kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе в 11 классе: "Тема праведничества (по рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор").

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока по литературе в 11 классе: «Тема праведничества  (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).

Учитель: Куренева Н.П.

   Опережающее домашнее задание.

   Коллективные задания:

1. Прочитать рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

2. Прочитать комментарии к рассказу.

3. Повторить тему «Праведники Н.С.Лескова».

4. Перечитать произведения Лескова «Очарованный странник», «Однодум», «Маланья – голова баанья», «Несмертельный Голован», «Пугало».

5. Подумать над вопросом: как образ Матрёны соотносится со сложившейся в русской литературе традицией изображения героя – праведника.

   Индивидуальные задания:

1. Подготовить сообщения на темы «Праведничество и праведник», «Цикл «Праведники» Н.С. Лескова, «Путь лесковского героя к праведничеству».

2. Подготовить выразительное  чтение отрывков (сцена Крещения).

Цели и задачи урока: изучение рассказа А.И. Солженицына как произведения, продолжающего традиции русской классической литературы; повторение темы «Лесковские герои-праведники»; развитие навыков сравнительного литературоведческого анализа.

Ход урока.

1. Создание проблемной ситуации. Беседа с классом.

- Почему рассказ Солженицына и образ его героини мы можем рассматривать в контексте темы праведничества?  Что на это указывает?

( На восприятие образа Матрёны в контексте традиционного понимания праведничества как особого мирочувствования и образа жизни нацеливают читателя первоначальное название рассказа «Матрёнин двор» - «Не стоит село без праведника» и его финальные фразы: «… праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

- Кто из русских писателей 19 века обращался к этой же пословице, создавая свою галерею  праведников? Назовите известные вам произведения.

Н.С. Лесков включил в цикл «Праведники» рассказы и повести «Однодум» (1879), «Пигмей» (1876), «Кадетский монастырь» (1880), «Русский демократ в Польше» (1880), «Несмертельный Голован» (1880), «Левша» (1881), «Очарованный странник» (1873), «Человек на часах» (1887), «Шерамур» (1879).

- Как вы понимаете слова «праведничество» и «праведник» ?

   Сообщение учащегося.

   В сознании русского православного человека образ праведника присутствует как выражение национально-религиозных представлений о человеке, устремленном к Богу.

   Согласно церковно-религиозным представлениям «праведники – или праведные – названия святых, пребывавших  в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной или общественной жизни… праведниками называются также лица местночтимые, как святые, но ещё не канонизированные  церковью». В повседневной жизни праведником называют человека, живущего по заповеди «люби ближнего твоего» (Матфей, 5:43) и добродеятельного («вера без дел мертва»- Иаков, 2:20). Смысл своей жизни паведник видит в сострадании и помощи ближнему. В любви к ближнему он преображается, испытывая Благодать Божию. Праведник проживает «изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага». Он религиозен, ориентирован на национальный идеал жизни, консервативен. Праведник деятелен, но существо его деяний состоит не в преобразовании среды, а в доброделании, в стремлении к любовному единению с людьми, к духовному  совершенствованию.

- Как создавался лесковский цикл «Праведники»?

Сообщение учащегося.

   Идея праведничества была воспринята многими русскими писателями прошлого века, но наиболее полно образ праведника воплощён Н.С.Лесковым в цикле повестей и рассказов «Праведники».

   В 1879 году в газете «Еженедельное новое время» был опубликован его рассказ «Однодум» под заголовком : «Русские антики» (Из рассказов о трёх праведниках). Однодум (Очерк)». Тексту рассказа предшествовало предисловие, в котором  писатель поведал о своем несогласии  с «большим русским писателем» ( имелся в виду А.Ф. Писемский), утверждавшим, что «ни в чьей русской душе не видишь ничего, кроме дряни». Чтобы опровергнуть это мнение, Лесков задался целью найти на Руси таких людей, чья жизнь свидетельствовала бы об ином: он пошел «искать  праведных, пошёл с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых несть граду стояния». Результатом этого поиска и стала знаменитая лесковская галерея праведников.

   В 1880 году Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше», «Шерамур». Рассказам предпослан эпиграф: «Без трех праведных несть граду стояния», который перекликается с уже упомянутым предисловием к циклу.

