд и поэзия

Цель урока: способствовать формированию образовательного пространства, формировать мировоззренческую и нравственную культуру

Образовательные цели: познакомиться с семейно- бытовыми обрядами и обрядовым фольклором.

Воспитательные цели: воспитать уважение к русской истории, культуре и выявить живую связь между прошлым и днём сегодняшним.

Учитель: -Веками складывалась семья, веками формировались семейно- бытовые обряды, со временем укрепившиеся в сознании народа как необходимый ритуал. Что же такое ритуал и что такое обряд?

Лексическая работа (на обратной стороне доски):

Ритуал- порядок, последовательность проведения обрядовых действий.

Обряд- специфическое устройство праздника, события. Например, обряд крещения. Слово исконно- русское, образовалось от слова обряжать, ряженый, т.е. делать событие непростым, необыкновенным.

Учитель: -События в жизни человека, с которыми связаны семейно- бытовые обряды, происходят только один раз в жизни.

- Ребята, а какие ТРИ важнейших события есть в жизни каждого человека? (рождение, вступление в брак, смерть)

-Значит, какие ТРИ главных обряда есть в жизни каждого человека?

(крестины, свадьба, похороны)

Учитель: - Отсюда и пословица: «Трижды человек дивен бывает: родится, женится и умирает».

Учитель: -  К какому обряду вы отнесёте эти пословицы: «Жил помаленьку, а помер вдруг» (о похоронах)

«Раз родить, то уж нельзя погодить» (о крещении)

«Хоть красивы не были, а молоды были?» (о свадьбе)

Учитель: -Сегодня на уроке мы поговорим, ребята, о таком важнейшем событии в жизни каждого человека, как свадьба. Кто из Вас был на свадьбе? Что запомнилось вам? Из каких фрагментов состоял свадебный обряд?

-Свадебный обряд самый богатый из русских традиционных обрядов. На Руси свадьба обычно длилась 2-3 дня, а у богатых целую неделю. Но чтобы свадьба состоялась, необходимо, чтобы парень и девушка прежде всего познакомились.

- Ребята, вспомните календарные обряды. Где в старину знакомились парни и девушки? (Парни присматривали себе невест на зимних посиделках, во время игрищ на святках, на масленичной гульбе, в весенних и летних хороводах. Присматривали невест сыновьям и родители, причём от них зависел окончательный выбор).

Учитель: - Выбрав невесту для парня, вошедшего «в возраст», родные засылали к ней в дом сватов. Сватать обычно приходили мужчины- сваты из пожилых родственников. Сваты шли по деревне с полотенцами, перевязанными вкось через плечо, и в новых чистых рубахах. В дом заходили без предупреждения, крестились, рассаживались, обменивались приветствиями. Догадливые хозяева сразу настраивались на определённый лад, невеста уходила с глаз долой. Начинался настоящий словесный поединок. Даже при заведомо решённом деле отец и мать невесты отказывали сначала, мол, «надобно подождать, товар у нас не лежалый», ещё молода. Тем азартнее действовали сваты, расхваливая жениха и пуская в ход всё своё красноречие.

Послушайте, что говорили сваты родителям девушки:

Ехали мы лихо, въехали тихо,

Охотники-купцы, честные молодцы,

Есть у нас барашек- бегун,

А ищем мы ему ярочку,

А баран да ярочка- вековая парочка.

Учитель: - Как вы думаете, почему сваты говорили метафорами? Про себя сваты говорят, что они купцы, а про невесту- ярочка?  (Сваты боялись отказа)

-Приглашение сватов за стол было знаком того, что согласие возможно. Невеста выходила к сватам и с этого момента считалась «СГОВОРЕНКОЙ». Во время сватовства начинали звучать песни, причитания невесты. Послушайте одно из них:

Не принимай-ка, родимый тятюшка,

Золотую чару зелена вина.

Не пропивай-ка, родимый тятюшка,

Как меня-то, горе- горькую,

Как во чужую семью к отцу, к матери.

Во чужой-то семье надо быть покорною,

Отцу с матерью быть поклонливою,

Как моя-то головушка непоклонлива,

Ретиво сердце непокорное.

