kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы для учащихся 5 класса «М.Ю.Лермонтов «Тучи». Урок выразительного чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «М.Ю.Лермонтов «Тучи». Урок выразительного чтения»

Цели урока:

обучающая:- ознакомить учащихся с особенностями стихотворения М.Ю.Лермонтова «Тучи», - отработать первоначальные навыки анализа с целью выявления языковых и выразительных средств, помогающих автору передать микромир стихотворения; - продолжить формирование навыков определения  мотива стихотворения - одиночество человека и состояние природы, помогающее глубже понять внутренний мир лирического героя; - работа над выразительным чтением стихотворения;

развивающая: - научить видеть восприятие жизни поэтом через его произведение, - развитие ассоциативного мышления, умения делать вывод через наблюдение, сопоставление, сравнение; - навыки построения аргументированного ответа через самостоятельную работу по заданному вопросу и навыки осмысленного чтения; - продолжить работу над развитием  выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся; обогащение словарного запаса; - развитие коммуникативных качеств хорошей речи;

воспитывающая: воспитание эстетического вкуса, воспитание самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях, формирование навыков коллективной работы и взаимоответственности за результат; понимание и осознанная любовь к классической поэзии.

Тип урока – "урок погружение"

Оборудование урока: видеозапись прочтения стихотворения «Тучи»,  схема- опора для повторения и закрепления материала по теории литературы, изученного на предыдущих уроках;  индивидуальные карточки  - наблюдений, тестовый опрос по уроку, компьютерная презентация PowerPoint как вид наглядно-изобразительного обеспечения урока, толковый словарь.

Ход урока:

1. Организационный момент (проверка готовности к уроку, приветствие, обозначение темы, оформление урока в тетради).

2. Актуализация (введение в атмосферу урока через вступительное слово учителя, прочтение отрывка из статьи мастера выразительного слова Якова Михайловича Смоленского, через работу над эпиграфом к уроку).

2.1. Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с М.Ю.Лермонтовым. Постараемся глубже проникнуть в мир его души. А каким образом мы можем глубже "познать" Лермонтова как человека, как личность, как дарование и  всемирно известный талант? Конечно же, через его творчество. На прошлом уроке мы, читая стихотворение "Утёс",  увидели поэта внимательным, заботливым, чутким  и понимающим. А благодаря стихотворению "Тучи" мы видим, насколько велик автор не только в своей талантливости, но и в душевной чуткости к красоте и могуществу природы и к чувствам человека. Итак, стихотворение "Тучи"…кто-то из вас прочел его до того, как мы начали изучать это лирическое произведение, а кто-то впервые увидел его на страницах своего учебника. Но каждый из вас с первых же строк подумал, что выучить это стихотворение будет легко, а вот прочитать в классе выразительно… сложно! И действительно, выразительно читать стихотворения нужно учиться. Многие мастера выразительного чтения, актёры дают немало советов. С одним из них я сегодня вас познакомлю.

2.2. Яков Михайлович Смоленский, народный артист,

Работа с портретом:

- Что можем сказать о чертах лица?

- Каким человеком был Я.М. Смоленский, судя по портрету?

- Как, по вашему мнению, этот человек относился к детям?

- Мастер выразительного чтения… - как вы думаете, что для него могло быть главным в прочтении стихотворения?

Прочтение учителем отрывка из статьи  Я.М. Смоленского «Как научиться читать стихи. 1991г.»

           «Не так давно я выступал в одной московской школе перед старшеклассниками… И увидел: в первом ряду сидит мальчик лет девяти-десяти. Удивленно посмотрел на учительницу, она поняла мой молчаливый вопрос, улыбнулась и сказала: «Не удивляйтесь. Этот мальчик ходит на все наши литературные концерты, он умеет слушать». Так и оказалось, слушал он внимательно. А в конце встал и протянул мне записку. Вот что было в ней написано: «Как научиться читать стихи вслух для других людей? Я очень это люблю, но боюсь забыть слова, потому что очень волнуюсь. И потом, меня, наверно, не слышно, ребята начинают кричать «громче», хотя голос у меня звонкий. Ответьте, пожалуйста. Саша».