- таким образом, можно предположить, что Солженицын, создавая образ праведницы, имел в виду не только народно-религиозные представления о праведнике, но и литературно-художественную традицию изображения героя-праведника, наиболее ярко представленную творчеством Лескова. Вместе с тем образ праведницы Матрёны в рассказе Солженицына не может абсолютно точно повторить то, что было уже создано в литературе. Почему?

   (героиня рассказа – человек иной эпохи. Новое время с его общественными и литературными ситуациями обусловило и особенности образа праведницы (как и сам тип),и иное авторское видение и понимание явления праведничества).

- Сформулируем проблему, которая станет предметом нашего исследования, и обозначим пути её осмысления.

(Проблему можно представит следующим образом: «Рассказ «Матрёнин двор» и литературная традиция изображения героя-праведника»).

2. Сопоставительный анализ рассказа «Матрёнин двор»  А.И. Солженицына и произведений  о праведниках Н.С. Лескова.

Аналитическая беседа.

- В чем проявляется чисто внешнее-формальное-сходство между произведениями о праведниках Лескова и рассказом Солженицына?

(Основная часть рассказа Солженицына построена как воспоминание героя-повествователя.  К мемуарной форме  любил обращаться и Лесков: у него есть рассказы, в которых сам герой-праведник рассказывает о своей жизни («Очарованный странник»), и рассказы, в которых герой-повествователь вспоминает о жизни героя-праведника («Однодум»).  В рассказах второй группы читатель вместе с повествователем приходит к выводу, что герой воспоминаний – человек, праведно проживший свою жизнь. Нечто подобное мы наблюдаем в рассказе Солженицына. Его содержание и структура определены открытием, которое пережил герой: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Свою уверенность в том, что он действительно постиг смысл жизни героини, повествователь выразил также фразой во вступлении: «Только машинисты знали и помнили, отчего это всё. Да я». Сюжет ретроспективной части рассказа подчинен мотиву узнавания человека).

- Почему герой-повествователь оказался жильцом в доме Матрёны?

(Герой – человек, переживающий период духовных исканий, что заставляет его обратиться к «нутряной», «кондовой России»: «Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России – если такая где-то была,жила»; «Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали мне кондовую Россию».

- Какой он видит Матрёну?

(Матрёна воспринимается героем трудолюбивой, обделённой счастьем и достатком крестьянкой, но тем не менее терпеливой и доброй).

- Можем ли мы, вспоминая описание жизни Матрёны, понять, какие черты характера русского человека, по мнению автора, «помогают» ему стать праведником?

(Русский человек добр, терпелив, смирен, трудолюбив, деловит, естественен в поведении, неприхотлив, вынослив. Эти черты национального характера и психологии как бы изначально располагают его к тому, чтобы вести праведный образ жизни).

-Но что прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

(Христианская вера. Праведник прежде всего человек верующий. Заповеди Иисуса Христа регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его миропонимание и мирочувствование. Праведник живёт в миру, сохраняя «живой дух веры». Он противопоставляет веру – безверию, любовь- ненависти, прощение – отмщению, милосердие – злобе, единение – разобщённости, жизнь вечную – смерти. Искреннее, теплое, идущее от сердца чувство христианской любви к людям движет его поступками. Через сострадание  и помощь ближнему праведник духовно совершенствуется, приближается к идеалу, явленному Иисусом Христом.  В праведничестве сказывается неистребимая «потребность русской души» - «активность в Боге». Лесков писал: «Народ не расположен жить без веры». Христианством обусловлены народные этико-эстетические взгляды, национальное сознание и самосознание, русский характер.

- Расскажите, как Лесков воплощает эту мысль в своих произведениях.

Сообщение учащегося.

  Лесков изображал духовный религиозно-нравственный опыт героя-праведника. Например, за внешними событиями жизни персонажа повести «Очарованный странник» - процесс  духовного «взросления», духовно-нравственного преображения. Он сводится к тому, что присущие Ивану Северьяновичу  Флягину изначально доброта, желание помочь страждущему становятся в итоге  осознанной потребностью любить ближнего как самого себя. Герой «Очарованного странника» лишь тогда, когда отказывается от каких-либо эгоистических  побуждений и полностью посвящает себя служению людям, становится праведником. «мне за народ очень помереть хочется», - этими словами Флягина автор зафиксировал момент, когда его герой прозрел и «дорос» до такого душевного состояния, которое характеризуется устремлённостью к Богу, к божественной истине. Жизненный путь героя – путь познания Бога и осознания себя в Боге.