Учитель: - Как вы думаете, ребята, почему причитает невеста? (Её отправляют в чужую семью, там она будет бесправной снохой. Кроме того, обряд обязывал её горько причитать даже в том случае, если невеста выходила замуж по согласию).

- Итак, как называется первый этап свадебной игры? (1.СВАТОВСТВО)

Учитель: -Следующим этапом были 2.СМОТРИНЫ.В день, установленный при сватовстве, родители и родственники невесты ехали осматривать дом жениха. Перед приездом гостей всё мылось, чистилось, обретало праздничный вид. На видном месте выставляли всё, чем можно было похвастать. После осмотра дома жениха устраивали СМОТРИНЫ в доме невесты, где перед гостями она появлялась. Если сватов невеста устраивала, то договаривались о приданом. Этот свадебный обряд назывался 3.СГОВОР. Следующим этапом было 4. БОГОМОЛЬЕ. Это общая молитва родственников жениха и невесты перед иконами. После богомолья дело считалось слаженным, и теперь отказ от свадьбы любой из сторон порицался. Следующим фрагментом свадебного обряда являлось 5. РУКОБИТЬЁ. Как правило, на следующий день после смотрин отцы жениха и невесты  « били по рукам», приговаривая при этом «жить да богатеть, друг друга любить». В этот день родственники жениха устраивали угощение невестиной родне. Когда сваты уходят, невеста начинает причитать, узнав, что она просватана:

Уж ты мать моя, матушка,

Уж ты мать-государыня.

Ты пойди, моя матушка,

Ты пойди, государыня,

Во мою нову горенку,

Уж ты сядь, моя матушка,

Уж ты сядь, государыня,

Впереди под оконами,

Под святыми иконами,

Посмотри, моя матушка,

Посмотри, государыня,

На мою косу русую

И на девичью красоту.

Что не долго осталось мне,

Что красой красоватися

И русой любоватися-

От субботы до субботы,

А в субботу девичничек,

В воскресенье в церковь свезут

Под венцы золочёные.

Под венцом голова болит,

Скоры ноженьки подломятся,

Белы рученьки опустятся…

- Следующим этапом был 6. КАНУН СВАДЬБЫ .В этот день девушки собирались, чтобы попрощаться с подругой, ведь она становилась женой, готовилась стать матерью и одновременно становилась самой бесправной в будущей семье- снохой. Обряд  сопровождался расплетением косы невесты и заплетением её в последний раз по- девичьи.

- Ребята, как вы думаете, в какое время года справлялись свадьбы? (Осенью, так как урожай собран, самая жаркая пора для земледельца прошла, теперь можно и погулять.)

Следующим этапом является 7.СВАДЬБА. Утро свадебного дня особенно насыщено обрядами. В доме невесты сутра шли хлопоты: принимались различные меры предосторожности против возможной порчи( в подол платья невесты вкалывали булавки или иголки крест-накрест, клали монетки «чтоб всю жизнь ходить по золоту», одевали на невесту две рубахи одну на левую, другую на правую , «чтоб жить с мужем душа в душу». При этом невесты всё время причитали и даже плакали.

Почему невесты плакали, когда их выдавали замуж? (Часто девушек выдавали замуж не по любви, не по согласью. Родители смотрели на брак как на экономическую необходимость, свадьбы справляли прежде всего, чтобы улучшить своё материальное положение, видели в обряде материальную выгоду. С браком связывали надежду поправить хозяйство. Поэтому воя родителей , которые не считались с чувствами детей, бывала источником многих жизненных трагедий).

- Обратим внимание на картину В. Пукирева «Неравный брак».

-Кто изображён на картине?

-Богатые или бедные люди?

-Как смотрит жених на свою невесту?  (безжалостно)

- Почему невеста опустила голову? ( Против родительской воли не пойдёшь, ни тени протеста, ни малейшего намёка на бунт, одно безысходное несчастье и больше ничего).

- Этот брак по любви? (Нет, по расчёту).

- Итак, мы видим, что на брак смотрели как на экономическую необходимость.

- Как же готовились в доме жениха? Родители жениха благословляли на брак, «свадебный поезд» украшался цветами и лентами. Жених обычно ехал не на первой подводе, а на 2 или 3. По дороге односельчане или жители других сёл учиняли поезду препятствия. Поезд должен был остановиться и откупиться угощением. Когда поезд подъезжал к избе невесты, родственники имитировали сопротивление жениху: запирали ворота, двери.

- Как называется этот элемент свадебного обряда? (8.Выкуп). Затем отправлялись в церковь. Молодые до венца ехали раздельно. Свадебный поезд подъезжал к церкви и невесту с женихом вели к венцу.

- Как называется этот элемент свадебного обряда? (9.Венчание)

- Что такое венчание? (Это обет, клятва, данная молодыми в любви перед богом)

- В церковной сторожке после венчания совершался обряд расплетения косы невесты - девичий головной убор и причёску меняли на бабью  (окручивали вокруг головы), так, чтобы волосы можно было спрятать под платок. Отсюда и пословица: « Коса - девичья краса». Девушка гордилась своей косой, парни обращали на неё внимание, но как только девушка переходила в разряд « молодух», она не имела право ходить без платка. Отсюда и слово ««опростоволоситься», то есть опозориться, показать волосы чужому).После венчания молодые направлялись в дом жениха, там родители жениха благословляли ( отец- иконой, мать- хлебом).10.Благословение. При входе в дом молодых осыпали хлебом, овсом, рожью, мелкими монетами.

-11.Послесвадебные обряды - последний этап свадебного действия. Какие испытания должна была пройти молодая жена в первый послесвадебный день? ( Принести воду из колодца, напечь блинов, подмести пол).

-Ребята, какие этапы свадебного обряда утратились?

- Сейчас свадьба это грустное или радостное событие? (Свадьбы стали по согласью, родители теперь не ищут сами невесту). Я думаю. Что ваша свадьба обязательно будет счастливой.

Домашнее задание: -Что современный свадебный ритуал взял от старинного свадебного обряда? Какие появились в современной жизни новые этапы этого обряда?

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему "Свадебный обряд и поэзия" »

Свадебный обряд и поэзия

Цель урока: способствовать формированию образовательного пространства, формировать мировоззренческую и нравственную культуру

Образовательные цели: познакомиться с семейно- бытовыми обрядами и обрядовым фольклором.

Воспитательные цели: воспитать уважение к русской истории, культуре и выявить живую связь между прошлым и днём сегодняшним.

Учитель: -Веками складывалась семья, веками формировались семейно- бытовые обряды, со временем укрепившиеся в сознании народа как необходимый ритуал. Что же такое ритуал и что такое обряд?

Лексическая работа (на обратной стороне доски):

Ритуал- порядок, последовательность проведения обрядовых действий.

Обряд- специфическое устройство праздника, события. Например, обряд крещения. Слово исконно- русское, образовалось от слова обряжать, ряженый, т.е. делать событие непростым, необыкновенным.

Учитель: -События в жизни человека, с которыми связаны семейно- бытовые обряды, происходят только один раз в жизни.

- Ребята, а какие ТРИ важнейших события есть в жизни каждого человека? (рождение, вступление в брак, смерть)

-Значит, какие ТРИ главных обряда есть в жизни каждого человека?

(крестины, свадьба, похороны)

Учитель: - Отсюда и пословица: «Трижды человек дивен бывает: родится, женится и умирает».

Учитель: - К какому обряду вы отнесёте эти пословицы: «Жил помаленьку, а помер вдруг» (о похоронах)

«Раз родить, то уж нельзя погодить» (о крещении)

«Хоть красивы не были, а молоды были?» (о свадьбе)

Учитель: -Сегодня на уроке мы поговорим, ребята, о таком важнейшем событии в жизни каждого человека, как свадьба. Кто из Вас был на свадьбе? Что запомнилось вам? Из каких фрагментов состоял свадебный обряд?

-Свадебный обряд самый богатый из русских традиционных обрядов. На Руси свадьба обычно длилась 2-3 дня, а у богатых целую неделю. Но чтобы свадьба состоялась, необходимо, чтобы парень и девушка прежде всего познакомились.

- Ребята, вспомните календарные обряды. Где в старину знакомились парни и девушки? (Парни присматривали себе невест на зимних посиделках, во время игрищ на святках, на масленичной гульбе, в весенних и летних хороводах. Присматривали невест сыновьям и родители, причём от них зависел окончательный выбор).

Учитель: - Выбрав невесту для парня, вошедшего «в возраст», родные засылали к ней в дом сватов. Сватать обычно приходили мужчины- сваты из пожилых родственников. Сваты шли по деревне с полотенцами, перевязанными вкось через плечо, и в новых чистых рубахах. В дом заходили без предупреждения, крестились, рассаживались, обменивались приветствиями. Догадливые хозяева сразу настраивались на определённый лад, невеста уходила с глаз долой. Начинался настоящий словесный поединок. Даже при заведомо решённом деле отец и мать невесты отказывали сначала, мол, «надобно подождать, товар у нас не лежалый», ещё молода. Тем азартнее действовали сваты, расхваливая жениха и пуская в ход всё своё красноречие.

Послушайте, что говорили сваты родителям девушки:

Ехали мы лихо, въехали тихо,

Охотники-купцы, честные молодцы,

Есть у нас барашек- бегун,

А ищем мы ему ярочку,

А баран да ярочка- вековая парочка.

Учитель: - Как вы думаете, почему сваты говорили метафорами? Про себя сваты говорят, что они купцы, а про невесту- ярочка? (Сваты боялись отказа)

-Приглашение сватов за стол было знаком того, что согласие возможно. Невеста выходила к сватам и с этого момента считалась «СГОВОРЕНКОЙ». Во время сватовства начинали звучать песни, причитания невесты. Послушайте одно из них:

Не принимай-ка, родимый тятюшка,

Золотую чару зелена вина.

Не пропивай-ка, родимый тятюшка,

Как меня-то, горе- горькую,

Как во чужую семью к отцу, к матери.

Во чужой-то семье надо быть покорною,

Отцу с матерью быть поклонливою,

Как моя-то головушка непоклонлива,

Ретиво сердце непокорное.

Учитель: - Как вы думаете, ребята, почему причитает невеста? (Её отправляют в чужую семью, там она будет бесправной снохой. Кроме того, обряд обязывал её горько причитать даже в том случае, если невеста выходила замуж по согласию).

- Итак, как называется первый этап свадебной игры? (1.СВАТОВСТВО)

Учитель: -Следующим этапом были 2.СМОТРИНЫ.В день, установленный при сватовстве, родители и родственники невесты ехали осматривать дом жениха. Перед приездом гостей всё мылось, чистилось, обретало праздничный вид. На видном месте выставляли всё, чем можно было похвастать. После осмотра дома жениха устраивали СМОТРИНЫ в доме невесты, где перед гостями она появлялась. Если сватов невеста устраивала, то договаривались о приданом. Этот свадебный обряд назывался 3.СГОВОР. Следующим этапом было 4. БОГОМОЛЬЕ. Это общая молитва родственников жениха и невесты перед иконами. После богомолья дело считалось слаженным, и теперь отказ от свадьбы любой из сторон порицался. Следующим фрагментом свадебного обряда являлось 5. РУКОБИТЬЁ. Как правило, на следующий день после смотрин отцы жениха и невесты « били по рукам», приговаривая при этом «жить да богатеть, друг друга любить». В этот день родственники жениха устраивали угощение невестиной родне. Когда сваты уходят, невеста начинает причитать, узнав, что она просватана:

Уж ты мать моя, матушка,

Уж ты мать-государыня.

Ты пойди, моя матушка,

Ты пойди, государыня,

Во мою нову горенку,

Уж ты сядь, моя матушка,

Уж ты сядь, государыня,

Впереди под оконами,

Под святыми иконами,

Посмотри, моя матушка,

Посмотри, государыня,

На мою косу русую

И на девичью красоту.

Что не долго осталось мне,

Что красой красоватися

И русой любоватися-

От субботы до субботы,

А в субботу девичничек,

В воскресенье в церковь свезут

Под венцы золочёные.

