Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 8 классе»
Министерство образования Российской Федерации
МОБУ «ГИМНАЗИЯ № 7»
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ (8 КЛАСС)
Тема урока: «Антитеза в рассказе»
(В системе уроков по Л. Н. Толстому данный урок - второй)
Составитель: Макаренко Р.А..,учитель русского языка, литературы, риторики.
г. Арсеньев
2016г.
Автор: Л.Н.Толстой.
Произведение : « После бала»
Вид : изучение нового материала.
Тип : урок - эвристическая беседа.
Тема урока : « Антитеза в рассказе».
Эпиграф : В еврейский сборник : веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника-поляка, танцую с нею; ее красавец старик-отец ласково берет ее и идет мазурку. И наутро после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана , и сквозь строй гонит татарина ,и воинский начальник велит больней бить.(Очень бы хорошо.)
Л.Н.Толстой.
Цели урока :
1.Обучающая : формирование понятия « антитеза»;закрепление умений и навыков работы с художественным текстом.
3.Воспитывающая: формирование прочной нравственной позиции школьника.
План урока:
Содержание этапов урока:
Методы и формы работы:
1.Оргмомент.
Приветствие
2.Выход на тему урока.
Фронтальная форма работы
3.Работа с текстом.
Эвристическая беседа
4.Подведение итогов.
Рефлексия
Подготовка к уроку:
Учащиеся:
1.Должны знать содержание произведения Л. Н. Толстого « После бала».
2.Выполнить домашнее задание : путем работы со словарем ,путем взаимных консультаций попытаться сократить число непонятных слов ,встретившихся при чтении в тексте.
Учитель:
1.Приготовить портрет Л. Н. Толстого.
2.Найти иллюстрации к рассказу.
3.Предусмотреть наличие в классе словаря литературоведческих терминов.
4.Продумать оформление доски.
Ход урока:
Оргмомент.
Начало урока
1.
Начинаем наш урок с разговора о домашнем задании. Рассказ понят в общем? Разберем детали - непонятные слова. Каким путем шли к их пониманию?
Вспомним содержание рассказа.
Определите время, отраженное в рассказе.
Что подарила Варенька герою на память?
Как звали героя?
Какой танец полковник танцевал с дочерью?
Почему ранним утром герой оказался в поле?
В каком университете учился герой?
«Провинциальный»- объясните значение этого слова, о каком предположительно городе идет речь?
За что наказывали солдата?
Провинция – местность вдалеке от крупных центров, вообще - территория страны в отличие от столицы, центра.
Провинциальный - отсталый, наивный и простоватый.
Как закончилась любовная история героя?
Автор и рассказчик- это одно и то же лицо?
2.
На какие части можно поделить рассказ?
Сколько их? Найдите их границы. Прочитайте начало второй части.
Почему они так легко выделились? ( Противопоставлены друг другу по содержанию.)
Как называется сопоставление контрастных понятий, ситуаций, образов по литературе? (Антитеза.)
Антитеза - противопоставление в литературном произведении характеров, эпизодов, понятий, состояний, положений, мыслей и т.п.
Обратимся еще раз к определению. Вспомним, в каких ранее изученных произведениях мы встречали антитезы?
На доске появляется тема урока:
Антитеза в рассказе Л. Н. Толстого « После бала»
Работа с текстом.
Антитеза - один из самых любимых литературных приемов писателя. Л. Н. Толстой – мастер антитезы.
Найдите и прочитайте описание бала у губернаторского предводителя.
Найдите и прочитайте описание поля, где происходило наказание.
- Подберите иллюстрации к этим антитезам. В чем они противопоставлены? (Настроение, цвет, музыка.)
Зачем они противопоставлены? ( Разные слои общества, разная жизнь.)
Найдите и прочитайте те слова, которыми описано настроение героя. Есть ли ему антитеза? Найдите, прочитайте. Зачем это противопоставление? Подберите иллюстрации к этим антитезам.
Каким предстает перед нами полковник на балу? Перескажите эпизод «танец с дочерью». Есть ли антитеза?
Подведение итогов урока:
Для чего же используется антитеза писателем в рассказе? (Помогает раскрыть зло.)
Задание для любознательных.
1. Прочитайте статью учебника « Зло продолжает царствовать». Ответьте на вопрос: « Почему спустя много лет Толстой обращается к случаю, бывшему с его братом и описанному в рассказе?»
2. Работая над рассказом, Л. Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите» и, наконец, «После бала». Попробуйте проникнуть в логику писателя: чем он обосновывал изменения названия рассказа? Почему, по – вашему, остановился на последнем?
Домашнее задание:
Найдите еще одну - две антитезы в рассказе, подумайте над их значением. С какой целью Толстой строит рассказ на основе антитезы?