Открытый урок русской литературы (обучения чтению)
Тема: «звуки [в], [в,]. Буквы В,в.
Цель: познакомить учащихся со звуками [в], [в,], буквами В,в.
Задачи:
- выделить звуки [в], [в,] из слов;
- дать полную характеристику звукам;
- учить читать слова с буквой в;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать любовь к птицам нашего края.
Оборудование:рисунки, буквари, модели звуков, напечатанные слова, смайлики.
Ход урока
- Организационный момент.
- Дорогие ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. А гостей нужно принимать доброжелательно. Давайте им нежно улыбнёмся, подарим тепло наших улыбок.
- А теперь улыбнитесь друг другу и мне, а я вам. С таким хорошим настроением пусть пройдёт наш весь урок.
2. Повторение изученного.
-Посмотрите на доску и назовите буквы, которые вы там видите.
а
-Найдите среди названных букв лишнюю и объясните почему она лишняя. (обозначает гласный звук)
- Каких ещё изученных букв здесь нет? (е, у, ы, о, и)
-Давайте прочтем слоги слияния согласных с гласным а. (ра, ма, ла,та, ка, са, на)
-А теперь с этими слогами по слоговой таблице составим и прочтём слова.
3. Выделение звуков[в], [в,] из слов отгадок.
- Отгадайте загадку.
Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Зовут её … (ворона) (Показываю рисунок вороны)
- Составьте звуковую модель этого слова.
- Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему полную характеристику (согл., тв., парн., звонкий).
- Отгадайте следующую загадку.
Ворона на неё взлетела,
И крикнуть что-то захотела.
Попала очень метко,
Лишь чуть прогнулась … (ветка)
- Составьте звуковую модель этого слова.
-Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему полную характеристику. (согл., мягк., парн., звонкий).
Физкультминутка
4. Игра «Узнай звук» (хлопайте, если услышите в слове звуки [в], [в,])
Воробья грачи спасли,
В вертолёт его внесли.
Вертолёт вертел винтами,
Волновал траву с цветами.
- Кто из вас, ребята знает, а какой буквой на письме обозначаются эти звуки? (вэ)
- Кто может напечатать малую и большую буквы вэ?
-А на что похожа буква вэ? ( На очки, трубку телефона, крендель)
5.Чтение слогов с новой буквой В (хоровое чтение).
а
о
В ы
у
и
е
6. Чтение слов с новой буквой с доски.
и-ва вол вил рву Во-ва тра-ва ва-рит
И-ван волк свил рвут Ви-ка Кла-ва сва-ри-ла
Физкультминутка
7.Чтение сказки «Ворона и сова» на стр.69.
8. Работа над содержанием сказки.
- В чём же причина ссоры, возникшей между Совой и Вороной?
Сова, наверное, забыла (а может спросонья подумала), что её новая соседка Ворона ночью спит. Своим громким уханьем она разбудила Ворону. Та не стерпела обиды и днём, когда Сова уснула, отплатила тем же. Соседки поссорились.
-А была ли эта ссора неизбежной?
- Кто и как мог предотвратить её?
- Так кто же виноват? (обе - и Сова и Ворона)
Учитель:
- О таких людях, как Сова и Ворона, есть поговорка: Два сапога - пара. Пусть эта маленькая история научит вас обдумывать свои поступки, уступать друг другу. И тогда не будет обидных ссор, не будет и виноватых.
9. Подбор слов к звуковым моделям.
- Ворона и сова решили больше не ссориться, а найти друзей. Друзей они подбирали по своей звуковой модели. Прочтите слова и определите, кого взяли они себе в друзья.
Собака
Сорока
Наташа
Коза
Муха
Маша
- Теперь ворона и сова очень обрадовались, потому что у них появились друзья.
10. Подведение итога урока.
-С какой буквой мы сегодня познакомились? (вэ)
- Какие звуки обозначаются этой буквой?
- Назовите слова со звуками [в], [в,].
11. Рефлексия (со смайликами)
- Каким было ваше настроение сегодня на уроке?