2. Вхождение в тему. Г.- Прием «Камера хранения». Представьте себе, что вы отправляетесь в поездку, но берете с собой не весь багаж: часть оставляете в камере хранения на неопределенное время -Какие из рассмотренных вами понятий вы не взяли с собой в дорогу? -Почему? (совещаются в группах, спикеры отвечают) Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой. Постановка целей урока. - Какие же проблемы, ребята, поднимает в своем рассказе К.Паустовский? - одинокой старости - материнской любви - милосердия - взаимоотношений родителей и детей. В начале урока я неслучайно сказала о том, что урок у нас будет непростой. Я хочу, чтобы сегодня мы поговорили о проблеме, которая, к сожалению, в нашем обществе очень актуальна- проблема одинокой старости. Наша цель: исследовать рассказ «под лингвистическим микроскопом» и выяснить, как раскрывается проблема одинокой старости в рассказе на примере Катерины Петровны, при помощи каких художественных средств это делает автор. П- Прием «Психологический рисунок «Цветовая палитра»» Цель: дать возможность выразить понимание сложного абстрактного понятия, а также свой внутренний мир через зрительные образы. Из рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма» мы узнали, что в доме Катерины Петровны много картин, а ее отец был известным в свое время художником. Картины в доме Катерины Петровны с годами потемнели, потускнели, и на них трудно уже что-то увидеть. Мы не знаем, какие именно картины писал отец Катерины Петровны. Но вот взгляните на наш вернисаж. Перед вами репродукции картин художника Александра Шилова. - Что общего в этих картинах? (тема одинокой старости) А если бы вы были художниками, то как бы изобразили старость и одиночество на полотне? Попытайтесь сейчас, работая в парах, выразить в рисунках оба понятия. Дополните рисунки друг друга. ФО. Взаимооценка. (Словесный комментарий). Стадия осмысления. Формирование новых понятий и способов деятельности. Чтобы раскрыть тему нашего урока «Проблема одинокой старости», предлагаю дифференцированные задания по группам. 1группа (Высокий уровень) Чтение – Письмо - Говорение Найдите в учебнике и прочитайте фрагмент, в котором говорится об одиночестве и заброшенности Катерины Петровны. Выпишите все детали, указывающие на одинокую старость героини. Подготовьте постер. Подготовьте работу к защите. 3. Ответьте на вопрос: -Почему для автора так важно точное указание времени года, которое описывается в рассказе. Аргументируйте свои рассуждения. ( - Все описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину: Спутанная трава в саду полегла..." (Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от дождя.) "Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи" (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертании). "Из них назойливо сыпался дождь" (не лил, а сыпался -' дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо). - Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно.) 2 группа (Базовый уровень) Письмо- Чтение- Говорение. Пользуясь текстом рассказа, составьте сюжетную линию «Катерина Петровна –Настя», заполнив концептуальную таблицу. Подготовьте работу к защите. Концептуальная таблица Кто? | Что делает? | Когда? | Где? | Почему? | Катерина Петровна | | | | | Настя | | | | | 3 группа (Продвинутый уровень) Чтение-Письмо-Говорение Заполнить органайзер «Персонаж на стене». Перечитав фрагмент первой части рассказа об одиночестве Катерины Петровны, попытайтесь передать душевное состояние героини. Какие вопросы вы бы хотели ей задать? Подготовьте работу к защите. 4 группа (Продвинутый уровень) Чтение-Письмо-Говорение Заполнить органайзер «Фишбоун» («Рыбья кость»). Пользуясь текстом рассказа, установите причинно-следственные отношения одинокой жизни Катерины Петровны. Подготовьте работу к защите. ФО. Самооценивание. «Карусель» (стикеры – дополнения других групп). Мой вклад в групповую работу. Приём «Светофор» Мне было всё понятно, потому что... Мне испытал трудности, потому что... Мне требуется помощь, потому что... ОС. - Что узнали нового, выполняя данные задания? Как и в чём помогли органайзеры в работе? Интересно ли вам было? Физминутка - Ребята, а теперь проведём физминутку. И.- Дискуссионная карта. Ответить на проблемный вопрос: -Права ли Катерина Петровна, стараясь не досаждать, не напоминать о себе дочери? Дискуссионная карта Выступление одного ученика из каждой группы. ФО. Оценка учителем. Похвала. ОС Для чего был проведен данный вид работы? Данная работа даёт хороший эффект для развития письменной речи, а это ведёт в итоге к развитию устного доказательного говорения. Обобщение Г.-Прием «Синквейн» Составить в группах «Синквейн» по образам Катерины Петровны и Насти (на выбор) ФО «Большой палец» (после каждого прочтения пятистишия) ОС Для чего проводится данный вид работы? Ответ: Исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. |