   - Как изображена в рассказе Солженицына религиозность главной героини?

   Ученик выразительно  читает эпизод рассказа: «Только на Крещенье, воротясь из школы, я застал в избе пляску и познакомлен был стремя Матрёниными родными сестрами… одно только событие или предзнаменовение омрачило  Матрене этот праздник: ходила она за пять верст в церковь на водосвятие, поставила свой котелок меж других, а когда водосвятие кончилось и бросились бабы, толкаясь. Разбирать,  - Матрёна не поспела средь первых, в конце – не оказалось её котелка… всегда у неё была святая вода, а на этот год не стало».

Анализ эпизода.

- Какие слова требуют комментария?

(Крещенье, водосвятие, святая вода).

- Какие факты сообщает повествователь, рассказывая о Крещении?

(Фиксируются такие факты и события: пляска, кража котелка).

- Показал автор героиню во время церковной службы или молитвы?

(Внутреннее состояние героини во время христианского праздника, церковной службы и молитвы не становится предметом изображения в рассказе).

- Как вы думаете, почему?

(Внутренний мир героини, её религиозное чувство, как будто закрыты для героя: он ещё не мог его понять, ведь он человек другой эпохи, другого сознания и мировосприятия. Следовательно, он не мог и описать религиозное чувство героини).

- Как автор указывает на то, что между повествователем и верующей героиней нет духовной близости?

(Герои живут, не мешая друг другу).

- Но, очевидно, что повествователь внимательно наблюдает за Матрёной и это позволяет ему достаточно основательно описать её поведение как христианки.

(Рассказ свидетельствует о том, что Матрёна была усердным и старательным воцерковленным человеком: «святой угол в чистой избе», «иконка Николая Угодника» в кухне – то есть в доме два киота или поставца.

   Особо отмечена икона Николая Угодника, одного из самых почитаемых на Руси святых: Николай Чудотворец прославился чудотворением при жизни и после смерти; св. Николай – покровитель моряков, рыбаков, торговли, земледелия, он особенно заботится о крестьянском скоте.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 11 классе: "Тема праведничества (по рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор"). »

Конспект урока по литературе в 11 классе: « Тема праведничества (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).

Учитель: Куренева Н.П.

Опережающее домашнее задание.

Коллективные задания:

1. Прочитать рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

2. Прочитать комментарии к рассказу.

3. Повторить тему «Праведники Н.С.Лескова».

4. Перечитать произведения Лескова «Очарованный странник», «Однодум», «Маланья – голова баанья», «Несмертельный Голован», «Пугало».

5. Подумать над вопросом: как образ Матрёны соотносится со сложившейся в русской литературе традицией изображения героя – праведника.

Индивидуальные задания:

1. Подготовить сообщения на темы «Праведничество и праведник», «Цикл «Праведники» Н.С. Лескова, «Путь лесковского героя к праведничеству».

2. Подготовить выразительное чтение отрывков (сцена Крещения).

Цели и задачи урока: изучение рассказа А.И. Солженицына как произведения, продолжающего традиции русской классической литературы; повторение темы «Лесковские герои-праведники»; развитие навыков сравнительного литературоведческого анализа.

Ход урока.

1. Создание проблемной ситуации. Беседа с классом.

- Почему рассказ Солженицына и образ его героини мы можем рассматривать в контексте темы праведничества? Что на это указывает?

( На восприятие образа Матрёны в контексте традиционного понимания праведничества как особого мирочувствования и образа жизни нацеливают читателя первоначальное название рассказа «Матрёнин двор» - «Не стоит село без праведника» и его финальные фразы: «… праведник, без которого , по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

- Кто из русских писателей 19 века обращался к этой же пословице, создавая свою галерею праведников? Назовите известные вам произведения.

Н.С. Лесков включил в цикл «Праведники» рассказы и повести «Однодум» (1879), «Пигмей» (1876), «Кадетский монастырь» (1880), «Русский демократ в Польше» (1880), «Несмертельный Голован» (1880), «Левша» (1881), «Очарованный странник» (1873), «Человек на часах» (1887), «Шерамур» (1879).

- Как вы понимаете слова «праведничество» и «праведник» ?

Сообщение учащегося.

В сознании русского православного человека образ праведника присутствует как выражение национально-религиозных представлений о человеке, устремленном к Богу.

Согласно церковно-религиозным представлениям «праведники – или праведные – названия святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной или общественной жизни… праведниками называются также лица местночтимые, как святые, но ещё не канонизированные церковью». В повседневной жизни праведником называют человека, живущего по заповеди «люби ближнего твоего» (Матфей, 5:43) и добродеятельного («вера без дел мертва»- Иаков, 2:20). Смысл своей жизни паведник видит в сострадании и помощи ближнему. В любви к ближнему он преображается, испытывая Благодать Божию. Праведник проживает «изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага». Он религиозен, ориентирован на национальный идеал жизни, консервативен. Праведник деятелен, но существо его деяний состоит не в преобразовании среды, а в доброделании, в стремлении к любовному единению с людьми, к духовному совершенствованию.

- Как создавался лесковский цикл «Праведники»?

Сообщение учащегося.

Идея праведничества была воспринята многими русскими писателями прошлого века, но наиболее полно образ праведника воплощён Н.С.Лесковым в цикле повестей и рассказов «Праведники».

В 1879 году в газете «Еженедельное новое время» был опубликован его рассказ «Однодум» под заголовком : «Русские антики» (Из рассказов о трёх праведниках). Однодум (Очерк)». Тексту рассказа предшествовало предисловие, в котором писатель поведал о своем несогласии с «большим русским писателем» ( имелся в виду А.Ф. Писемский), утверждавшим, что «ни в чьей русской душе не видишь ничего, кроме дряни». Чтобы опровергнуть это мнение, Лесков задался целью найти на Руси таких людей, чья жизнь свидетельствовала бы об ином: он пошел «искать праведных, пошёл с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых несть граду стояния». Результатом этого поиска и стала знаменитая лесковская галерея праведников.

В 1880 году Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше», «Шерамур». Рассказам предпослан эпиграф: «Без трех праведных несть граду стояния», который перекликается с уже упомянутым предисловием к циклу.

- таким образом, можно предположить, что Солженицын, создавая образ праведницы, имел в виду не только народно-религиозные представления о праведнике, но и литературно-художественную традицию изображения героя-праведника, наиболее ярко представленную творчеством Лескова. Вместе с тем образ праведницы Матрёны в рассказе Солженицына не может абсолютно точно повторить то, что было уже создано в литературе. Почему?

(героиня рассказа – человек иной эпохи. Новое время с его общественными и литературными ситуациями обусловило и особенности образа праведницы (как и сам тип),и иное авторское видение и понимание явления праведничества).

- Сформулируем проблему, которая станет предметом нашего исследования, и обозначим пути её осмысления.

(Проблему можно представит следующим образом: «Рассказ «Матрёнин двор» и литературная традиция изображения героя-праведника»).

2. Сопоставительный анализ рассказа «Матрёнин двор» А.И. Солженицына и произведений о праведниках Н.С. Лескова.

Аналитическая беседа.

- В чем проявляется чисто внешнее-формальное-сходство между произведениями о праведниках Лескова и рассказом Солженицына?

(Основная часть рассказа Солженицына построена как воспоминание героя-повествователя. К мемуарной форме любил обращаться и Лесков: у него есть рассказы, в которых сам герой-праведник рассказывает о своей жизни («Очарованный странник»), и рассказы, в которых герой-повествователь вспоминает о жизни героя-праведника («Однодум»). В рассказах второй группы читатель вместе с повествователем приходит к выводу, что герой воспоминаний – человек, праведно проживший свою жизнь. Нечто подобное мы наблюдаем в рассказе Солженицына. Его содержание и структура определены открытием, которое пережил герой: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Свою уверенность в том, что он действительно постиг смысл жизни героини, повествователь выразил также фразой во вступлении: «Только машинисты знали и помнили, отчего это всё. Да я». Сюжет ретроспективной части рассказа подчинен мотиву узнавания человека).

- Почему герой-повествователь оказался жильцом в доме Матрёны?

(Герой – человек, переживающий период духовных исканий, что заставляет его обратиться к «нутряной», «кондовой России»: «Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России – если такая где-то была ,жила»; «Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали мне кондовую Россию».

- Какой он видит Матрёну?

(Матрёна воспринимается героем трудолюбивой, обделённой счастьем и достатком крестьянкой, но тем не менее терпеливой и доброй).

- Можем ли мы, вспоминая описание жизни Матрёны, понять, какие черты характера русского человека, по мнению автора, «помогают» ему стать праведником?

(Русский человек добр, терпелив, смирен, трудолюбив, деловит, естественен в поведении, неприхотлив, вынослив. Эти черты национального характера и психологии как бы изначально располагают его к тому, чтобы вести праведный образ жизни).

-Но что прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

(Христианская вера. Праведник прежде всего человек верующий. Заповеди Иисуса Христа регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его миропонимание и мирочувствование. Праведник живёт в миру, сохраняя «живой дух веры». Он противопоставляет веру – безверию, любовь- ненависти, прощение – отмщению, милосердие – злобе, единение – разобщённости, жизнь вечную – смерти. Искреннее, теплое, идущее от сердца чувство христианской любви к людям движет его поступками. Через сострадание и помощь ближнему праведник духовно совершенствуется, приближается к идеалу, явленному Иисусом Христом. В праведничестве сказывается неистребимая «потребность русской души» - «активность в Боге». Лесков писал: «Народ не расположен жить без веры». Христианством обусловлены народные этико-эстетические взгляды, национальное сознание и самосознание, русский характер.

- Расскажите, как Лесков воплощает эту мысль в своих произведениях.

Сообщение учащегося.

Лесков изображал духовный религиозно-нравственный опыт героя-праведника. Например, за внешними событиями жизни персонажа повести «Очарованный странник» - процесс духовного «взросления», духовно-нравственного преображения. Он сводится к тому, что присущие Ивану Северьяновичу Флягину изначально доброта, желание помочь страждущему становятся в итоге осознанной потребностью любить ближнего как самого себя. Герой «Очарованного странника» лишь тогда, когда отказывается от каких-либо эгоистических побуждений и полностью посвящает себя служению людям, становится праведником. «мне за народ очень помереть хочется», - этими словами Флягина автор зафиксировал момент, когда его герой прозрел и «дорос» до такого душевного состояния, которое характеризуется устремлённостью к Богу, к божественной истине. Жизненный путь героя – путь познания Бога и осознания себя в Боге.

- Как изображена в рассказе Солженицына религиозность главной героини?

Ученик выразительно читает эпизод рассказа: «Только на Крещенье, воротясь из школы, я застал в избе пляску и познакомлен был стремя Матрёниными родными сестрами… одно только событие или предзнаменовение омрачило Матрене этот праздник: ходила она за пять верст в церковь на водосвятие, поставила свой котелок меж других, а когда водосвятие кончилось и бросились бабы, толкаясь. Разбирать, - Матрёна не поспела средь первых, в конце – не оказалось её котелка… всегда у неё была святая вода, а на этот год не стало».

Анализ эпизода.

- Какие слова требуют комментария?

(Крещенье, водосвятие, святая вода).

- Какие факты сообщает повествователь, рассказывая о Крещении?

(Фиксируются такие факты и события: пляска, кража котелка).

- Показал автор героиню во время церковной службы или молитвы?

(Внутреннее состояние героини во время христианского праздника, церковной службы и молитвы не становится предметом изображения в рассказе).

- Как вы думаете, почему?

(Внутренний мир героини, её религиозное чувство, как будто закрыты для героя: он ещё не мог его понять, ведь он человек другой эпохи, другого сознания и мировосприятия. Следовательно, он не мог и описать религиозное чувство героини).

- Как автор указывает на то, что между повествователем и верующей героиней нет духовной близости?

(Герои живут, не мешая друг другу).

- Но, очевидно, что повествователь внимательно наблюдает за Матрёной и это позволяет ему достаточно основательно описать её поведение как христианки.

(Рассказ свидетельствует о том, что Матрёна была усердным и старательным воцерковленным человеком: «святой угол в чистой избе», «иконка Николая Угодника» в кухне – то есть в доме два киота или поставца.

Особо отмечена икона Николая Угодника, одного из самых почитаемых на Руси святых: Николай Чудотворец прославился чудотворением при жизни и после смерти; св. Николай – покровитель моряков, рыбаков, торговли, земледелия, он особенно заботится о крестьянском скоте.

Матрёна, отмечает повествователь, зажигает лампаду «во время всенощной и с утра по праздникам». (Комментирование: всенощная или всенощное бдение – церковное богослужение суточного круга, совершаемое на воскресенья и на великие праздники. Состоит из вечерни, утрени и часа первого или из великого повечерия и утрени; продолжается с вечера до полуночи (в монастырях длится всю ночь с небольшими перерывами.

Героиня достаточно твёрдо соблюдает традиции и правила жизни воцерковленного человека, пользуясь, естественно, теми возможностями, которые она имеет: церковь «за пять верст», домашние иконы. Вероятно, дело обстояло именно так, как подметил повествователь: «может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить». Заметим, что причина скрытности Матрёны могут быть более глубокими6 годы советской власти приучали верующих таиться).

- Найдите в тексте фрагмент, в котором повествователь характеризует религиозность героини.

Учение выразительно читает отрывок: « Не сказать, однако, чтобы Матрёна верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия. Сколько я жил у неё – никогда не видал её молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала « с Богом!» и мне всякий раз «с Богом!» говорила, когда я шёл в школу. Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить. Был святой угол в чистой избе, и иконка Николая Угодника в кухоньке. Забудни стояли они тёмные, а во время всенощной и с утра по праздникам зажигала Матрёна лампадку».

- Как вы понимаете слово «истово»?

(Слово «истово» герой-повествователь использует, вероятно, в значении ревностно, страстно. При этом семантика слова многообразна: истинный, истый, должный, надлежащий, настоящий (по словарю В.И. Даля); «Именно такой, каким должен быть по сложившимся представлениям, обычаям).

- В чем герой видит своеобразие веры Матрёны?

(В соединении, как ему кажется, язычества и христианства. Он, с одной стороны, говорит о Матрене как о «язычнице», с другой – сомневается в этом, отмечает в речи героини постоянное «с Богом!», описывает «святой угол».

- Как можно охарактеризовать, анализируя эти фрагменты текста, героя-повествователя?

(С одной стороны, герой явно не понимает верующего человека, с другой – приближается к «разгадке», к проникновению в глубинные законы народной духовной жизни.

Солженицын, описывая жизнь Матрёны, осознавал, что миропонимание и психология русского человека определены христианской верой. Но он понимал и зафиксировал в рассказе то, как трудно постичь это человеку советской эпохи, совершенно иной, чем христианская, культуры. Этим, возможно, и объясняется указание на язычество Матрёны, актуализация бытовых (приземлённых) сторон жизни религиозного человека (особенно ярко это выразилось в описании поминок), удивление: не такая, как все.

- Можем ли мы на основании проведённого анализа рассказа сделать вывод о том, в чем своеобразие изображения героини-праведницы Солженицына по сравнению с литературными предшественниками?

(Душевное расположение и религиозный опыт праведницы не стали в рассказе предметом непосредственного изображения. Герой-повествователь фиксирует преимущественно внешние проявления религиозного чувства героини. Это определяется тем, что наблюдает за героиней иного мировосприятия и мирочувствования, для которого религиозность русского человека ещё в некоторой степени загадка. Это явление герой понимает, но он ещё не стал ему сопричастен душой. «Матрёнин двор» можно воспринимать как рассказ, в котором запечатлено постижение человеком советской эпохи христианского мирочувствования русского человека, обусловливающего его - национальное -сознание, самосознание, психологию, характер, поведение).

- В чем Солженицын типологически близок писателям 19 столетия?

( Писатель подключается к русской литературной традиции изображения героя – праведника).

Далее работа организуется по группам.

Общее задание: 1) найти в лесковских рассказах цитаты, указывающие на праведность героя ( на примере одного или нескольких произведений писателя); 2)найти в рассказе Солженицына цитаты, характеризующие героиню – праведницу. Результат поиска сообщает представитель группы.

1. Герой – праведник – одинокий чудак или дурачок.

