Конспект урока внеклассного чтения по рассказам М.М.Пришвина
Конспект урока внеклассного чтения по рассказам М.М.Пришвина
Конспект урока внеклассного чтения включает вступительное слово учителя. сообщения учащихся, чтение наизусть, пересказы произведений писателя. На уроке используется аудизапись "Утро в лесу" (голоса птиц), презентация с материалами жизни писателя, викториной по иллюстрациям к рассказам Пришвина, выполненным учащимися разных лет обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения по рассказам М.М.Пришвина»
Тема урока: Урок – знакомство с творчеством М.М. Пришвина.
Рассказы М.Пришвина о природе (проводится перед изучением
сказки – были «Кладовая солнца»).
Цели урока:
- познакомить обучающихся с творчеством писателя
М.М.Пришвина;
- помочь обучающимся увидеть в произведениях писателя
глубокую любовь к родной природе, родному краю.
Оформление урока:
- презентация к уроку «Рассказы М.пришвина о природе»;
- выставка книг;
- иллюстрации обучающихся к рассказам Пришвина;
- аудиозапись «Утро в лесу» (голоса птиц)
Эпиграфы к уроку:
«Я, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю».
…искать и открывать в природе
прекрасные стороны души человеческой…
М. М. Пришвин.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Людям, которые открывают заветные уголки в природе, разгадывают сокровенные тайны лесных обитателей, ивестно всё.
Они знают, когда начнётся дождь, когда выглянет ясное солнышко, они знают, о чём разговаривают птицы на рассвете, о чём шепчутся листочки на осине, кому кланяются стройные берёзки… Они замечают и работу неутомимого муравья – труженика, и движение листочков, и рост былинок. Им известно то, что скрыто от глаз невнимательных гостей леса.
Эти люди, внимательные и заботливые, делятся своими впечатлениями и с нами, читателями. Их интересные рассказы помогают нам в одно мгновение оказаться на лесной полянке в хороводе берёз и осинок, вместе с ними, рассказчиками, мы пьём дождевую воду из шляпки старого гриба, помогаем, сочувствуем животным.
Вот таким умным, заботливым и внимательным рассказчиком является М.М.Пришвин. Это один из своеобразнейших художников слова. Он с искусством волшебника открыл красоту этой земли, и читатель его книг становится в своём отношении к ней, к земле, зорче, мудрее, бережливее.
Интересна жизнь М.Пришвина как человека. Посмотрите на его портрет (автор Г.С.Верейский). (слайд презентации)
Я вижу, вам понравися портрет. Кого напоминает вам писатель?
М.М.пришвин был старейшим шофёром Москвы. Он до 80-ти с лишним лет сам водил машину, сам её ремонтировал. Машина помогала ему быть на встречах с лесом. А в лес он ездил часто, уезжал рано утром и возвращался после обеда. Его неразлучными спутниками были собака Жалька и корзина для грибов.
2. Как же стал писать Пришвин? (сообщение ученика)
(Ещё в молодые годы, полвека назад, он обошёл пешком весь Север с охотничьим ружьём за плечами и написал об этом книжку. Был тогда наш север диким, людей там было мало, птицы и звери жили, не пуганные человеком. Так и назвал Пришвин свою первую книжку «В краю непуганых зверей».
А потом, много лет спустя, Пришвин снова побывал на Севере и увидел, что знакомые озёра, где раньше плавали дикие лебеди, были соединены Беломорским каналом, и по ним плавали не лебеди, а советские пароходы.
Побывал он и на Дальнем Востоке, а когда все уголки нашей необъятной Родины были обойдены, стал Пришвин путешествовать возле Москвы).
Пришвин с присущим ему юмором рассказывает нам о многих событиях из жизни лесных обитателей.
Сейчас, после такого большого разговора о Пришвине и о природе, мы начинаем знакоство с рассказами Пришвина. И сегодня у нас урок внеклассного чтения по произведениям Пришвина.
Постоянно при чтении и прослушивании рассказов постарайтесь, ребята, отвечать на вопрос: «Чему учит нас этот волшебник, знаток и любитель родной природы?»
3. Итак, добрый волшебник Пришвин взмахнул палочкой, и … мы с вами оказались в лесу. Слышите: лес просыпается, птицы поют…
( аудиозапись «Утро в лесу» - голоса птиц)
- Пройдя через лес, мы оказались на опушке перед деревянным домиком, под окнами которого раскинулся золотой луг.
Чтение рассказа «Золотой луг».
- Почему крохотный неприметный одуванчик стал для детей самым интересным цветком?
- Продолжаем знакомство с героями рассказов Пришвина.
- Часто родители, возвращаясь из леса, говорят детям : «Тебе зайчик гостинец прислал». Но не только заяц может посылать гостинцы, и рыжая лиса иногда делает подарок, как об этом говорится в рассказе «Лисичкин хлеб».
Чтение или пересказ «Лисичкина хлеба».
- Какой жанр изученных произведений напоминает этот рассказ?
- Верно, сказку. А что сближает его со сказкой?
- Да, частые повторы, такие сочетания : лисичкин хлеб, как кукушкины слезки, заячья капустка, кошачьи лапки…
- Наблюдательный, знаток секретов девушек – осинок, писатель – волшебник приводит нас на лесную полянку к подружкам – осинкам. Поэтично, с мягким лиризмом повествует нам художник слова о «Силаче», о «Полянке в лесу». Приглашает нас на именины осинки.
Читается наизусть рассказ «Именины осинки».
- Приближается осень, и Пришвин с заботой говорит о том, что осинки замерзают, им холодно.
Ученица наизусть читает рассказ «Осинкам холодно».
- А ветер – хозяин старательно убирает осенние листья, утепляя ими землю.
Чтение рассказа «Осенние листья».
- Все рассказы Пришвина пронизаны мыслью о внимательном отношении к людям, родной природе, открывающей заветные уголки. Заставляет о многом задуматься рассказ «Старый гриб»
- Как вы думаете, какова основная мысль рассказа?
- Чему учит нас писатель?
- Давайте вспомним, о чем говорится в первом части.
Пересказ 1 части.
-Да, Пришвин отбирает из жизни друга самые важные события: баррикады на Пресне, Первая мировая война, большая революция, парад Победы.
- Как вы думаете, какой можно назвать жизнь рассказчика и его друга?
- А какой смысл вкладывал мальчишка – озорник в слова: «А ты зачем идёшь, старый гриб?»
- Оправдывает ли озорника то, что он не знал о боевом прошлом дедушки?
- О чём говорится во 2 части?
- Какое отношение к старому грибу показвает нам автор? (Верно, старый гриб нужен и человеку, и обитателям леса, ибо он сеет «споры жизни».
- Чему учит нас писатель?
- Мы простились с героями «Старого гриба».
4. А теперь поделитесь своими впечатлениями после знакомства с рассказами Пришвина, которые вы прочитали к уроку.
Пересказы учащихся.
5. Викторина поиллюстрациям к рассказам М.Пришвина (показ слайдов).
- Итак, давайте подведём итог урока.
-Чем богаты рассказы М.Пришвина – художника?
- Как подтверждается мысль эпиграфа нашим уроком?
- Чему учат рассказы писателя?
- Урок окончен, но встреча с героями рассказов Пришвина продолжится на последующих уроках.
Оценки за урок.
Домашнее задание: Прочитать «Кладовую солнца», приготовить рассказ о том, как жили Настя и Митраша, найти портреты героев в тексте, определить выразительные средства, используемые автором в описании внешности героев.