kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русской литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с применением технологии критического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русской литературе»



Краткосрочный план урока

1 четверть

УРОК: Русская литература

Раздел 1:«Притчи и легенды в литературе »

Урок 2: «Проблема одинокой старости в рассказе

К.Г. Паустовского «Телеграмма» (1 час)

Школа:

СОШ №27

г. Павлодар

Дата: 12.10.2017

Имя учителя: Темирбаева Корлан Дауылбаевна

Класс: 7

Количество: отсутствующих- присутствующих-

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

ЦО 1- 7. ПО 2 понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию

ЦО2- 7. АИ 5 . характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста

ЦО 3- 7. ПО 3. самостоятельно находить в тексте и выразительно читать фрагменты произведения, связанные с характеристикой образа-персонажа

ЦО 4-7. ОС 1. участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях

Цели урока









Все учащиеся смогут:

- характеризовать героев произведения.

- участвовать в обсуждении произведения;

- отвечать на вопросы.

Большинство учащихся смогут:

характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста

совместно с учителем находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой образа-персонажа

- участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях.

-отвечать на вопросы, давая развернутые ответы.

- Некоторые учащиеся смогут:

- характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста

-самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой образа-персонажа

- участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях;

-отвечать на вопросы, давая развернутые ответы с привлечением в качестве доказательств примеров из текста.

Языковая цель

-высказывать собственное мнение, аргументируя примерами из текста и личного опыта;

-взаимодействовать в группе; построение логической последовательности предложений при написании творческой работы;

-подобрать ассоциации; написать письмо под воздействием эмоций;

-организовать дискуссионную беседу.

Ключевые слова и выражения:

Художественная деталь, одиночество, старость, «совесть», «доброта», «милосердие», «чуткость», «уважение», «здоровье».



Привитие ценностей

Формирование общечеловеческих и нравственных ценностей: забота о родителях, терпимость к чужому мнению

Межпредметные связи

Предусмотрены возможности для установления межпредметных связей с уроками русского языка, изобразительного искусства, самопознания.

Навыки использования ИКТ

Мультимедиапроектор, видеоролик «Притча о добре и сострадании»

Ресурсы

Концептуальная таблица, дискуссионная карта, органайзеры, цветные карандаши, бумага, репродукции картин А.Шилова “Мать”, «Ожидание», «Одна», видеоролик «Притча о добре и милосердии».

Предварительные знания

Этот урок построен на знаниях и навыках, полученных на предыдущем уроке по произведению К.Д. Паустовского «Телеграмма»; учебная деятельность ориентирована на развитие навыка анализа текста на уровне глубокого понимания, формирование собственного отношения к героям через чтение и анализ литературных текстов.

Этапы урока

Запланированная деятельность

Ресурсы


Начало урока


Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей. Поэтому прошу вас активно работать на уроке и проявлять творческую индивидуальность.

  1. Психологический настрой на урок

Цель: создание в классе благоприятного психологического климата.

Способ достижения: прием " Телесная терапия» Обменяться рукопожатиям , пожелайте друг другу хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.

  1. Фаза вызова. Мотивация к изучению новой темы

Cпособ достижения: прием «Корзина идей»

- Ребята, у нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Предметом нашего исследования будет самый сложный инструмент, пожалуй, из всех, что существуют на свете, - душа человека.

Просмотр видеоролика «Притча о добре и сострадании».

Вопросы: (заранее нацелить на цель)

-Как вы думаете, почему наш урок я начала с просмотра этой притчи?

-Как он связан с темой прошлого урока?(выслушиваются предположения детей)

1

Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Прием «Внешний и внутренний круг»

Учащиеся внешнего круга задают вопросы, подготовленные дома, по содержанию текста учащимся, стоящим во внутреннем круге и наоборот.

ФО. Словесная похвала учителя



















Мультимедиа-

проектор, видеоролик.

Середина урока

.
















2. Вхождение в тему.

Г.- Прием «Камера хранения».

Представьте себе, что вы отправляетесь в поездку, но берете с собой не весь багаж: часть оставляете в камере хранения на неопределенное время

-Какие из рассмотренных вами понятий вы не взяли с собой в дорогу?

-Почему? (совещаются в группах, спикеры отвечают)



Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой. Постановка целей урока.

- Какие же проблемы, ребята, поднимает в своем рассказе К.Паустовский?

- одинокой старости

- материнской любви

- милосердия

- взаимоотношений родителей и детей.

В начале урока я неслучайно сказала о том, что урок у нас будет непростой. Я хочу, чтобы сегодня мы поговорили о проблеме, которая, к сожалению, в нашем обществе очень актуальна- проблема одинокой старости.

Наша цель: исследовать рассказ «под лингвистическим микроскопом» и выяснить, как раскрывается проблема одинокой старости в рассказе на примере Катерины Петровны, при помощи каких художественных средств это делает автор.