Маланья, героиня сказки Лескова «Маланья – голова баранья», жила в сторонке от большой деревни: «В одном глухом и отдалённом от городов месте была большая гора, поросшая дремучим лесом. У подошвы этой горы текла река, где жили зажиточные рыболовы и хлебопашцы. От этого селенья шла через лес дорожка в другую деревню, а на этой дорожке в стороне на полянке стояла избушка, в которой жила бедная женщина по имени Маланья, а по прозванию «Голова баранья». Так прозвали её потому, что считали её глупою, а глупою её почитали за то, что она о других больше, чем о себе, думала». Обыватели наградили героиню прозвищем «голова баранья», что она глупа, с их точки зрения («не разбирает, что ей выгодно и что невыгодно»).

Рыжова, героя лесковского рассказа «Однодум», постоянно называют «загадочным чудаком», «библейским чудаком», «этим чудаком», «юродивым», «дураком». В глазах обыкновенных людей Однодум – не такой, как все, странный человек. Большинство его не понимает, поэтому он одинок.

Лесковский Голован («Несмертельный Голован») жил «не в самой улице, а «на отлёте». Постройка, которая называлась «Головановым домом», стояла не в порядке домов, а на небольшой террасе обрыва под левым рядом улицы»; «он поселился в одинчестве над Орликом с своею «ермоловскою коровою» и её телёнком».

Все видели в Матрене чудачку, почти дурочку: «Все отзывы её (одной из золовок. – Н.С.) о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно… Непонятная и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не имела имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…»

Одиночество героини рассказа подчеркивается постоянно. Во-первых, пространственно. «Так мы дошли до высыхающей подпруженной речушки с мостиком. Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне; две-три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и выходили на берег гуси, отряхиваясь…Дом Матрёны стоял тут же, неподалёку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону…». Во-вторых, указанием на её социальное ( уже не работает в колхозе) и семейное положение ( «одинокая женщина лет шестидесяти», «родные ей помогали мало».

2. Описание характера и внешности героя-праведника в литературном произведении ориентировано на христианскую эстетическую традицию.

Наиболее значимые нормативно-оценочные категории христианской этики и эстетики – добро и красота. Человек красив: он создан по образу и подобию Божиему. Человек безобразен (без-образен), когда не сохраняет в себе образ Бога.

В художественных произведениях русских классиков присутствуют оценочные эпитеты, указывающие на особое душевное расположение праведника – устремлённость к Богу, которая проявляется в его доброте к людям (поступках, словах, внешности).

Лесковская Маланья «приветит, да приласкает и добрым словом утешит». Очарованный странник на окружающих производил впечатление доброго человека: «Но, при всём этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нём человека , много видевшего, «бывалого». Селиван, герой рассказа «Пугало», тоже оказался добрым: «Мы на него смотрели в это время совершенно потерянно и чувствовали себя вполне в его власти, но чудное дело – черты его лица в наших глазах быстро изменялись. В них мы уже не только не видели ничего страшного, но, напротив, лицо его нам казалось очень добрым и приятным.

Это был мужик плотный, коренастый, с проседью в голове и на усах, борода комком и тоже с проседью, глаза живые, быстрые и серьезные, но в устах что-то близкое к улыбке».

Описывая поведение и внешность Матрёны, повествователь в рассказе Солженицына постоянно указывает на её доброту и приветливость: «И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки», «доброе расположение духа»; «как у бабушек в сказках»; «… ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда».

Героиня, не отличающаяся телесной красотой, покоряет героя своей просветлённостью, озаряющей её лицо: «… обезоруживала она меня лучезарной улыбкой. И, простодушно глядя блёкло – голубыми глазами …»; «улыбка её кругловатого лица»; «возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой».

Герой интуитивно чувствует гармоничность её духовного мира; «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

3. Подведение итогов. Слово учителя.

Использование знаковых приёмов изображения героя – праведника подтверждает, что, создавая образ Матрёны, Солженицын ориентировался на литературную традицию. Но подключался он к ней выборочно: писатель использовал систему знаков, выявляющих праведность героя через внешние признаки ( описание внешности, поступков, восприятие и оценки окружающих, в том числе повествователя). Это объясняется в значительной степени тем, что не менее важным для писателя было изображение советского человека, пытающегося понять смысл жизни «нутряной России».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Куренева Надежда Петровна

Дата: 03.08.2015

Номер свидетельства: 224217

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства