уметь пользоваться “Школьным словарем иностранных слов (авторы В.В.Одинцов, В.В.Иванов и др. …) с целью выяснения значения слов и правильного использования их в речи”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
уметь пользоваться “Школьным словарем иностранных слов (авторы В.В.Одинцов, В.В.Иванов и др. …) с целью выяснения значения слов и правильного использования их в речи”.
Содержание.
1.Работа над типичными ошибками в предыдущих классной и домашней работах.
2.Преварительная запись на доске слов: ржа’веть , звоня’т(звони’т - обратить внимание на формы слова ) , свёкла , каучу’к , компьютер [т].
(Учащиеся записывают в свой орфоэпический словарь ).
3.Индивидуальная работа с карточками:
1).Сл_вари _ наш_ друз_я и помо_ники.(Графически объяснить написание безударных гласных в корне, ипосле шипящей, щ; постановку – в предложении. )
2).С пом_щ_ю сл_варей мы позн_ем мир и расш_ря_м свой круг_зор.
(Графически объяснить написание безударных гласных в корне, ипосле шипящей,безударной гласной в личном окончании глагола.)
5.С существительным колорит построить словосочетание на тему “Осень”.
(Попытаться объяснить значение слова, если не получится, обратиться к “Школьному словарю иностранных слов” ).
Лучшее словосочетание один ученик разбирает на доске ( синтаксический разбор.)
6.Новая тема. (Подключаются учащиеся, работающие с карточками)
Запись темы в тетрадях.
Вопрос классу: ”Слово колорит русского происхождения или иноязычного?” (с латинского - цвет).
7.Работа со словарем.
Задание. Прочитать в “Школьном словаре иностранных слов” статью о слове компьютер (с англ. – вычислитель и придумать с этим сущ. словосочет.)
В это время учитель записывает на доске слова В.Г.Белинского: “Все народы меняются словами” (Полн. собр. сочин.- М., 1955г.-т|X- C.61.).)
Вопрос классу: “Какими путями приходят в язык заимствованные слова?”
Работа с учебником. Упр.93,95(устно).
8.Вопрос классу: “Как вы понимаете слова знаменитого русского критика, записные на доске?”
9.Слово учителя. Многие русские слова переселились в другие языки. Так, в англ. язык прочно вошли слова: самовар, балалайка, спутник, сарафан, кибитка.
10.Вывод. (Учитель). Лексика современного русского языка содержит до 10% иноязычных слов. Некоторые из них прочно вошли в русский язык, и никто не считает их заимствованными: тетрадь (ещё с |X века из греческого).
Так , кофе- арабского происхождения, с сахаром- древнеиндийского, чай- китайского, хотя в Китае чайное деревце и напиток называют ча; какао и шоколад- американо-индейского происхождения.
Слова записываются на доске.
11.Работа с учебником. Теория(стр.42-43 , параг.21) .
12.Повторение . На доске слово этимология (от греч.”понятие, учение”)-раздел языкознания, изучающий происхождение и историю слов.
13.Задание классу. Привести примеры, включающие слово логос (логия), (гео-гея- земля). Конкурс. Кто больше? (биология,геология,тавтология,лексикология).
14.Привести примеры слов с корнем -био-(жизнь) (биология, биография).
Итог урока.
1.Что вспомнили?
2.Что закрепили?
3.Какие слова называются заимствованными?
Комментарии оценок.
Домашнее задание объясняет учитель.
Разработка урока учителем русского языка и литературы МОБУ
“Гимназия №7”1-ой квалификационной категории Макаренко Раисы Александровны