П- Прием «Психологический рисунок «Цветовая палитра»»

Цель: дать возможность выразить понимание сложного абстрактного понятия, а также свой внутренний мир через зрительные образы.

Из рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма» мы узнали, что в доме Катерины Петровны много картин, а ее отец был известным в свое время художником. Картины в доме Катерины Петровны с годами потемнели, потускнели, и на них трудно уже что-то увидеть. Мы не знаем, какие именно картины писал отец Катерины Петровны.

Но вот взгляните на наш вернисаж. Перед вами репродукции картин художника Александра Шилова.

- Что общего в этих картинах? (тема одинокой старости)

А если бы вы были художниками, то как бы изобразили старость и одиночество на полотне? Попытайтесь сейчас, работая в парах, выразить в рисунках оба понятия. Дополните рисунки друг друга.

ФО. Взаимооценка. (Словесный комментарий).

  1. Стадия осмысления. Формирование новых понятий и способов деятельности.

Чтобы раскрыть тему нашего урока «Проблема одинокой старости», предлагаю дифференцированные задания по группам.

1группа (Высокий уровень)

Чтение – Письмо - Говорение

  1. Найдите в учебнике и прочитайте фрагмент, в котором говорится об одиночестве и заброшенности Катерины Петровны.

  2. Выпишите все детали, указывающие на одинокую старость героини. Подготовьте постер. Подготовьте работу к защите.

3. Ответьте на вопрос:

-Почему для автора так важно точное указание времени года, которое описывается в рассказе. Аргументируйте свои рассуждения. ( - Все описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину:

Спутанная трава в саду полегла..." (Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от дождя.) "Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи" (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертании). "Из них назойливо сыпался дождь" (не лил, а сыпался -' дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо).

- Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно.)

2 группа (Базовый уровень)

Письмо- Чтение- Говорение.

Пользуясь текстом рассказа, составьте сюжетную линию «Катерина Петровна –Настя», заполнив концептуальную таблицу. Подготовьте работу к защите.

Концептуальная таблица

Кто?

Что делает?

Когда?

Где?

Почему?

Катерина Петровна





Настя






3 группа (Продвинутый уровень)

Чтение-Письмо-Говорение

Заполнить органайзер «Персонаж на стене».

Перечитав фрагмент первой части рассказа об одиночестве Катерины Петровны, попытайтесь передать душевное состояние героини.

Какие вопросы вы бы хотели ей задать? Подготовьте работу к защите.

4 группа (Продвинутый уровень)

Чтение-Письмо-Говорение

Заполнить органайзер «Фишбоун» («Рыбья кость»).

Пользуясь текстом рассказа, установите причинно-следственные отношения одинокой жизни Катерины Петровны. Подготовьте работу к защите.

ФО. Самооценивание. «Карусель» (стикеры – дополнения других групп).

Мой вклад в групповую работу.

Приём «Светофор» Мне было всё понятно, потому что...

Мне испытал трудности, потому что...

Мне требуется помощь, потому что...


ОС.

- Что узнали нового, выполняя данные задания?

Как и в чём помогли органайзеры в работе? Интересно ли вам было?

Физминутка

- Ребята, а теперь проведём физминутку.

И.- Дискуссионная карта. Ответить на проблемный вопрос:

-Права ли Катерина Петровна, стараясь не досаждать, не напоминать о себе дочери?

Дискуссионная карта

ДА, ПРАВА

НЕТ, НЕ ПРАВА



Выступление одного ученика из каждой группы.

ФО. Оценка учителем. Похвала.

ОС Для чего был проведен данный вид работы?

Данная работа даёт хороший эффект для развития письменной речи, а это ведёт в итоге к развитию устного доказательного говорения.

Обобщение

Г.-Прием «Синквейн»

Составить в группах «Синквейн» по образам Катерины Петровны и Насти (на выбор)

ФО «Большой палец» (после каждого прочтения пятистишия)

ОС Для чего проводится данный вид работы?

Ответ: Исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Два конверта, полоски бумаги с распечатанными на них понятиями «совесть», «доброта», «милосердие», «чуткость», «уважение», «здоровье», «старость», «одиночество»












Цветные карандаши, бумага








Медиафайл «Картины художника А. Шилова «Мать», «Ожидание», «Одна»









Постер «Одинокая старость»


























Концептуальная таблица






Органайзер «Персонаж на стене»






Органайзер «Рыбья кость»







Приём «Светофор»












Дискуссионная карта







Конец урока

Приём «Письмо от лица персонажа»

И. Напишите (письмо, телеграмму, напутствие, обвинительную речь и т.д. – на выбор учащихся) Насте от имени Катерины Петровны и наоборот. Постарайтесь в своей работе выразить своё отношение к поступку Насти.


ФО (по критериям)

Критерии

Дескрипторы

Балл

Написание творческой работы

-пишет от лица заданного персонажа;

-придерживается заданной темы;

-придерживается выбранной формы;

-указывает события, связанные с персонажем


1

1

1

1


Умение характеризовать героя произведения на основе деталей и цитат из текста.


-приводит 1 цитату из текста;

-приводит более 2-х цитат из текста

-характеризует героя;

-характеризует героя на основе деталей;

-характеризует героя на основе деталей и цитат из текста

1

2

1

2


3

ОС - умение логически выстраивать свои мысли.

Домашнее задание: на выбор

-написать телеграмму кому-либо из своих родных людей с признаниями в любви и добрыми пожеланиями ;


-письменно ответить на один из предложенных вопросов «Почему рвутся связи между поколениями?», «Почему у нас так много одиноких, брошенных стариков?»


-подготовить проект «Старость в объективе фотолюбителей и селфи».


Рефлексия

Слово учителя.

– Достигли ли мы с вами цели урока? Обоснуйте.

– О чём заставил вас задуматься рассказ К. Г. Паустовского? (о взаимоотношениях родителей и детей)

– Актуальна ли в наше время поставленная писателем проблема?

Карточки

Солнце – на уроке было интересно и всё понятно

Радуга – на уроке было интересно, но не всё понятно

Тучи – на уроке было неитересно и ничего непонятно.


Спасибо за урок. До свидания.
























Дифференциация – как Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Закрепление темы предыдущего урока будет осуществлено формой фронтального опроса при помощи стратегии «Внешний и внутренний круг».

Дифференциация будет осуществляться по уровням:

- по уровню сложности заданий:

.учащимся будут предложены задания, различные по характеру познавательной деятельности.

-по степени самостоятельности:

учащиеся будут работать самостоятельно с предложенными заданиями и с дополнительными ресурсами, углубляя свои знания и расширяя кругозор.

Другие учащиеся будут самостоятельно выполнять только предложенные виды работ;

Также учащиеся будут выполнять предложенный объем работы на уроке, но под руководством учителя

-по характеру помощи учащимся: группы будут поддерживать друг друга.

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Оценивание пройдет способом самооценки через Лист самооценивания, взаимооценивания методом «Большой палец», приема «Светофор», «Карусель», а также через организацию обратной связи с помощью приема «Письмо от лица персонажа»


Межпредметные связи:

Предметы «Самопознание», «Русский язык», «Изобразительное искусство». Здоровье и безопасность:

Кабинет приспособлен для организации всех форм работы на уроке.

Создание благоприятного психологического климата.


Связи с ИКТ:

просмотр видеоролика «Притча о добре и милосердии»


Связи с ценностями (воспитательный элемент) Реализация национальной идеи «Мәнгелік Ел»

Формирование общечеловеческих и нравственных ценностей: забота о родителях, терпимость к чужому мнению

Рефлексия

Размышления над уроком. Ответы на вопросы из левой колонки.

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мной? Уложился (лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему?


Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?


Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?


Что я узнал(а) на уроке о классе или отдельных учениках, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по русской литературе

Автор: Темирбаева Корлан Дауылбаевна

Дата: 16.12.2017

Номер свидетельства: 444694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Презентация  к уроку   русской литературы  по теме: " М.В.Ломоносов. Особенности композиции "Оды на день восшествия на престол..." "
    ["seo_title"] => string(130) "priezientatsiia-k-uroku-russkoi-litieratury-po-tiemie-m-v-lomonosov-osobiennosti-kompozitsii-ody-na-dien-vosshiestviia-na-priestol"
    ["file_id"] => string(6) "143352"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418511117"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "конспект урока русской литературы (обучения чтению)по теме: «звуки [в], [в,]. Буквы В,в. "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkoi-litieratury-obuchieniia-chtieniiu-po-tiemie-zvuki-v-v-bukvy-v-v"
    ["file_id"] => string(6) "216212"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432902540"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) ""С. Я. Маршак. Сказка-пьеса «Двенадцать месяцев» " Урок русской литературы в 7 классе с казахским языком обучения"
    ["seo_title"] => string(80) "s_ia_marshak_skazka_p_iesa_dvienadtsat_miesiatsiev_urok_russkoi_litieratury_v_7_"
    ["file_id"] => string(6) "396637"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488296458"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок русской литературы в 6 классе Л.Толстой " Старая лошадь""
    ["seo_title"] => string(61) "urok_russkoi_litieratury_v_6_klassie_l_tolstoi_staraia_loshad"
    ["file_id"] => string(6) "416354"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495036813"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Конспект урока по литературе в 11 классе: "Тема праведничества (по рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор"). "
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-11-klassie-tiema-praviednichiestva-po-rasskazu-a-i-solzhienitsyna-matrionin-dvor"
    ["file_id"] => string(6) "224217"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438601630"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства