kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой урок  по ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе»

Урок по литературе 6 класс на тему:

«Анализ рассказа А.П.Чехова «Толстый и Тонкий»».

Цели урока: анализ рассказа «Толстый и Тонкий» А.П.Чехова

  • Образовательные: анализ эпического произведения, смысловое чтение текста (с выделением всех видов текстовой информации).

  • Развивающие: излагать своё мнение в учебном диалоге, аргументируя его, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

  • Воспитательные: на примере рассказа воспитывать чувство собственного достоинства.

Планируемые результаты:

  • Личностные: оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать свои черты характера в соотношении с поступками литературных героев.

  • Метапредметные: развивать операции логического мышления, навыки самоконтроля и взаимоконтроля, определять цели деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

  • Предметные: раскрыть мастерство стиля, детали; уметь определять авторскую позицию в тексте.



Оформление и оборудование: презентация, учебник, таблицы для характеристики героев, документ-камера.

Ход урока:

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Обратите внимание на слайд. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

Сформулируйте тему урока и запишите.(3 мин)

Ученик: А.П.Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"

- Какую цель вы себе поставите?

(Запись на доске)

Цель: проанализировать рассказ А.П.Чехова «Толстый и Тонкий».

Учитель: А какие задачи необходимо себе поставить для достижения данной цели?

Задачи:

1. Изучить литературный портрет писателя

2. Познакомиться с рассказом «Толстый и Тонкий»

3. Проанализировать рассказ по плану

4. Сделать вывод

-Вспомним, что мы уже знаем о биографии Чехова. Для этого обратимся к домашнему заданию:

Минимальный уровень («3»): прочитать рассказ

Задание на «4» и «5» на выбор: найти факты биографии или провести словарную работу по рассказу.

-Обратимся к интересным фактам биографии, которые вам удалось найти (5 мин)

-Запишем ключевые слова, по которым можно создать литературный портрет Антона Павловича Чехова.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Антоша Чехонте, врач, писатель, юмор.

Учитель: Что же это за рассказ и чем он так ценен?

Воспользуемся документ-камерой и проверим вторую часть вашего домашнего задания.

Словарная работа ( 3 мин)

херес - сорт дорогого вина;

флёрдоранж - цветочный одеколон;

лютеранка - исповедует веру, распространённую в Германии;

Герострат - житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки;

Эфиальт - (предатель) — сын Эвридема, изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье;

приватно - неофициально;

коллежский асессор - один из младших рангов чиновников;

статский советник - ранг чиновника среднего звена;

тайный советник - один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии.



Учитель: Ребята, работаем в парах. Консультант и консультируемый. Выберите себе пару. (1 мин)

Обсудите по плану анализа рассказ «Толстый и Тонкий». (10 мин)

Анализ рассказа по плану:

1.История создания

Всего через 4 года по окончании гимназии, в 1883 году, А.П. Чехов пишет рассказ с названием «Толстый и тонкий», который позже печатает в журнале "Осколки".

2. Жанр (рассказ, повесть, поэма и др)

Жанр рассказ, так как представляет собой небольшое повествование о героях и событиях, произошедших с ними.

3. Тема и идея

Тема – о чем? Встреча двух одноклассников

Идея – для чего? - Что высмеивает Чехов? Над какими проблемами заставляет задуматься автор?

Высмеять такие качества человека как чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение, подобострастие.

Как называется добрый смех?

Добрый смех- ЮМОР

Осмеяние – САТИРА (Запись понятий в тетрадь)

- Как выдумаете, этот рассказ юмористический или сатирический?

(Рассказ сатирический, так как автор высмеивает человеческие пороки)

4. Авторская позиция

-Каким предстает автор в произведении?

Автор дает читателю самому сделать выводы.

5. Система персонажей

Заполнение таблицы в парах, проверка через документ-камеру


Толстый

Тонкий

Имена

Михаил

Порфирий

Кличка в гимназии

Герострат

Эфиальт

Портрет

Толстый, пахло хересом и флердоранжем

Тонкий, пахло ветчиной и кофейной гущей.

Должность

Тайный советник

Коллежский асессор

Качества характера

Не любит чинопочитание.

Угодлив, подхалимничает.

Вывод: герои противопоставляются друг другу – прием антитезы.

(Запись термина в тетрадь)

Антитеза – это противопоставление образов, картин, слов.

Учитель: -Кто еще из героев присутствует в рассказе? (Жена Тонкого Луиза и сын Нафанаил).

Какую роль они играют в повествовании? (Эти герои такие же как и Тонкий, они усиливают образ чинопочитателя и подхалима).

Физкультминутка. Встаньте из-за парт. Попробуем обыграть эту ситуацию.

1 вариант представит себя в образе Толстого, а 2 вариант – в образе тонкого. Поприветствуйте друг друга.

Наклонитесь в сторону друг друга.

Улыбнитесь. (2 мин)

6.Композиционные особенности:

Нарисовать кульминацию рассказа:

Завязка – встреча двух школьных друзей.

Развитие действия - разговор на перроне.

Кульминация – новость о должности Толстого.

Развязка – расставание чужих друг другу людей.

7. Своеобразие художественного времени и пространства

Время? Обед

Где происходит? Вокзал Николаевской железной дороги.

8. Художественная деталь

Художественная деталь– изобразительная и выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, части быта, пейзажа, интерьера, портрета и т. П

Детали: «губы его, подернутые маслом», «худенькая женщина с длинным подбородком», «высокий гимназист с прищуренным взглядом», «пожал три пальца» и др.

9. Язык. Стилистическая окрашенность. Художественно-выразительные средства.

Рассказ написан в художественном стиле с использованием элементов разговорного стиля.

-Найдите разговорные слова.(«сколько зим, сколько лет», «душонок», «ну да Бог сним» и др.).

Эпитеты: «широчайшей улыбкой»

Метафоры: «лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры», «Сам он съежился, сгорбился, сузился…»

Сравнения: «губы его лоснились, как спелые вишни», «захихикал, как китаец», «милостивое внимание вашего превосходительства…вроде как бы живительной влаги..»

Олицетворение: «его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…»

10. Смысл названия

Уже в названии «Толстый и Тонкий» мы сталкиваемся с приемом антитезы. Толстый и Тонкий. Богатый и бедный.

11. Место произведения в творчестве писателя и в истории русской литературы

Рассказ относится к раннему периоду творчества Чехова. Как и другие рассказы писателя, данное произведение оставило огромный след в истории русской литературы.

Оцените друг друга(1 мин).

(Консультант называет свою отметку и консультируемого)

-Проверим вашу оценку через фронтальный опрос. (17 мин)

(Фронтальный опрос в парах по плану анализа)

Учитель: Итак, мы еще шире приоткрыли дверь в мастерскую Чехова.

Чему же хотел научить Чехов вас своим рассказом?

Антон Павлович Чехов хотел, чтобы «люди были людьми и жили по-человечески".

Я хочу закончить урок словами писателя: "При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство"

Рефлексия: (2 мин) заполнение таблицы каждым учеником индивидуально

Что я знал


Что узнал


Что бы хотел узнать










Домашнее задание: (1 мин)

Составить разноуровневые вопросы по рассказу «Толстый и Тонкий».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по литературе

Автор: Гильфанова Елена Дмитриевна

Дата: 04.02.2018

Номер свидетельства: 454580

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект   урока литературы в 11 классе на тему "Анализ рассказа А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича" "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-na-tiemu-analiz-rasskaza-a-i-solzhienitsyna-odin-dien-ivana-dienisovicha"
    ["file_id"] => string(6) "218178"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433691472"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока литературы В.Гюго "Козетта" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-litieratury-v-giugho-kozietta"
    ["file_id"] => string(6) "193038"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427556186"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока литературы в 5 классе "Братья наши меньшие" в стихотворениях поэтов XX века "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-brat-ia-nashi-mien-shiie-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xx-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "175314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424260796"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока литературы "Разножанровое прочтение стихотворений М. Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-litieratury-raznozhanrovoie-prochtieniie-stikhotvorienii-m-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "191804"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427370875"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока литературы для учащихся 10 класса  «Лермонтов и Байрон: мотив одиночества в лирике»."
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-litieratury-dlia-uchashchikhsia-10-klassa-liermontov-i-bairon-motiv-odinochiestva-v-lirikie"
    ["file_id"] => string(6) "280014"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453308656"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства