kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по литературному чтению : В.Драгунский «…Бы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

ХОД УРОКА.

1.ОРГМОМЕНТ.

-Ребята, сегодня в вашей жизни первый открытый урок. «Открытый» он называется потому, что двери нашего кабинета открыты для всех желающих посмотреть нашу с вами совместную работу. Вот поэтому у нас сегодня столько много гостей.

-Начинаем урок литературного чтения.

2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

А)Повторение о разделе.

-Какой по счёту раздел начали изучать?

-Как он называется?

-Произведения какого автора открыли раздел?

Б) Чтение наизусть стихотворений Э.Успенского.

-Послушаем чтение наизусть произведений Э.Успенского. После выступления оценим читающих аплодисментами. (Дети читают стихи: «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой», «В защиту взрослых».)

В) Рассказы детей по рисунку «Когда семья вместе».

-На доске представлена выставка рисунков на тему «Когда семья вместе». Послушаем рассказы по рисунку и оценим работу учеников. (Дети читают стихи собственного сочинения).

Г) Чтение стихотворения Э.Успенского учителем.

-Бывает ли так, что вы в чём – то не соглашаетесь с родителями ? Послушайте стихотворение Э.Успенского.

-Речка, поле, чёрный лес.

Голубая даль небес…

Яхты, шхуны, океаны,

Извержения, вулканы.

Ах, Северный полюс,

Ах, Южный,

Он каждому мальчику нужный.

Ну а мама говорит:

-Пусть он дома посидит.

Он без супа пропадёт …

К нему врач сейчас придёт…

Он свалился с табуретки,

Ему выпишут таблетки.

-Со своей любимой мамой

Я, боюсь, несчастный самый.

-Как бы вы озаглавили стихотворение?

-Сам автор его назвал так : «Жалобы юного мальчика».

-На что жалуется герой стихотворения? (Мальчик мечтает о

путешествиях, подвигах. Мама в нём видит только маленького сына и оберегает его от всего. Мальчик жалуется на непонимание со стороны взрослых.)

-Интересно, а будет ли понимать своих детей этот мальчик, когда вырастет и станет папой ?

-Что случилось бы, если бы дети стали взрослыми, а мамы и папы

детьми ?

-Найдём ответ на этот вопрос в авторском тексте.

3.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

А) Чтение авторского текста учителем. Стр.119 (дети следят за чтением учителя ).

-Так что же случилось бы, если бы дети стали взрослыми ? Что ответил папа Насти ? Найдите и зачитайте…

-Откуда он об этом узнал ?

Б) Сообщение темы, цели урока.

-Тема урока :В.Драгунский «…Бы».

-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.Драгунского «…Бы» ; закрепим умение работать с книгой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по литературному чтению : В.Драгунский «…Бы».»

ХОД УРОКА.


1.ОРГМОМЕНТ.


-Ребята , сегодня в вашей жизни первый открытый урок. «Открытый» он называется потому , что двери нашего кабинета открыты для всех желающих посмотреть нашу с вами совместную работу. Вот поэтому у нас сегодня столько много гостей.


-Начинаем урок литературного чтения.


2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.


А)Повторение о разделе.



-Какой по счёту раздел начали изучать?


-Как он называется?


-Произведения какого автора открыли раздел?


Б) Чтение наизусть стихотворений Э.Успенского.


-Послушаем чтение наизусть произведений Э.Успенского . После выступления оценим читающих аплодисментами. (Дети читают стихи: «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой» , «В защиту взрослых».)


В) Рассказы детей по рисунку «Когда семья вместе».


-На доске представлена выставка рисунков на тему «Когда семья вместе». Послушаем рассказы по рисунку и оценим работу учеников. (Дети читают стихи собственного сочинения).


Г) Чтение стихотворения Э.Успенского учителем.


-Бывает ли так , что вы в чём – то не соглашаетесь с родителями ? Послушайте стихотворение Э .Успенского.


-Речка , поле , чёрный лес.


Голубая даль небес…


Яхты , шхуны , океаны ,


Извержения , вулканы.


Ах , Северный полюс ,


Ах , Южный ,


Он каждому мальчику нужный .


Ну а мама говорит:


-Пусть он дома посидит.


Он без супа пропадёт …


К нему врач сейчас придёт…


Он свалился с табуретки ,


Ему выпишут таблетки.


-Со своей любимой мамой


Я , боюсь , несчастный самый.


-Как бы вы озаглавили стихотворение?


-Сам автор его назвал так : «Жалобы юного мальчика».


-На что жалуется герой стихотворения? (Мальчик мечтает о


путешествиях , подвигах. Мама в нём видит только маленького сына и оберегает его от всего. Мальчик жалуется на непонимание со стороны взрослых.)


-Интересно , а будет ли понимать своих детей этот мальчик , когда вырастет и станет папой ?


-Что случилось бы , если бы дети стали взрослыми , а мамы и папы


детьми ?


-Найдём ответ на этот вопрос в авторском тексте.


3.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.


А) Чтение авторского текста учителем. Стр.119 (дети следят за чтением учителя ).


-Так что же случилось бы , если бы дети стали взрослыми ? Что ответил папа Насти ? Найдите и зачитайте…


-Откуда он об этом узнал ?


Б) Сообщение темы , цели урока.


-Тема урока :В.Драгунский «…Бы».


-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.Драгунского «…Бы» ; закрепим умение работать с книгой.


4.РАБОТА НАД РАССКАЗОМ В.ДРАГУНСКОГО «…БЫ».


А) До чтения.


- Знакома ли фамилия автора ? По каким произведениям ? (Англичанин Павля , Тайное всегда становится явным).


-Прочитайте заглавие. Оно означает частицу .


- Почему перед словом стоит многоточие ? О чём это говорит ?


-Подставьте подходящие слова. (Купался бы , прыгал бы…)


- Получаются сочетания , выражающие условие для выполнения чего-либо. Значит , из произведения мы узнаем о чьих – то мечтах.


- Прочитайте ключевые слова.


(на доске : ДЕНИС КОРАБЛЁВ , МЕЧТАЕТ , ДЕТИ КАК ВЗРОСЛЫЕ , ВЗРОСЛЫЕ КАК ДЕТИ , МАМА , ПАПА , БАБУШКА )


-Рассмотрите иллюстрацию , обратив на интересные узоры на стекле. Предположите о содержании текста.


Б) Чтение текста про себя.


После чтения:


-Почему вы смеялись , когда читали ?


- О чём же мечтал Дениска ?


-В чём оправдались наши предположения ?


5.ФИЗМИНУТКА.


В) Работа с текстом во время чтения.


-Прочитаем текст по абзацам и прокомментируем их по ходу чтения.


1 абзац.


-Кто это я ?


-Что надумал Дениска ?


Возможно , Дениска об этом подумал после того , как мама велела сделать что-то, чего исполнять ему не хотелось.


2 – 3 абзацы.


-Почему слово «понравилось» заключено в кавычки ? Что оно означает?


-Что узнали о семье Дениски ?


- Почему Дениска такие слова сказал бы маме ? (Он повторяет мамины слова , которые она не раз говорила Дениске.)


-О каких привычках Дениса вы узнали ?


-Хорошие это привычки или плохие ?


- Как надо читать слова в адрес мамы ? (Решительно, энергично , в приказном тоне).


4 – 5 абзацы.


- Как Дениска встретил бы папу ?


-Что чаще всего слышал Дениска от папы ?


-О какой папиной привычке вы узнали ?Как вы к ней относитесь ?


- Интересно , а где бабушка ? Как к ней относится Дениска ?


6 -7 абзацы.


- Что значит , «как шёлковые» ?


-Как Дениска встретил бы бабушку ?


- Что значит «заголосил» ?(Громко , заговорил с причитаниями).


-Вы представили эту сцену ?


-Как бабушка относится к внуку ?( Она любит Дениску а, заботится о его здоровье ).


8 абзац.


-Мы узнаём , чему Дениска завидовал ? Чему ?


-Сравнимо ли кино и мороженое ? (Нет . Родители думают , что мороженое для Дениски желаннее , чем кино. Дениска хотел бы вместе с родителями пойти в кино ).


9 -10 абзацы .


-Вы догадались , что говорили родители на настойчивые упрашивания Дениски ?


-Почему абзац заканчивается многоточием ?


11 абзац.


-Кто прервал мечты мальчика ?


-Как это произошло ?


-Знакомы ли слова мамы ? Откуда ?


Г) Работа с текстом после чтения.


