Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева «Багульник»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 30 им. С.А. Железнова» города Смоленска
Конспект урока внеклассного чтения
по рассказу Ю.Яковлева «Багульник»
6 класс
Подготовтила
учитель русского языка
и литературы
Шишко Л.А.
первая категория
2019
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева «Багульник»
Цели деятельности учителя
раскрыть духовные и нравственные качества главного героя, значение имени героя и лексических средств изобразительности произведения для понимания особенностей его характера и отношений с окружающими;
раскрыть нравственное звучание рассказа, его идею;
создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа «Багульник»;
воспитывать любовь к людям.
Задачи
Образовательная: показать нравственное звучание рассказа; создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа; продолжить работу по изучению теории литературы (идея); организовать работу с лексическим значением слов, совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.
Развивающая: формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание, учить выражать собственное мнение, совершенствовать умение работать с текстом, приводить цитаты из текста, продолжить работу по формированию творческих способностей учащихся.
Воспитательная: воспитывать любовь к людям, помочь ученикам увидеть в человеке личность, а не внешность.
Планируемые результаты
Предметные:
на базовом уровне
на повышенном уровне
знать особенности содержания произведения;
сопоставлять поступки героев рассказа;
делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от произведения.
уметь охарактеризовать литературного героя, его духовные и нравственные качества.
Метапредметные:
на базовом уровне
на повышенном уровне
осуществлять подбор аргументации для подтверждения собственной позиции;
выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях.
самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации.
Личностные:
формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературного произведения, воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности, доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе;
осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные УУД:
принимает и сохраняет учебную задачу;
планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия операции, действует по плану.
Познавательные УУД: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в разных источниках информации.
Коммуникативные УУД:
слушает и понимает речь других;
задает вопросы, отвечает на вопросы, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Наглядность:
компьютерная презентация, книги писателя, иллюстрации к рассказу, цветочки из бумаги для ребят, веточки в стеклянной банке.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Я очень рада вас видеть.
Сегодня мы с вами проведем урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлева «Багульник».
Я предлагаю такую тему:
« Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно»
- Ребята, а как вы думаете, почему тема урока обозначена именно этими словами?(Потому что в произведении рассказывается о мальчике Косте, которого все считали странным, неинтересным, но оказалось, что это не так. Неожиданно раскрылись его самые лучшие качества, изменилось отношение к нему со стороны одноклассников, классного руководителя).
- Итак, значит этот рассказ о мальчике Косте. А название рассказа - «Багульник». А вы знаете, что такое багульник? (это цветущее растение). А вы представляете, как оно выглядит? Посмотрите, пожалуйста, на экран. Это изображение цветущего багульника. Можете вы ответить на вопрос: почему рассказ называется «Багульник»?
- А я предлагаю такую тему (возвращение к теме).
- Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.
Цель урока:выявить связь названия произведения с его содержанием, определить идею произведения.
- Ребята, а как вы думаете, какие задачи нам необходимо выполнить для достижения поставленной цели?
Задачи:
1) провести наблюдения за поведением главного героя произведения, выявить черты характера Косты;
2) выяснить, каковы взаимоотношения между Костой и героями, которые его окружают, какие качества главного героя проявляются благодаря образам одноклассников и классного руководителя;
3) рассмотреть лексические средства выразительности произведения.
- Итак, ребята, погружаемся в текст произведения. Работать будем в группах. Всего у нас будет 4 группы. Каждая получит индивидуальное задание. Время, отведенное на выполнение работы - 5 минут.
1 группа. Ваша задача: выявить черты характера Косты, проявляющиеся в начале произведения.
Карточка-помощник для группы №1
Задача: выявить черты характера Косты, проявляющиеся в начале произведения.
Вопросы:
В какой части произведения мы впервые встречаемся с Костой?
Каким он предстает перед нами? Зачитайте отрывок из произведения.
Как называют его одноклассники?
Что сказано об отношении учителей к таким ученикам, как Коста?
Ребята, у вас есть дополнения?
Давайте будем последовательно составлять кластер «Черты характера Косты».
Стран-ный
Коста
Молча-ливый
Молодцы, ребята! А теперь давайте выслушаем вторую группу, которая работала над образом одноклассников Косты. Их задача состояла в том, чтобы выяснить, какие черты характера Косты проявились благодаря образам одноклассников.
Карточка-помощник для группы №2
Задача: выяснить, какие черты характера Косты проявляются благодаря образам одноклассников.
Вопросы:
1.Описывает ли автор внешность одноклассников Косты? Дает ли оценку их поступкам? Высказывает ли свое мнение?
2. Какое отношение к одноклассникам Косты складывается у читателей? Почему? (Как ведут себя одноклассники, когда Коста приносит веточки багульника?)
3. В какой момент меняется их отношение к Косте? Как они стали его называть?
- Ребята, какие черты характера Косты проявляются благодаря его одноклассникам? Давайте дополним кластер.
стран-ный
молча-ливый
Коста
силь-ный
настой-чивый
интересный
- Выслушаем ребят третьей группы. Перед ними стояла задача выявить, какие черты характера Косты проявляются благодаря образу Евгении Ивановны.
Карточка-помощник для группы №3
Задача: выявить, какие черты характера Косты проявляются благодаря образу Евгении Ивановны.
Вопросы:
1. Какой предстает перед читателями Евгения Ивановна? Приведите цитаты.
2. Как ее за глаза называют ученики? Почему?
3. Как Евгении Ивановне удается раскрыть лучшие качества Косты? (Что она узнает о Косте?)
- Какие черты характера Косты проявляются благодаря ЕвгенииИвановне?Давайте обратимся вновь к кластеру. Дополним его.
отзыв-чивый
доб-рый
стран-ный
молча-ливый
Коста
силь-ный
настой-чивый
интересный
- Ребята, а четвертая группа работала с лексическими средствами изобразительности произведения. У нас на уроке уже прозвучали слова «молчальник», «волшебник». Давайте посмотрим, каково значение этих слов. Перед ребятами стояла задача выявить, какие черты характера Косты проявляются или подчеркиваются благодаря лексическим средствам выразительности произведения. (Выступление 4 группы)
Карточка-помощник для группы №4
Задача: выявить, какие черты характера Косты проявляются или подчеркиваются лексическими средствами выразительности произведения.
Вопросы:
Выяснить значение слова «молчальник".
Выяснить значение слова «волшебник».
- Ребята, посмотрите на экран? (Костя –Коста). На что вы обратили внимание? (мягкий согласный заменяется твердым) Давайте предположим: если автор делает это намеренно, то с какой целью? (подчеркнуть твердость характера персонажа, силу духа). Кроме того, имя Коста – болгарский вариант имени Константин, Костя и обозначает « твердость, силу, стойкость». Конечно, наверняка мы не можем знать того, намеренно автор использует имя или случайно, но можем предположить, а если произведение заставляет нас думать, размышлять, то это уже хорошо.
- Итак, посмотрите на кластер. Что у нас получилось. Какие черты характера преобладают? (Положительные)
- Посмотрите, какой, оказывается, Коста интересный персонаж. Ребята, но почему же название рассказа не «Коста», а «Багульник»? Сможете вы сейчас ответить на этот вопрос? (Потому что лучшие стороны Косты раскрываются для окружающих так же неожиданно, как неожиданно волшебно зацветает багульник).
- Давайте вновь поразмышляем. Предположите, почему Юрий Яковлев выбрал именно это растение, а не шиповник, например, не сирень? В этом нам помогут разобраться ребята, которые провели мини-исследование.
Презентация «Багульник».
- А теперь сравните два кластера? Какие составляющие совпадают? Какой вывод можете сделать? Предположите, почему произведение называется «Багульник»? (Коста такой же сильный, стойкий, волшебный, неожиданно раскрывшийся, как растение багульник).
- А какие составляющие кластера «Багульник» не совпали? (болотный, лекарственный) Можно ли эти определения применить к Косте? (болото – та обстановка, в которой находился Коста в классе изначально; лекарственный – лекарь человеческих душ, вселяет в людей веру и надежду).
- Давайте вернемся к цели нашего урока (выявить связь названия и содержания произведения). Удалось нам достичь поставленной цели? Ответили мы на этот вопрос? Но ведь у нас была еще одна цель – основная. Как вы думаете, какова идея произведения? Что хотел до нас донести автор? Что вы поняли, читая рассказ?
- Предлагаю на листочках сформулировать то самое главное, что вы поняли, читая рассказ Юрия Яковлева «Багульник». Свои мысли вы сформулируете более полно, подробно, когда будете выполнять домашнее задание. Его мы запишем чуть позже.
- А сейчас я предлагаю вам закончить предложение «Читая рассказ Юрия Яковлева «Багульник», я понял(а)…»
Несколько обучающихся зачитывают сформулированные предложения.
- Ребята, посмотрите друг на друга. Каждый из вас личность, индивидуальность. Цените это друг в друге! Ведь, как говорится в строках стихотворения Евгения Евтушенко,
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самою незаметностью своей…
- Сейчас каждый из вас пусть достанет из коробочки «цветок багульника» с именем одноклассника и напишет ту его черту характера, которая является в нем , на ваш взгляд, самой лучшей, особенной, и этим он удивителен. Соберите веточку багульника. Пусть это растение зацветет и в нашем классе. Я думаю, что вам будет интересно прочитать то, что написали о вас ваши одноклассники, вам предоставить такая возможность после урока. Возможно, вы сами откроете с помощью одноклассников в себе какое-то особое качество.
Посмотрите, какая красота получилась! Вы все сейчас раскрылись, как цветочки багульника, благодаря работе на уроке. Большое спасибо! Все молодцы! Я оценю вашу работу, проверив домашние сочинения. Откройте дневники, запишите домашнее задание.
Домашнее задание по выбору учащихся:
Сочинение-рассуждение «Человек-багульник в моем классе».
Сочинение-рассуждение «Каким станет Коста в будущем».