kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока внеклассного чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока внеклассного чтения рекомендован для обучающихся 8 -ых классов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения.»

Урок внеклассного чтения №4. 8 класс.

Тема. «Вставала земля из пепла, непокоренная земля, неистребимая жизнь». Повесть Бориса Горбатова «Непокоренные»

Цель:

 дать краткие сведения о писателе Борисе Горбатове;

раскрыть тему повести;

показать жизнь людей в годы Вов;

учить наблюдательности

расширять читательский кругозор;

воспитывать чувство ответственности, долга, любви к родной земле, к семье.
Ход урока.

1. Организация класса.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Работа над темой урока.

1. Слово учителя.

Повесть эта появилась в то время, когда наш народ вёл борьбу с немцами. Война с самого начала приняла неслыханно жестокий характер, принесла миллионам людей неисчислимые лишения и страдания.

Офицер и писатель Б.Горбатов с первых дней войны занял своё место в действующей армии, на Южном фронте, где враг, стремясь быстрее завладеть богатством Донецкого края, прокладывал себе дорогу огнём и железом. Писателя, уроженца Донбасса, охватила жалость к своему краю. К середине февраля 43 года началось изгнание фашистов. Военкор газеты «Правда» Горбатов находился в то время в войсках под Ворошиловградом (ныне Луганск), и только немцы были выбиты из города пошёл
по домам. Хозяева со слезами на глазах рассказывали ему об ужасах немецкого произвола, о своих страданиях. Увиденное и услышанное потрясло писателя, и он тогда же решил писать обо всём этом не в газету, а художественное произведение.

В центре произведения он решил поставить семью коренного донбасского рабочего. Прототипами его героев были реальные люди.

Степан Яценко в повести –Иван Стеценко, руководитель партийного подполья. Настя - секретарь горкома Комсомола Надя Фесенко, Тарас Яценко - это Прокофий Чубаров, он принёс хранившуюся у него бутылку из-под шампанского, в которую секретарь подпольного обкома Стеценко на тот случай, если ему удастся дожить до освобождения родного города, запрятал тетрадь с отчётом партийного подполья. Это
событие нашло своё место в повести. «Я писал эту книгу быстро и горячо...» - писал Горбатов.

Книга вышла в свет ещё во время войны. Вначале частями в газетах «Правда», «Комсомольская правда». Затем вся повесть была напечатана в журнале «Октябрь». Вскоре была издана отдельной книгой. Всюду - на фронте, в партизанских отрядах, куда её сбрасывали вместе с продовольствием по ночам с самолетов, в госпиталях, на заводах - читали эту повесть. Автор получал много писем от читателей. За эту повесть Горбатова удостоили Государственной премией. По этой книге был создан одноименный фильм. Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский написал оперу «Семья Тараса».

2. Беседа с классом.

Вы прочли повесть, услышали, как она была создана, какой отклик получила в сердцах читателей.

- Подумайте, только по названию повести можно понять о чем пойдет речь?

Проблемный вопрос. Как вы думаете, почему эту книгу называют книгой «любви и гнева»?
(Показана любовь к своей земле, забота о ней, любовь к людям. Рядом с любовью шагает гнев и ненависть к тем, кто заставил страдать мирный народ).

- Почему об этой книге говорят, что она написана «кровью сердца»? (Всё, что написано в повести не фантазия писателя, а действительные события, которые пережил народ).

- Вначале Горбатов хотел назвать повесть «Семья Тараса», затем переименовал. Как вы думаете, почему? (Таких семей было много, собирательные образы).

- Почему Тарас Яценко не ушел из города? Только ли семья удерживала его?

- Перескажите эпизод встречи Андрея с отцом.

- Что же видел Тарас, когда покинул дом и отправился на поиски пищи? (Голод, разруху, смерть, полусожженные деревни).

- Возвращаясь домой, Тарас нёс радостные вести. От этого ему было веселее и легче идти. Казалось, что немцы уже далеко и скоро победа. Но шел-то он за продуктами, а возвращался без них. Почему Тарас возвращался с хорошим настроением?
(Встреча со старшим сыном, много узнал от него, и переполнилось сердце Тараса гордостью за Степана, за Настю, за русский народ. В воздухе пахло победой.)

- О ком из героев вы хотели бы рассказать?

- Чем заканчивается повесть? О чем мечтали люди?
(«Вставала земля из пепла, непокоренная земля, неистребимая жизнь». Люди выходили на работу. Приводили в порядок свои дома, улицы, города. Как на праздник выходили люди на постройку мостов и дорог. «Раны заживают. Они заживают».


4. Подведение итогов.

- Понравилась ли вам повесть?
- Что понравились больше всего?
- Кто из героев запомнился и почему?
- Урок хочу закончить чтением стихотворения донбасского поэта

Николая Домовитова «Непокорённые».

Врагом распят советский городок,
Он третий год в руках у оккупанта.
...Гремят всю ночь подковами сапог
Патрульные солдаты коменданта.
Кромешный мрак. Лишь кое-где на миг
Сверкнет огонь солдатской зажигалки.
Да еле слышно донесётся крик,

Предсмертный крик расстрелянного в балке
На серый камень мёртвых мостовых
Роняют лист простреленные вязы.
Со всех сторон оставшимся в живых
Кричат о смерти страшные приказы
Кричат они с заборов и ворот:

Нам покорись! Забудь, что раньше было.
Забудь, что жив великий твой народ,
Забудь, что честным мать тебя растила.
Расстрел - за то, что спину ты не гнешь,
Расстрел - за то, что дети просят хлеба.
Расстрел - за то, что ты еще живёшь.
Расстрел - за то, что смотришь ты на небо.
-Не покорюсь! Расплата впереди! -
Упрямо смерти прошептал мальчишка.
Он вместе с пистолетом на груди
Хранил до дыр зачитанную книжку.
Ходила книга долго меж людей
Как лучший друг заглядывала в хаты.
И день и ночь охотились за ней.
Как сыщики фашистские солдаты.
Она острей, чем мстителя топор,
Она страшнее самой меткой пули.

С каким бы наслаждением в костёр
Её, найдя, захватчики швырнули!
Она будила к мщению сердца,
Как партизанка в городе ходила,
Она людей при свете каганца
Непокоримой стойкости учила.
Потерян был заглавный первый лист,
Да он в те дни и нужен был едва ли.
Кто написал?

Конечно, коммунист.

И люди шли - дрались и побеждали.


- Расскажите о чувствах, которые вы испытали, прослушав это стихотворение.

5. Рефлексия.

1. Можем ли мы гордиться своими земляками?

2. Оформить ассоциативную «гроздь».


Непокоренные


6.Домашнее задание.

- Составить синквейн к словам «Война», «Мир».

- Посмотреть художественный фильм 1945 года «Непокоренные».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока внеклассного чтения.

Автор: Лукьянова Наталия Ильинична

Дата: 02.11.2016

Номер свидетельства: 354677

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока внеклассного чтения по рассказам М.М.Пришвина"
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt_uroka_vnieklassnogho_chtieniia_po_rasskazam_m_m_prishvina"
    ["file_id"] => string(6) "391414"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487003151"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока внеклассного чтения в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-vnieklassnogho-chtieniia-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "185352"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426173021"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект урока внеклассного чтения "Зимняя сказка" по произведениям писателей и поэтов родного края "
    ["seo_title"] => string(112) "konspiekt-uroka-vnieklassnogho-chtieniia-zimniaia-skazka-po-proizviedieniiam-pisatieliei-i-poetov-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "216206"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432900497"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока внеклассного чтения "Великий сказочник""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekturokavnieklassnoghochtieniiavielikiiskazochnik"
    ["file_id"] => string(6) "302792"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457302685"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева «Багульник»"
    ["seo_title"] => string(70) "konspekt_uroka_vneklassnogo_chteniia_po_rasskazu_iu_iakovleva_bagulnik"
    ["file_id"] => string(6) "660037"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1732250920"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства