Конспект урока по литературе в 11 классе: «Тема праведничества (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).
Учитель: Куренева Н.П.
Опережающее домашнее задание.
Коллективные задания:
1. Прочитать рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор».
2. Прочитать комментарии к рассказу.
3. Повторить тему «Праведники Н.С.Лескова».
4. Перечитать произведения Лескова «Очарованный странник», «Однодум», «Маланья – голова баанья», «Несмертельный Голован», «Пугало».
5. Подумать над вопросом: как образ Матрёны соотносится со сложившейся в русской литературе традицией изображения героя – праведника.
Индивидуальные задания:
1. Подготовить сообщения на темы «Праведничество и праведник», «Цикл «Праведники» Н.С. Лескова, «Путь лесковского героя к праведничеству».
2. Подготовить выразительное чтение отрывков (сцена Крещения).
Цели и задачи урока: изучение рассказа А.И. Солженицына как произведения, продолжающего традиции русской классической литературы; повторение темы «Лесковские герои-праведники»; развитие навыков сравнительного литературоведческого анализа.
Ход урока.
1. Создание проблемной ситуации. Беседа с классом.
- Почему рассказ Солженицына и образ его героини мы можем рассматривать в контексте темы праведничества? Что на это указывает?
( На восприятие образа Матрёны в контексте традиционного понимания праведничества как особого мирочувствования и образа жизни нацеливают читателя первоначальное название рассказа «Матрёнин двор» - «Не стоит село без праведника» и его финальные фразы: «… праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
- Кто из русских писателей 19 века обращался к этой же пословице, создавая свою галерею праведников? Назовите известные вам произведения.
Н.С. Лесков включил в цикл «Праведники» рассказы и повести «Однодум» (1879), «Пигмей» (1876), «Кадетский монастырь» (1880), «Русский демократ в Польше» (1880), «Несмертельный Голован» (1880), «Левша» (1881), «Очарованный странник» (1873), «Человек на часах» (1887), «Шерамур» (1879).
- Как вы понимаете слова «праведничество» и «праведник» ?
Сообщение учащегося.
В сознании русского православного человека образ праведника присутствует как выражение национально-религиозных представлений о человеке, устремленном к Богу.
Согласно церковно-религиозным представлениям «праведники – или праведные – названия святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной или общественной жизни… праведниками называются также лица местночтимые, как святые, но ещё не канонизированные церковью». В повседневной жизни праведником называют человека, живущего по заповеди «люби ближнего твоего» (Матфей, 5:43) и добродеятельного («вера без дел мертва»- Иаков, 2:20). Смысл своей жизни паведник видит в сострадании и помощи ближнему. В любви к ближнему он преображается, испытывая Благодать Божию. Праведник проживает «изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага». Он религиозен, ориентирован на национальный идеал жизни, консервативен. Праведник деятелен, но существо его деяний состоит не в преобразовании среды, а в доброделании, в стремлении к любовному единению с людьми, к духовному совершенствованию.
- Как создавался лесковский цикл «Праведники»?
Сообщение учащегося.
Идея праведничества была воспринята многими русскими писателями прошлого века, но наиболее полно образ праведника воплощён Н.С.Лесковым в цикле повестей и рассказов «Праведники».
В 1879 году в газете «Еженедельное новое время» был опубликован его рассказ «Однодум» под заголовком : «Русские антики» (Из рассказов о трёх праведниках). Однодум (Очерк)». Тексту рассказа предшествовало предисловие, в котором писатель поведал о своем несогласии с «большим русским писателем» ( имелся в виду А.Ф. Писемский), утверждавшим, что «ни в чьей русской душе не видишь ничего, кроме дряни». Чтобы опровергнуть это мнение, Лесков задался целью найти на Руси таких людей, чья жизнь свидетельствовала бы об ином: он пошел «искать праведных, пошёл с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых несть граду стояния». Результатом этого поиска и стала знаменитая лесковская галерея праведников.
В 1880 году Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше», «Шерамур». Рассказам предпослан эпиграф: «Без трех праведных несть граду стояния», который перекликается с уже упомянутым предисловием к циклу.
- таким образом, можно предположить, что Солженицын, создавая образ праведницы, имел в виду не только народно-религиозные представления о праведнике, но и литературно-художественную традицию изображения героя-праведника, наиболее ярко представленную творчеством Лескова. Вместе с тем образ праведницы Матрёны в рассказе Солженицына не может абсолютно точно повторить то, что было уже создано в литературе. Почему?
(героиня рассказа – человек иной эпохи. Новое время с его общественными и литературными ситуациями обусловило и особенности образа праведницы (как и сам тип),и иное авторское видение и понимание явления праведничества).
- Сформулируем проблему, которая станет предметом нашего исследования, и обозначим пути её осмысления.
(Проблему можно представит следующим образом: «Рассказ «Матрёнин двор» и литературная традиция изображения героя-праведника»).
2. Сопоставительный анализ рассказа «Матрёнин двор» А.И. Солженицына и произведений о праведниках Н.С. Лескова.
Аналитическая беседа.
- В чем проявляется чисто внешнее-формальное-сходство между произведениями о праведниках Лескова и рассказом Солженицына?
(Основная часть рассказа Солженицына построена как воспоминание героя-повествователя. К мемуарной форме любил обращаться и Лесков: у него есть рассказы, в которых сам герой-праведник рассказывает о своей жизни («Очарованный странник»), и рассказы, в которых герой-повествователь вспоминает о жизни героя-праведника («Однодум»). В рассказах второй группы читатель вместе с повествователем приходит к выводу, что герой воспоминаний – человек, праведно проживший свою жизнь. Нечто подобное мы наблюдаем в рассказе Солженицына. Его содержание и структура определены открытием, которое пережил герой: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Свою уверенность в том, что он действительно постиг смысл жизни героини, повествователь выразил также фразой во вступлении: «Только машинисты знали и помнили, отчего это всё. Да я». Сюжет ретроспективной части рассказа подчинен мотиву узнавания человека).
- Почему герой-повествователь оказался жильцом в доме Матрёны?
(Герой – человек, переживающий период духовных исканий, что заставляет его обратиться к «нутряной», «кондовой России»: «Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России – если такая где-то была,жила»; «Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали мне кондовую Россию».
- Какой он видит Матрёну?
(Матрёна воспринимается героем трудолюбивой, обделённой счастьем и достатком крестьянкой, но тем не менее терпеливой и доброй).
- Можем ли мы, вспоминая описание жизни Матрёны, понять, какие черты характера русского человека, по мнению автора, «помогают» ему стать праведником?
(Русский человек добр, терпелив, смирен, трудолюбив, деловит, естественен в поведении, неприхотлив, вынослив. Эти черты национального характера и психологии как бы изначально располагают его к тому, чтобы вести праведный образ жизни).
-Но что прежде всего подвигает русского человека на праведничество?
(Христианская вера. Праведник прежде всего человек верующий. Заповеди Иисуса Христа регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его миропонимание и мирочувствование. Праведник живёт в миру, сохраняя «живой дух веры». Он противопоставляет веру – безверию, любовь- ненависти, прощение – отмщению, милосердие – злобе, единение – разобщённости, жизнь вечную – смерти. Искреннее, теплое, идущее от сердца чувство христианской любви к людям движет его поступками. Через сострадание и помощь ближнему праведник духовно совершенствуется, приближается к идеалу, явленному Иисусом Христом. В праведничестве сказывается неистребимая «потребность русской души» - «активность в Боге». Лесков писал: «Народ не расположен жить без веры». Христианством обусловлены народные этико-эстетические взгляды, национальное сознание и самосознание, русский характер.
- Расскажите, как Лесков воплощает эту мысль в своих произведениях.
Сообщение учащегося.
Лесков изображал духовный религиозно-нравственный опыт героя-праведника. Например, за внешними событиями жизни персонажа повести «Очарованный странник» - процесс духовного «взросления», духовно-нравственного преображения. Он сводится к тому, что присущие Ивану Северьяновичу Флягину изначально доброта, желание помочь страждущему становятся в итоге осознанной потребностью любить ближнего как самого себя. Герой «Очарованного странника» лишь тогда, когда отказывается от каких-либо эгоистических побуждений и полностью посвящает себя служению людям, становится праведником. «мне за народ очень помереть хочется», - этими словами Флягина автор зафиксировал момент, когда его герой прозрел и «дорос» до такого душевного состояния, которое характеризуется устремлённостью к Богу, к божественной истине. Жизненный путь героя – путь познания Бога и осознания себя в Боге.
- Как изображена в рассказе Солженицына религиозность главной героини?
Ученик выразительно читает эпизод рассказа: «Только на Крещенье, воротясь из школы, я застал в избе пляску и познакомлен был стремя Матрёниными родными сестрами… одно только событие или предзнаменовение омрачило Матрене этот праздник: ходила она за пять верст в церковь на водосвятие, поставила свой котелок меж других, а когда водосвятие кончилось и бросились бабы, толкаясь. Разбирать, - Матрёна не поспела средь первых, в конце – не оказалось её котелка… всегда у неё была святая вода, а на этот год не стало».
Анализ эпизода.
- Какие слова требуют комментария?
(Крещенье, водосвятие, святая вода).
- Какие факты сообщает повествователь, рассказывая о Крещении?
(Фиксируются такие факты и события: пляска, кража котелка).
- Показал автор героиню во время церковной службы или молитвы?
(Внутреннее состояние героини во время христианского праздника, церковной службы и молитвы не становится предметом изображения в рассказе).
- Как вы думаете, почему?
(Внутренний мир героини, её религиозное чувство, как будто закрыты для героя: он ещё не мог его понять, ведь он человек другой эпохи, другого сознания и мировосприятия. Следовательно, он не мог и описать религиозное чувство героини).
- Как автор указывает на то, что между повествователем и верующей героиней нет духовной близости?
(Герои живут, не мешая друг другу).
- Но, очевидно, что повествователь внимательно наблюдает за Матрёной и это позволяет ему достаточно основательно описать её поведение как христианки.
(Рассказ свидетельствует о том, что Матрёна была усердным и старательным воцерковленным человеком: «святой угол в чистой избе», «иконка Николая Угодника» в кухне – то есть в доме два киота или поставца.
Особо отмечена икона Николая Угодника, одного из самых почитаемых на Руси святых: Николай Чудотворец прославился чудотворением при жизни и после смерти; св. Николай – покровитель моряков, рыбаков, торговли, земледелия, он особенно заботится о крестьянском скоте.