- О чём же этот рассказ ?(Не только о мечтах мальчика , но и о взаимоотношениях в семье между взрослыми и ребёнком ).


-Автор прямо не сказал , но мы узнали о многих привычках , обязанностях членов Денискиной семьи. Мама с Дениской говорит , папа иногда кричит , а бабушка голосит.


-В сборнике рассказов В.Драгунского у этого произведения я прочитала другое название – «Шиворот-навыворот».


-Какое название вам нравится больше и, на ваш взгляд , соответствует содержанию текста ?


-Только ли для детей написан этот рассказ ?


-Кому бы вы посоветовали его прочитать ?


-Почему?


-А В.Драгунский понимает детей ?


6 .ИТОГ УРОКА.


А) –Как автору удалось добиться читательской улыбки ? (Через произведение).


Б) Отметки за урок.


-В начале урока мы оценивали чтение наизусть произведений Э.Успенского и рассказы по рисункам. Судя по вашим аплодисментам все читающие и рассказывающие получают «5». Встаньте те , кто получил «5» , «4» , «3». Поблагодарим ещё раз читателей аплодисментами. Выставьте отметки в дневник . Оцените сам урок.


7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


А) СТР.120 -122 выразительное чтение.


Б) Составить письмо – обращение ко взрослым , оформив его в конверте.( с просьбой или пожеланиями к вам).












Успенский Э. Н. - краткая биография


Эдуард Николаевич Успенский (22 декабря 1937, Егорьевск, Московская область) — советский и российский писатель и автор детских книг. Среди его популярных персонажей — Крокодил Гена и Чебурашка, кот Матроскин, Дядя Фёдор, почтальон Печкин и другие.


Поначалу Успенский писал юмористические рассказы, но многие рассказы уходили «под нож» («зарезаны» цензурой), хотя кое-какие его произведения появлялись в юмористическом отделе «Клуб 12 стульев» «Литературной газеты», поэтому писатель ушёл в детскую литературу.


Первая книга Успенского про Дядю Фёдора «Дядя Фёдор, пёс и кот» была опубликована в 1974. Главным героем был шестилетний мальчик, которого звали Дядей Фёдором за то, что он был очень серьёзным. После того, как родители запретили ему оставить в квартире говорящего бездомного кота Матроскина, Дядя Фёдор ушёл из дома. Вместе с Матроскиным и псом Шариком они втроём поселились в деревне Простоквашино. Найдя клад, они смогли купить трактор, ездящий на супе и картошке. По книге было сделано несколько популярных мультипликационных фильмов: «Дядя Федор, пес и кот», «Трое из Простоквашино» и др.


Является председателем жюри премии «Заветная мечта». Также в 1986 году являлся членом жюри в первых играх возрождённой Высшей лиги КВН.


Эдуард Успенский является создателем таких передач, как «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка», «Радионяня» и «В нашу гавань заходили корабли».


В 2010 году присуждена премия имени Корнея Чуковского, учрежденная для детских писателей, в главной номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе»


























Эдуард Успенский




Виктор Драгунский

ДРАГУНСКИЙ, ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ (1913–1972), русский писатель. Родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже в 1914, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. На становление его личности повлиял не столько рано умерший от сыпного тифа отец, сколько два отчима – И.Войцехович, погибший в 1920 красный комиссар, и актер еврейского театра М.Рубин, с которым семья Драгунского ездила по юго-западу России. В Москву они перебрались в 1925, но и этот брак окончился для матери драматически: Рубин уехал на гастроли и не вернулся. Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод «Самоточка», откуда его вскоре уволили за трудовую провинность. Устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм» (1930).

Поступил в «Литературно-театральные мастерские» (руководитель А.Дикий) учиться актерскому ремеслу. После окончания курса был принят в Театр транспорта (ныне Театр им. Н.В.Гоголя). Позднее выступавший на смотре молодых талантов актер был приглашен в Театр сатиры. В 1940 были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы.

Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Немногим более года работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр. Назначенный во вновь созданный Театр-студию киноактера (1945) Дикий пригласил туда и Драгунского. Удачно сыграв в нескольких спектаклях, снявшись у М.Ромма в фильме Русский вопрос, Драгунский тем не менее искал новое поприще: в театре-студии с его огромной труппой, куда входили именитые кинозвезды, молодым и не очень известным актерам не приходилось рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях.

Драгунский создал пародийный «театр в театре» – придуманная им «Синяя птичка» (1948–1958) разыгрывала нечто вроде забавных капустников. Мгновенно прославившийся коллектив приглашали в Дом актера, в научно-исследовательские институты. По предложению руководства Мосэстрады Драгунский организовал эстрадный ансамбль, который также назывался «Синяя птичка» и ставил концертные программы. Здесь играли Е.Весник, Б.Сичкин, тексты писали В.Масс, В.Дыховичный, В.Бахнов. Для этих программ Драгунский придумывал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады. В соавторстве с поэтессой Л.Давидович сочинил несколько популярных песен (Три вальса, Чудо-песенка, Теплоход, Звезда моих полей, Березонька). По общему признанию, Драгунский был очень талантливым человеком, но вряд ли кто-то предполагал, что он станет прозаиком – это произошло как бы в одночасье.

Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Мемуаристы вспоминают, что он находил какие-то замечательные московские уголки, неизвестные другим, знал, где продают чудесные бублики или можно увидеть что-нибудь интересное. Он ходил по городу и впитывал краски, звуки и запахи. Все это отразилось в Денискиных рассказах, которые хороши не только потому, что там с необыкновенной точностью передана психология ребенка: в них отразилось свежее, не искаженное восприятие мира – те самые звуки, запахи, ощущения, увиденные и почувствованные словно впервые. То, что певчих птиц показывают в павильоне «Свиноводство» (рассказ Белые амадины), не просто необычайно острый поворот, дающий возможность взглянуть на события с иронией, это деталь одновременно и поразительно точная, и многозначная: тут и примета времени (павильон расположен на ВДНХ), и знак пространства (Дениска живет возле Чистых прудов, а Выставка достижений народного хозяйства находится вдалеке от центра города), и психологическая характеристика героя (отправился в такую даль вместо того, чтобы поехать в воскресенье на Птичий рынок). Рассказы привязаны к конкретному времени (первые появились в 1959), и хотя самих примет времени не так много, здесь передан дух 1950–1960-х годов. Читатели могут не знать, кто такой Ботвинник или что за клоун Карандаш: они воспринимают атмосферу, воссозданную в рассказах. И точно так же, если у Дениски и был прототип (сын писателя, тезка главного героя), герой Денискиных рассказов существует сам по себе, он вполне самостоятельный человек, и не он один: рядом с ним его родители, друзья, товарищи по двору, просто знакомые или еще не знакомые люди. В центре большинства рассказов стоят как бы антиподы: пытливый, доверчивый и деятельный Дениска – и его друг Мишка, мечтательный, чуть заторможенный. Но это не цирковая пара клоунов (рыжий и белый), как могло бы показаться, – истории чаще всего веселые и динамичные. Клоунада невозможна еще и потому, что при всей чистоте и определенности выразительных средств характеры, нарисованные Драгунским, достаточно сложны, неоднозначны. Сделанные впоследствии экранизации показали, что главное здесь – тональность, которая существует только в слове и утрачивается при переводе на язык другого искусства. Точные детали и определенность ситуаций в тех немногих повестях и рассказах, что написаны Драгунским для взрослых, напротив, придают этим произведениям жесткость. Драматизм их почти переходит в трагедию (при жизни автора не был напечатан рассказ Старухи, который высоко оценил главный редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский). Однако автор не дает оценок, уж тем более не критикует социальную действительность: он рисует человеческие характеры, по которым, словно по разрозненным деталям, можно восстановить целое жизни. Повесть Он упал на траву (1961) рассказывает о самых первых днях войны. Герой ее, по инвалидности не взятый в армию молодой художник, записался в ополчение и погиб. О человеке, существующем времени вопреки, по крайней мере, не во всем с ним согласном, рассказывается в повести Сегодня и ежедневно (1964). Клоун Николай Ветров, замечательный коверный, способный спасти любую программу, сделать сборы даже в провинциальном цирке, не в ладу с самим собой – и в жизни ему неуютно, неловко. Повесть экранизировалась дважды, в 1980 и 1993. Умер Драгунский в Москве 6 мая 1972.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока по литературному чтению : В.Драгунский «…Бы».

Автор: Лобачева Анастасия Николаевна

Дата: 10.03.2016

Номер свидетельства: 304012


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства