Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Как папа был маленьким"»
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
Тема: А. Раскин «Как папа выбирал профессию» Цель: формирование понятия «настоящий человек» Задачи: учить детей обобщать и делать выводы; развивать речь учащихся и активный словарный запас; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. Оборудование: иллюстрации людей разных профессий, выставка книг, текст произведения, карточки с пословицами, карточки с названиями профессий, схема денотатного графа «настоящий человек». 1.Организационный момент
Я хочу начать наш урок с загадок. Средь облаков, на высоте, Мы дружно строим новый дом, Чтобы в тепле и красоте Счастливо жили люди в нём. (Строители)
Кто у постели больного сидит? И как лечиться он всем говорит. Кто болен – он капли предложит принять, Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Доктор)
Он не лётчик, не пилот, Он ведёт не самолёт, А огромную ракету, Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
Он природу охраняет, Браконьеров прогоняет, А зимою у кормушек В гости ждёт лесных зверюшек. (Лесник)
Вот на краешке с опаской Он железо красит краской, У него в руках ведро, Сам расписан он пестро. (Маляр)
2. Сообщение темы урока Как назвать одним словом: строитель, доктор, космонавт, лесник, маляр? Перед вами выставка картинок, которые посвящены различным профессиям. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Правильно, сегодня мы продолжим работу над рассказом Александра Раскина «Как папа выбирал профессию». 3. Работа с текстом прослушивание аудио записи. Вспомните, о каких профессиях мечтал папа, когда был маленьким?
Найдите в тексте, почему он хотел стать сторожем? ( «Ему очень нравилось, что все спят, а сторож не спит. И потом ему очень нравилась колотушка, которой стучит ночной сторож. И то, что можно шуметь, когда все спят, очень радовало папу.» ) Чем маленького папу привлекала профессия продавца мороженого? ( «Тележку можно было возить! Мороженое можно было есть!» ) Какие эпитеты он придумал к профессии мороженщика? (Вкусная, весёлая) А с чем маленький папа сравнивал работу сцепщика вагонов? ( «Человек этот все время играл с вагонами и с паровозами. Да не с игрушечными, а с настоящими! Он прыгал на площадки, подлегал под вагоны и все время играл в какую-то замечательную игру.» )
ПРОФЕССИЯ РАБОТНИК ПАСУЩИЙ СКОТ
СЦЕПЩИК ОСНОВНОЕ ЗАНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА,
ЕГО ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТОКАРЬ РАБОТНИК ЗАНИМАЮЩИЙСЯ
СЦЕПКОЙ ВАГОНОВ
ПАСТУХ СПЕЦИАЛИСТ ПО ОБРАБОТКЕ
МЕТАЛЛА, ДЕРЕВА
ЮНГА ПОДРОСТОК, КОТОРЫЙ ОБУЧАЕТСЯ
МОРСКОМ ДЕЛУ И ГОТОВИТСЯ СТАТЬ
МАТРОСОМ
Да ребята, вы правы. Нет лёгких профессий. Все они требуют трудолюбия, ответственности, усердия, старания. А в детском возрасте дети часто меняют своё мнение по поводу будущей профессии. Так и маленький папа часто менял свои желания. Посмотрите на доску, о каких только профессиях он не мечтал. Вспомните, а кто помог маленькому папе разобраться в этой ситуации? 5. Инсценирование отрывка Посмотрите отрывок из рассказа и скажите, что понял маленький папа из разговора с военным? (Автор, военный, маленький папа) А по улице шел незнакомый военный. Он остановился и стал смотреть на папу. Смотрел, смотрел, а потом спросил: – Ты что это делаешь, мальчик? – Я хочу стать собакой, – сказал маленький папа. Тогда незнакомый военный спросил: – А человеком ты не хочешь быть? – А я уже давно человек! – сказал папа. – Какой же ты человек, – сказал военный, – если из тебя даже собака не получается? Разве человек такой? – А какой же? – спросил папа. – Вот ты подумай? – сказал военный и ушел. Он совсем не смеялся и даже не улыбался. Но маленькому папе почему-то стало очень стыдно. И он стал думать. Он думал и думал, и чем больше он думал, тем больше стыдился. Военный ему ничего не объяснял. Но он сам вдруг понял, что нельзя каждый день выбирать себе новую профессию. А главное, он понял, что он еще маленький и что он еще сам не знает, кем он будет. Когда его спросили об этом опять, он вспомнил про военного и сказал: – Я буду человеком!
Так что же понял папа из разговора с военным?
6. Работа по подбору эпитетов А каким должен быть человек? Подберите эпитеты к этому понятию. Трудно ли быть настоящим человеком? 7. Составление эпитетов к понятию «настоящий человек» В этом нам помогут пословицы, а работать будем в группах. Надо прочитать свою пословицу и назвать их основную мысль. 1группа Кто за Родину горой – тот истинный герой. 2 группа Новых друзей наживай, а старых не теряй. 1 группа Жизнь дана на добрые дела. 2 группа Ложь человека не красит. 1 группа Любишь кататься, люби и саночки возить.
Чему учат пословицы? Что должен делать настоящий человек? Вот какие паспортные данные мы составили к понятию «настоящий человек».
Настоящий человек защищает Родину дорожит дружбой творит добро говорит правду любит труд
8. Домашнее задание Эти эпитеты вы будете использовать дома, при составлении рассказа о том, каким должен быть человек. 9. Итог урока И неважно, какую профессию вы выберите в будущем, главное, чтобы вы стали настоящими людьми, которые приносили бы пользу своему Отечеству. Много книг написано не только о людях разных профессий, но и о просто хороших, настоящих людях. Но есть книга, которая так и называется «Повесть о настоящем человеке», её написал Борис Полевой. Эта книга о легендарном человеке - Алексее Маресьеве, который в годы Великой Отечественной войны доблестно сражался за Родину, не жалея собственной жизни. Он действительно был настоящим человеком. Я думаю, что вы обязательно прочтёте эту книгу.
Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К успеху ЧЕЛОВЕКА приведут!
Проверим домашнее задание. Ответы вы будете писать на листе оценивания, рядом со словом тест
Тест (обязательный уровень)
Как звали льва, которого купили в Петербургском зоологическом саду?
1)Лео
2) Пицци
3) Васька
2. Что вызывает у морского льва Васьки ужас и злобу?
1) мяч
2) рыба
3) цирковая тумба
3. Какое основное средство использовал дрессировщик в воспитании морского льва Васьки?
1) корм
2) ласка
3) наказание
4. Как звали морского льва, который помог дрессировщику в обучении Васьки?
2) Пицци
3) Васька
ПРОФЕССИЯ РАБОТНИК ПАСУЩИЙ СКОТ
СЦЕПЩИК ОСНОВНОЕ ЗАНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА,
ЕГО ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТОКАРЬ РАБОТНИК ЗАНИМАЮЩИЙСЯ
СЦЕПКОЙ ВАГОНОВ
ПАСТУХ СПЕЦИАЛИСТ ПО ОБРАБОТКЕ
МЕТАЛЛА, ДЕРЕВА
ЮНГА ПОДРОСТОК, КОТОРЫЙ ОБУЧАЕТСЯ
МОРСКОМ ДЕЛУ И ГОТОВИТСЯ СТАТЬ
МАТРОСОМ
ПРОФЕССИЯ РАБОТНИК ПАСУЩИЙ СКОТ
СЦЕПЩИК ОСНОВНОЕ ЗАНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА,
ЕГО ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТОКАРЬ РАБОТНИК ЗАНИМАЮЩИЙСЯ
СЦЕПКОЙ ВАГОНОВ
ПАСТУХ СПЕЦИАЛИСТ ПО ОБРАБОТКЕ
МЕТАЛЛА, ДЕРЕВА
ЮНГА ПОДРОСТОК, КОТОРЫЙ ОБУЧАЕТСЯ
МОРСКОМ ДЕЛУ И ГОТОВИТСЯ СТАТЬ
МАТРОСОМ
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Жизнь дана на добрые дела.
Ложь человека не красит.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Александр Борисович Раскин — советский писатель, сатирик, сценарист. Окончил Литературный институт (1938). Как сатирик и юморист сформировался при помощи Е. Петрова как редактора. Жил и работал в Москве. В 1940-е гг. сотрудник журнала «Крокодил». Многие неопубликованные эпиграммы Раскина получили распространение в устной передаче. Раскина на современных писателей обнаруживают блестящее владение языком, отличаются остротой и меткостью».
До сегодняшнего времени пользуется популярностью сборник прозаических миниатюр для детей «Как папа был маленьким».