Под венцом голова болит,

Скоры ноженьки подломятся,

Белы рученьки опустятся…

- Следующим этапом был 6. КАНУН СВАДЬБЫ .В этот день девушки собирались, чтобы попрощаться с подругой, ведь она становилась женой, готовилась стать матерью и одновременно становилась самой бесправной в будущей семье- снохой. Обряд сопровождался расплетением косы невесты и заплетением её в последний раз по- девичьи.

- Ребята, как вы думаете, в какое время года справлялись свадьбы? (Осенью, так как урожай собран, самая жаркая пора для земледельца прошла, теперь можно и погулять.)

Следующим этапом является 7.СВАДЬБА. Утро свадебного дня особенно насыщено обрядами. В доме невесты сутра шли хлопоты: принимались различные меры предосторожности против возможной порчи( в подол платья невесты вкалывали булавки или иголки крест-накрест, клали монетки «чтоб всю жизнь ходить по золоту», одевали на невесту две рубахи одну на левую, другую на правую , «чтоб жить с мужем душа в душу». При этом невесты всё время причитали и даже плакали.

Почему невесты плакали, когда их выдавали замуж? (Часто девушек выдавали замуж не по любви, не по согласью. Родители смотрели на брак как на экономическую необходимость, свадьбы справляли прежде всего, чтобы улучшить своё материальное положение, видели в обряде материальную выгоду. С браком связывали надежду поправить хозяйство. Поэтому воя родителей , которые не считались с чувствами детей, бывала источником многих жизненных трагедий).

- Обратим внимание на картину В. Пукирева «Неравный брак».

-Кто изображён на картине?

-Богатые или бедные люди?

-Как смотрит жених на свою невесту? (безжалостно)

- Почему невеста опустила голову? ( Против родительской воли не пойдёшь, ни тени протеста, ни малейшего намёка на бунт, одно безысходное несчастье и больше ничего).

- Этот брак по любви? (Нет, по расчёту).

- Итак, мы видим, что на брак смотрели как на экономическую необходимость.

- Как же готовились в доме жениха? Родители жениха благословляли на брак, «свадебный поезд» украшался цветами и лентами. Жених обычно ехал не на первой подводе, а на 2 или 3. По дороге односельчане или жители других сёл учиняли поезду препятствия. Поезд должен был остановиться и откупиться угощением. Когда поезд подъезжал к избе невесты, родственники имитировали сопротивление жениху: запирали ворота, двери.

- Как называется этот элемент свадебного обряда? (8.Выкуп). Затем отправлялись в церковь. Молодые до венца ехали раздельно. Свадебный поезд подъезжал к церкви и невесту с женихом вели к венцу.

- Как называется этот элемент свадебного обряда? (9.Венчание)

- Что такое венчание? (Это обет, клятва, данная молодыми в любви перед богом)

- В церковной сторожке после венчания совершался обряд расплетения косы невесты - девичий головной убор и причёску меняли на бабью (окручивали вокруг головы), так, чтобы волосы можно было спрятать под платок. Отсюда и пословица: « Коса - девичья краса». Девушка гордилась своей косой, парни обращали на неё внимание, но как только девушка переходила в разряд « молодух», она не имела право ходить без платка. Отсюда и слово ««опростоволоситься», то есть опозориться, показать волосы чужому).После венчания молодые направлялись в дом жениха, там родители жениха благословляли ( отец- иконой, мать- хлебом).10.Благословение. При входе в дом молодых осыпали хлебом, овсом, рожью, мелкими монетами.

-11.Послесвадебные обряды - последний этап свадебного действия. Какие испытания должна была пройти молодая жена в первый послесвадебный день? ( Принести воду из колодца, напечь блинов, подмести пол).

-Ребята, какие этапы свадебного обряда утратились?

- Сейчас свадьба это грустное или радостное событие? (Свадьбы стали по согласью, родители теперь не ищут сами невесту). Я думаю. Что ваша свадьба обязательно будет счастливой.

Домашнее задание: -Что современный свадебный ритуал взял от старинного свадебного обряда? Какие появились в современной жизни новые этапы этого обряда?


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока литературы на тему "Свадебный обряд и поэзия"

Автор: Долгополова Ирина Валерьевна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105850


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства