Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 2» города Алушты
Урок внеклассного чтения
Великий сказочник
4 класс
Чибисова Анна Николаевна
учитель начальних классов
Тема: Великий сказочник.
Цель урока:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством Г.Х. Андерсена; развивать навыки вдумчивого чтения, поддерживать интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные:
Читать осознанно, выразительно, высказывать свое отношение к описываемым событиям и героям, аргументированно, опираясь на текст, доказывать свою точку зрения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Принимать и формулировать учебную задачу урока.
Познавательные УУД:
анализировать произведение, понимать последовательность событий.
Коммуникативные УУД:
Рассуждать и аргументированно высказывать свою точку зрения.
Личностные:
воспринимать художественное произведение, понимать позицию автора, героев,
строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
Методическое пособие «Литература как предмет эстетического цикла» Кудина Г.Н; Новлянская З.Н.; Москва 1992 г.
Мультимедийная доска. Презентация Power Point «Великий сказочник»
Раздаточный материал: текст сказки «Чайник».
Ход урока
Организация класса.
Мотивация учебной деятельности.
Этого писателя все называют Великим сказочником.
Как вы думаете, о ком так говорят? Почему?
Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с жизнью и творчеством этого писателя. И, возможно, станем лучше понимать, почему сказки Г.Х. Андерсена так популярны и почему именно его называют «Великим сказочником».
Знакомство с биографией Г. Андерсена
(Презентация. Слайды 2-9).
Викторина.
(Презентация. Слайды 10-14)
На последнем слайде отрывок из незнакомой ученикам сказки Андерсена «Чайник». По отрывку учащиеся не могут отгадать сказку, тогда учитель предлагает познакомиться со сказкой.
V. Чтение сказки учителем.
V. Вопросы для обсуждения.
- Кто является главным героем сказки?
- Зачитайте, чем гордился чайник?
- Кем он считает себя на чайном столе?
Как вы думаете, а зачем автор «оживил» чайник?
Случайно ли это сделал автор, просто так или специально?
Как называется такой прием в литературе называется?
«ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ» (СЛАЙД 15).
Олицетворение - литературный прием, заключающийся в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных».
VI. Физкультминутка.
VII. Словарно-лексическая работа. (Слайд 16).
Смиренен – отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле.
Скромен – не хвастливый, не указывает на свои достоинства, заслуги.
Горделивый – выражает собственное превосходство, ведет себя надменно по отношению к другим.
Преимущества – выгода, превосходство, исключительное право на что-нибудь.
Услаждать – от слова “сладость”, делать приятным.
VIII. Анализ текста.
- Какая беда приключилась с чайником?
- Какие переживания он испытывает?
– Как себя чувствовал чайник, когда его разбили?
– А вам жалко чайник? Почему?
– О чем больше всего переживает чайник?
- Сравните, каким он был в начале сказки и каким стал сейчас.
IX. Вывод.
- Найдите предложение, которое содержит главную мысль этой части. (Какое блаженство забывать себя ради других).
- О чём же эта сказка? Чему можно научиться, читая это произведение?
Х. Подготовка к творческой работе.
Представьте себя сказочниками и сочините сказку.
Какие предметы можно «оживить»?
Какова была их прежняя жизнь? (Слайд 17).
XI. Творческая работа в группах.
План
(Слайд 18)
1.Каким был главный герой в начале своей жизни?
а) описание внешности;
б) описание характера.
2.Тяжелый удар, который наносит судьба.
3. Как герой меняется после этого события?
а) описание внешности,
б) описание характера.
4. Какой вывод делает герой.
Х. Представление творческих работ.
ХI. Рефлексия.
Выберите и продолжите предложение:
XII. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
В чем заключается смысл сказки?
ХIII. Домашнее задание.
Варианты домашнего задания:
Научиться выразительно читать сказку.
Подготовить пересказ сказки.
Сделать иллюстрацию к сказке.
Сочинить свою сказку, используя прием «олицетворение».