   Подобные вопросы мне приходилось слышать довольно часто, вот я и решил ответить на Сашину записку…: «Дорогой Саша! Прежде чем научиться «читать стихи вслух для других людей», нужно научиться читать их для себя. Да, да, не удивляйся, это не так просто.… Например, возьмем первую строчку стихотворения (любого)…Что ты видишь с первого взгляда? Хорошо знакомые буквы, знаки препинания. Если у тебя хорошая зрительная память, ты сразу запомнишь этот рисунок из букв и знаков и довольно легко вызубришь даже целое стихотворение. И. так же легко забудешь его: «картина» из букв и знаков непрочная, она ничего не дает твоему воображению и не может остаться в памяти. Потому и понятен твой страх - забыть слова во время выступления»…

           И далее Яков Смоленский говорит, что нужно представить ту картину, которую рисует в стихотворении поэт, например: небо, облака или тучи, поля, моря, горы и т.п. - «вот такая картина …закроет собою все буквы и знаки. А слова зубрить не надо будет, они сами запомнятся, как обозначения живой картины…. Вспоминай, воображай и, не торопясь, читай вслух стихи. Ты спросишь, почему я сказал «не торопясь». Во-первых, чтобы успеть очень ясно увидеть картину: утро, вечер или что-нибудь другое, то, о чем написал поэт. А во-вторых, чтобы слушатели не кричали тебе «громче». И дело здесь не в том, что ты говоришь тихо, тем более что голос у тебя, как сам ты написал, звонкий. А в том, что ты говоришь невнятно - распространенная ошибка у маленьких чтецов. А невнятность - от торопливости, от «проглатывания» отдельных звуков и слов. Поэтому вовсе не надо кричать. Вполне достаточно того голоса, которым ты разговариваешь в жизни. Но произносить стихи попробуй в два раза медленнее, чем говоришь дома или в школе с одноклассниками. А ну-ка попробуй! И не успокаивайся до тех пор, пока сам не увидишь все, что стоит за стихом, и не научишься слушать себя. Это-то я и имел в виду, когда написал, что сначала нужно научиться читать стихи для самого себя. От души желаю тебе успеха!»

И я тоже желаю вам успеха в работе над стихотворением «Тучи»

2.3. Эпиграф к уроку:

   Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения.

   Выразительное чтение  — искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению.

«Мозговой штурм» - как вариант работы с эпиграфом (чтение учителем первого эпиграфа и обсуждение:

Что, по вашему мнению, входит в понятие правильное чтение?

  • Осмысленное - ?
  • Эмоциональное - ?

Чтение учителем второго эпиграфа и обсуждение:

  • Объясните значение слов «воссоздание», «насыщено» -?
  • Как  вы понимаете выражение «в живом слове чувств и мыслей» -?
  • Каким может быть «личное отношение исполнителя к произведению» -?
  • Почему «выразительное чтение – искусство» -?
  • Какие виды искусства могут быть использованы на уроке выразительного чтения? Почему?
  • Так, какова цель нашего урока? Постарайтесь сформулировать самостоятельно….

3. Основная часть. Коллективная работа по теории выразительного чтения. Работа со схемой-опорой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы для учащихся 5 класса «М.Ю.Лермонтов «Тучи». Урок выразительного чтения»»

Конспект урока литературы для учащихся 5 класса

(Программа интегрированного курса «Русская и мировая литература»)

Тема: «М.Ю.Лермонтов «Тучи». Урок выразительного чтения»

Цели урока:

обучающая:- ознакомить учащихся с особенностями стихотворения М.Ю.Лермонтова «Тучи», - отработать первоначальные навыки анализа с целью выявления языковых и выразительных средств, помогающих автору передать микромир стихотворения; - продолжить формирование навыков определения мотива стихотворения - одиночество человека и состояние природы, помогающее глубже понять внутренний мир лирического героя; - работа над выразительным чтением стихотворения;

развивающая: - научить видеть восприятие жизни поэтом через его произведение, - развитие ассоциативного мышления, умения делать вывод через наблюдение, сопоставление, сравнение; - навыки построения аргументированного ответа через самостоятельную работу по заданному вопросу и навыки осмысленного чтения; - продолжить работу над развитием выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся; обогащение словарного запаса; - развитие коммуникативных качеств хорошей речи;

воспитывающая: воспитание эстетического вкуса, воспитание самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях, формирование навыков коллективной работы и взаимоответственности за результат; понимание и осознанная любовь к классической поэзии.

Тип урока – "урок погружение"

Оборудование урока: видеозапись прочтения стихотворения «Тучи», схема- опора для повторения и закрепления материала по теории литературы, изученного на предыдущих уроках; индивидуальные карточки - наблюдений, тестовый опрос по уроку, компьютерная презентация PowerPoint как вид наглядно-изобразительного обеспечения урока, толковый словарь.

Ход урока:

1. Организационный момент (проверка готовности к уроку, приветствие, обозначение темы, оформление урока в тетради).

2. Актуализация (введение в атмосферу урока через вступительное слово учителя, прочтение отрывка из статьи мастера выразительного слова Якова Михайловича Смоленского, через работу над эпиграфом к уроку).

2.1. Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с М.Ю.Лермонтовым. Постараемся глубже проникнуть в мир его души. А каким образом мы можем глубже "познать" Лермонтова как человека, как личность, как дарование и всемирно известный талант? Конечно же, через его творчество. На прошлом уроке мы, читая стихотворение "Утёс", увидели поэта внимательным, заботливым, чутким и понимающим. А благодаря стихотворению "Тучи" мы видим, насколько велик автор не только в своей талантливости, но и в душевной чуткости к красоте и могуществу природы и к чувствам человека. Итак, стихотворение "Тучи"…кто-то из вас прочел его до того, как мы начали изучать это лирическое произведение, а кто-то впервые увидел его на страницах своего учебника. Но каждый из вас с первых же строк подумал, что выучить это стихотворение будет легко, а вот прочитать в классе выразительно… сложно! И действительно, выразительно читать стихотворения нужно учиться. Многие мастера выразительного чтения, актёры дают немало советов. С одним из них я сегодня вас познакомлю.

2.2. Яков Михайлович Смоленский, народный артист,

Работа с портретом:

- Что можем сказать о чертах лица?

- Каким человеком был Я.М. Смоленский, судя по портрету?

- Как, по вашему мнению, этот человек относился к детям?

- Мастер выразительного чтения… - как вы думаете, что для него могло быть главным в прочтении стихотворения?

Прочтение учителем отрывка из статьи Я.М. Смоленского «Как научиться читать стихи. 1991г.»

«Не так давно я выступал в одной московской школе перед старшеклассниками… И увидел: в первом ряду сидит мальчик лет девяти-десяти. Удивленно посмотрел на учительницу, она поняла мой молчаливый вопрос, улыбнулась и сказала: «Не удивляйтесь. Этот мальчик ходит на все наши литературные концерты, он умеет слушать». Так и оказалось, слушал он внимательно. А в конце встал и протянул мне записку. Вот что было в ней написано: «Как научиться читать стихи вслух для других людей? Я очень это люблю, но боюсь забыть слова, потому что очень волнуюсь. И потом, меня, наверно, не слышно, ребята начинают кричать «громче», хотя голос у меня звонкий. Ответьте, пожалуйста. Саша».

Подобные вопросы мне приходилось слышать довольно часто, вот я и решил ответить на Сашину записку…: «Дорогой Саша! Прежде чем научиться «читать стихи вслух для других людей», нужно научиться читать их для себя. Да, да, не удивляйся, это не так просто.… Например, возьмем первую строчку стихотворения (любого)…Что ты видишь с первого взгляда? Хорошо знакомые буквы, знаки препинания. Если у тебя хорошая зрительная память, ты сразу запомнишь этот рисунок из букв и знаков и довольно легко вызубришь даже целое стихотворение. И... так же легко забудешь его: «картина» из букв и знаков непрочная, она ничего не дает твоему воображению и не может остаться в памяти. Потому и понятен твой страх - забыть слова во время выступления»…

И далее Яков Смоленский говорит, что нужно представить ту картину, которую рисует в стихотворении поэт, например: небо, облака или тучи, поля, моря, горы и т.п. - «вот такая картина …закроет собою все буквы и знаки. А слова зубрить не надо будет, они сами запомнятся, как обозначения живой картины…. Вспоминай, воображай и, не торопясь, читай вслух стихи. Ты спросишь, почему я сказал «не торопясь». Во-первых, чтобы успеть очень ясно увидеть картину: утро, вечер или что-нибудь другое, то, о чем написал поэт. А во-вторых, чтобы слушатели не кричали тебе «громче». И дело здесь не в том, что ты говоришь тихо, тем более что голос у тебя, как сам ты написал, звонкий. А в том, что ты говоришь невнятно - распространенная ошибка у маленьких чтецов. А невнятность - от торопливости, от «проглатывания» отдельных звуков и слов. Поэтому вовсе не надо кричать. Вполне достаточно того голоса, которым ты разговариваешь в жизни. Но произносить стихи попробуй в два раза медленнее, чем говоришь дома или в школе с одноклассниками. А ну-ка попробуй! И не успокаивайся до тех пор, пока сам не увидишь все, что стоит за стихом, и не научишься слушать себя. Это-то я и имел в виду, когда написал, что сначала нужно научиться читать стихи для самого себя. От души желаю тебе успеха!»

И я тоже желаю вам успеха в работе над стихотворением «Тучи»

2.3. Эпиграф к уроку:

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения.


Выразительное чтение  — искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению.


«Мозговой штурм» - как вариант работы с эпиграфом (чтение учителем первого эпиграфа и обсуждение:

Что, по вашему мнению, входит в понятие правильное чтение?

  • Осмысленное - ?

  • Эмоциональное - ?

Чтение учителем второго эпиграфа и обсуждение:

  • Объясните значение слов «воссоздание», «насыщено» -?

  • Как вы понимаете выражение «в живом слове чувств и мыслей» -?

  • Каким может быть «личное отношение исполнителя к произведению» -?

  • Почему «выразительное чтение – искусство» -?

  • Какие виды искусства могут быть использованы на уроке выразительного чтения? Почему?

  • Так, какова цель нашего урока? Постарайтесь сформулировать самостоятельно….

3. Основная часть. Коллективная работа по теории выразительного чтения. Работа со схемой-опорой.

Учитель: Термин "выразительное чтение" получил распространение в середине 19 века и наравне с терминами "декламация" и "художественное чтение" обозначал искусство художественного слова и предмет обучения этому искусству. Расшифруйте схему-опору того, что необходимо нам на уроке выразительного чтения:

ВЧ

ЛПП

ЗП



РИ

УС


Фигуры

Тропы


Ж

Р


Идея

Тема





(Расшифровать буквенные обозначения, повторить изученное на предыдущих уроках, дав определение словам)

ВЧ – выразительное чтение:

ЗП - знак препинания (запятая, точка, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, точка с запятой, кавычки, скобки);

УС - ударные слова (главные - логические центры, второстепенные, темп)

ЛПП - логическая и психологическая паузы (смысловые, т.е. логические и паузы, диктуемые чувством, т.е. психологические);

РИ - речевая интонация (логическое ударение);

(Приложение 1, 2, 3, 4)

Р – род (эпос, лирика, драма);

Ж – жанр (стихотворение, поэма)

Повторение теории литературы: тема, идея, тропы, фигуры.

4. Практическая часть урока. Видеосюжет – чтение стихотворения «Тучи» мастером художественного слова (возможный выбор – чтение мастеров художественного слова и актёров М.Казакова, В.Трушина, …)

Вопросы к видеосюжету:

- Какое настроение вызывает у вас прочтение стихотворения «Тучи» мастером художественного слова? (запись «ассоциативной цепочки» в тетради).

- Что для вас показалось необычным в ЗП, УС, ЛПП, РИ (по схеме – опоре).

4.1. Межпредметные связи: этап сопоставления, сравнения и самостоятельного вывода.




Вопросы к иллюстративному ряду:

- Какие из иллюстраций выбрали бы вы для стихотворения «Тучи» и почему? (навыки построения аргументированного ответа через самостоятельную работу по заданному вопросу)

- Назовите слова-ассоциации, которые возникают у вас при слове «тучи»…? «Тучки» …?

(Возможные ответы учащихся дают возможность учителю научить логического мышлению по средством ассоциаций: “тучи” – мрачные, грозные, темные, свинцовые, тяжелые, серые, унылые; «тучки» - легкие, воздушные, быстрые, светлые, пушистые, веселые...)

- Почему М.Б.Лермонтов назвал стихотворение «Тучи», а в первой строке говорит «тучки»? Тема стихотворения -?

(Возможные варианты: названием поэт хотел обратить внимание на тучи не в природе, а в его жизни. Словом «тучки» подчёркивает своё состояние «в природе тучки как странники несутся по небу, а в жизни тучи нависли над судьбой поэта. Тема стихотворения – разлука, одиночество. Обращение к тучам нежное - “тучки”, а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее-“Тучи”. Это не природное явление, а тот рок, который навис над автором).

4.2. История написания стихотворения – индивидуальное задание, которое один из учащихся получил на предыдущем уроке, где даны наводящие вопросы (Например: Где можно прочитать об истории создания стихотворения? Кого можно назвать «лермонтоведом»? Какое отношение имеет «царское самодержавие» ко второй ссылке М.Лермонтова на Кавказ? Из-за чего царь невзлюбил М.Лермонтова? Подумай, какие риторические вопросы можно использовать в своем сообщении)

Для того, чтобы узнать историю создания стихотворения «Тучи», я прочитал …(ученик называет авторов или источники получения информации). И.Андронников, известный «лермонтовед», (поясняет это слово) рассказывает, что оно написано в 1840 году. Что произошло тогда в судьбе М.Ю. Лермонтова? Он во второй раз сослан на Кавказ за участие в дуэли с сыном французского посла де Бранта. М.Лермонтов в этой дуэли выстрелил в воздух, но для царского самодержавия (пояснение) нужен был предлог, чтобы удалить ненавистного поэта (из-за стихотворения «Смерть поэта», где в смерти А.С.Пушкина М.Лермонтов обвинил царское самодержавие) из столицы. По свидетельству очевидцев, на написание стихотворения поэта, тосковавшего при мысли о скорой разлуки с друзьями и с родиной, вдохновили плывшие на Невой и Летним садом тучи.

4.2. «Погружение в текст». Работа в микрогруппах: проверим себя, насколько мы научились слушать, осмысленно читать, чувствовать и понимать… (Выразительное чтение стихотворения учителем)

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.



Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?



Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.


Группа А. Отвечая на вопросы, не читайте их, а сразу дайте ответ.

- На сколько частей можно поделить данное стихотворение?

- О чём идёт речь в каждой части?

- Вспомните, что такое строфа. Сколько строк в каждой строфе?

- Совпадает ли ваше разделение на части с делением на строфы?

- Объясните роль ЗП в каждой строфе.

Группа Б. Отвечая на вопросы, не читайте их, а сразу дайте ответ.

Работа с толковым словарём. Например, для полного понимания текста нужно поработать над значением некоторых слов. В тексте стихотворения мы встретили слова, значение которых определили по словарю:

Странник -

Лазурная -

Жемчужные-

Изгнанник-

Преступление -

Клевета -

Тяготить -

Нивы -

Бесплодные-

Чужды -

Страсти-

Изгнания-

- Найдите УС в каждой строфе, аргументируйте свой выбор.


Группа В. Отвечая на вопросы, не читайте их, а сразу дайте ответ.

- Какое чувство передано в этом стихотворении? На основании чего вы сделали такой вывод?

- Постройте из набора слов понятие "настроение" и зачитайте для одноклассников:

Настроение —

человека, психологическое, постоянным, к другим, проявляется, человека, с ними, говорит, как поступает, окружающий мир, внутреннее, которое не является, состояние, в отношении, как обращается, каким тоном, как воспринимает.

(Для проверки учителю: настроение — внутреннее психологическое состояние человека, которое не является постоянным, проявляется в отношении человека к другим: как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир.)


- Как вам кажется, чем отличается настроение и чувство  поэта между первой и второй строфой?

- Что изменилось в третьей строфе?

- Обратите внимание на инверсию в стихотворении. Объясните. Для чего поэт так построил предложения?

(Для сравнения «тучки небесные» и «небесные тучки», «в сторону южную» и «в южную сторону» и т.д.)

- Сопоставьте инверсию и интонацию прочтения, сделайте вывод.

Группа Г. Отвечая на вопросы, не читайте их, а сразу дайте ответ. (Тропы? Фигуры?)

- Что такое эпитет?

- Какие эпитеты вы нашли в этом стихотворении?

- По вашему мнению, почему поэт выбрал именно эти эпитеты, что хотел передать нам для понимания его состояния и настроения?

Группа Д. Отвечая на вопросы, не читайте их, а сразу дайте ответ. (Тропы? Фигуры?)

- Что такое метафора?

- Что такое олицетворение?

- Найдите примеры в тексте.

Группа Е. Отвечая на вопросы, не читайте их, а сразу дайте ответ. (Тропы? Фигуры?)

- Согласны ли вы, что сравнение используется автором как основа построения стихотворения? Докажите.

- О ком сказано в стихотворении «Тучи»: «он страдает, его мучают страсти, горечь от понимания чужой зависти, злобы и клеветы». Кто «он»?

- Составьте «его» словесный портрет.


Вывод по работе в микрогруппах:

- Помогла ли работа микрогрупп лучше понять стихотворение «Тучи»?

- Самостоятельная работа с учебником: выделите УС в каждой строфе? (подчеркните)

- Отметьте ЛПП ( / // = ).

4.3. Индивидуальная работа по карточкам – наблюдений:

Объект наблюдений

Если тропы, то…?

Если фигуры, то…?

Тучки небесные, вечные странники!


Риторическое восклицание. Возвышенное «небесные» и обречённость в словах «вечные странники». Единение человека, обреченного на гонение с тучками.


Объект наблюдений

С каким настроением смотрит на них поэт в начале стихотворения ?

С каким настроением смотрит на них поэт в конце стихотворения ?


Тучи




Тучи - “будто как я же, изгнанники”?




В начале – едины. Но тучки не подвержены людской злобе, зависти, гонениям. Человек зависим от влияния тех, кто имеет власть. Но тучам поэт не завидует, у них «нет родины». У его лирического героя есть родина, друзья, пусть есть и злоба и «клевета ядовитая», но у тучек нет даже этого. Он сравнивает себя с тучками: они “вечные странники”, а не изгнанники. Поэт иронично называет их тоже “изгнанниками”. Но ни за какие сокровища мира не согласится поэт принять такую свободу — без друзей и врагов, без родины.

Объект наблюдений

Читаем…

Понимаем…


Риторические вопросы

(Тропы?Фигуры?)


Кто же вас гонит: судьбы ли решение?


Зависть ли тайная?


злоба ль открытая?


Или на вас тяготит преступление?


Или друзей клевета ядовитая?


Риторические вопросы не требуют ответа. Не судьба – люди, взявшие на себя право решать его судьбу. Тайно завидующие, открыто выражающие злобу. Дуэль, когда М.Лермонтов стрелял в воздух, нельзя назвать преступлением. Дуэль чести. Друзей клевета ядовитая - настоящие друзья не предают. Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.

Вывод по индивидуальной работе: (комментирование ответов учеников и оценивание)

«Самый внимательный на уроке»

Итак, мотив одиночества в стихотворении передан через олицетворение: мысли о поэта, его чувства, на первый взгляд, скрыты за образом туч. Почему я сказала «на первый взгляд»?

(В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы)

5. "Мозговая атака" – "самый наблюдательный"

- Что вы можете сказать о звучании строки «…С милого севера в сторону южную…» ( звук -с-)

Аллитерация — приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков.

(Для учителя: «…повторяющийся звук «с» в словах «небесные», «странники», «степью», «мчитесь», «с милого севера», «судьба», «зависть», «преступление», «наскучили», «бесплодные», «страсти», «страдания», «свободные» - не мягкий, холодный звук, который режет ухо. Поэтому стихотворение получается свистящим от начала до конца. Этот звук передает не только свист ветра, который гонит туч, но и душевное состояние лирического героя: одиночество, ему холодно, больно от разлуки с родиной. Это свист также ветра судьбы…»). 

6. Вывод по анализу – подготовка к выразительному чтению.

Мы увидели, услышали, прочувствовали, осознали и поняли стихотворение, сопоставили его звучание в разных вариантах прочтения, перенесли текст в изображение. Нам осталось только подготовить дыхание и приступить к хоровому и индивидуальному прочтению:

6.1. «Дыхательная разминка» (упражнение «Свеча» - приложение 5);

6.2. «Интонационная разминка» – «Высоко в небе тучи» (читаем грустно, радостно, обреченно, со злостью, сокрушаясь, весело, испуганно и т.п.; меняя смысловой акцент на словах «Высоко в небе тучи», «Высоко в небе тучи», «Высоко в небе тучи» (другие варианты в приложении);

6.3. Хоровое чтение;

6.4. Конкурсное чтение.

7. Подведение итогов урока методом "гранулирования":

- К какой лирике относится стихотворение «Тучи»? Выбирая нужные гранулы, аргументируйте.


ЛИРИКА

любовная

пейзажная


философская

дружеская


патриотическая




К какому жанру? Аргументируйте.

ЖАНР

гимн

поэма


песня

послание


стихотворение



8. Итоги урока: коллективная работа - активность, работа в микрогруппах – уровень взаимопомощи; комментирование оценок.

9. Домашнее задание – разноуровневое:

повышенной трудности: подготовить 6 тестовых вопросов закрытой формы по материалу урока, образец (правильные ответы учащиеся напишут самостоятельно):


Тесты по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Тучи»

1)"Тучи" – это лирика

а) патриотическая;

б)

в)

2)Жанр произведения:

а) поэма;

б)

в)

3) В стихотворении используется тропы:

а) аллегория;

б)

в)

3) В стихотворении используется фигуры:

а) обращение;

б)

в)

4) В строке: «Чужды вам страсти и чужды страдания…»

а) ассонанс;

б)

в)

6. Главный герой произведения:

а) автор;

б)

в)

или

стандартное: выучить наизусть стихотворение «Тучи», повторить материал по учебнику.

Жихарева Т.А.

Одесса , УВК № 84


Приложение 1 ЗП (использована Интернет база).

Знаки препинания. Наиболее часто встречающийся знак препинания:

запятая. Она диктует передышку, небольшую остановку, но говорит о том, что мысль не окончена, что надо ждать её продолжения. В устной передаче голос перед запятой несколько повышается, ибо понижение голоса создаст впечатление законченности мысли и таким образом оторвёт следующую часть фразы от предыдущей, исказив смысл.


Точка тоже диктует остановку, но так как точка обозначает окончание мысли, то и остановка должна быть более длительной, чем на запятой, а чтобы передать законченность мысли, голос перед точкой при чтении должен упасть вниз. Глубина падения голоса перед точкой не всегда одинакова. В начале текста, когда рядом стоит близкая по мысли фраза, голос падает меньше, чем при точке, завершающей определенный комплекс мыслей. Наиболее сильное падение голоса перед точкой необходимо в конце всего текста. Этот глубокий интервал дает представление о полном завершении прочитанного.


Двоеточие также предусматривает понижение тона. В этом случае интонация означает, что внимание должно быть сосредоточено на последующих словах.


Для обозначения недосказанной или прерванной мысли грамматика предлагает

другой знак препинания – многоточие. При чтении перед многоточием голос или повышается, или слегка понижается. Интервал должен создать впечатление незавершенности.


При вопросительном знаке вопрос будет звучать только тогда, когда голос на ударном слоге вопросительного слова повысится. Иначе фраза прозвучит не вопросительно, а утвердительно.


Восклицательный знак, выражающий какое-либо чувство, имеет соответствующую интонацию, окрашенную этим чувством: восторг, радость, удивление, досаду. При этом голос повышается, и сила тона увеличивается.


Тире, заменяющее отсутствующее слово, требует остановки как бы для мысленного произнесения этого слова и повышения голоса.


Точка с запятой как знак, стоящий между самостоятельными предложениями, но близкими по содержанию, указывает на остановку и снижение голоса, приближающееся к снижению голоса при точке.


В кавычки, обыкновенно, берутся цитаты, прямая речь, всевозможные названия, слова и выражения, наделённые особым смыслом и требующие выделения в тексте. Они не должны сливаться с остальным текстом и поэтому произносятся с изменением темпа, силы или высоты голоса.


В скобки, как правило, ставятся пояснительные слова и выражения, выпадающие из синтаксической структуры, но дополняющие и уточняющие основную мысль. Они должны произноситься легче, чем остальные слова, как бы между прочим, для того, чтобы не прервать течения основной мысли.

Знаки препинания необходимо хорошо усвоить, но это не значит, что при чтении им надо следовать безоговорочно. В звучащей речи часто требуется

отклонения от грамматических норм.


Приложение 2 УС (использована Интернет база).

Ударные слова

В каждой фразе должна быть одна вершина, один логический центр, который

и выделяется, как главный. Затем последовательно, по степени важности выделяются остальные слова. И совсем не акцентируются второстепенные слова. Для выделения логических центров пользуются усилением, повышением

голоса, а иногда его понижением и замедлением темпа. Определить ударные слова в тексте поможет ряд правил логического чтения. Ударными бывают преимущественно слова, обозначающие понятия, которые раньше в тексте не встречались, то есть новые понятия. Это одно из основных правил.


Приложение 3 ЛПП (использована Интернет база).

Логическая и психологическая паузы

Выразительность чтения зависит не только от ударных слов, выделяемых голосом. Своё влияние на эмоциональность чтения оказывают и паузы. Они бывают смысловыми, т.е. логическими и паузы, диктуемые чувством т.е. психологическими. Логические паузы могут быть разной длительности: от мгновенной, которая делается перед словом для его выделения, до продолжительной, отделяющей смысловые части фразы.


Приложение 4 РИ (использована Интернет база).

Речевая интонация.

Важным средством логической выразительности является логическое ударение. В каждой фразе, как и в каждом языковом звене, есть важнейшее по смыслу слово. Его мы выделяем из других слов определёнными средствами: замедлением произнесения, усилением голоса, изменением высоты голоса (повышением или понижением), паузой перед словом (а иногда и после него).

Развитие интонации голоса: развитию диапазона голоса диктора, интонации помогает упражнение "стон", в котором изменяется высота тона, произношение сочетаний гласных с сонорными согласными с изменением высоты тона, чтение стихов с повышением и понижением звучания строк. Слушатель не должен замечать вашего предела голосового диапазона. Тут нужно научиться пользоваться приёмом голосовых оттяжек. Данная расстановка пауз и ударений, безусловно, является субъективной, и приводится как один из возможных в практике вариантов. У каждого чтеца мелодия интонации индивидуальна и уникальна, поэтому, и паузы, и ударные слова у каждого свои.

Интонации, повышение и понижения голоса:

интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Осознание учащимися роли этих предложений и практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для развития навыков выразительного чтения. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже изученных произведений или придумывать свои собственные. Приведем примеры:

Упражнения на повышение и понижение тона голоса

а) упражнение «Прыжок»

Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.

б) упражнение «Поход»

Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Учитель говорит школьникам о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх.

Поход
По тропинке узкой горной
Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход,
За горой нас солнце ждет,
Наш подъем все выше, круче,
Вот шагаем мы по тучам,
За последним перевалом
Нам навстречу солнце встало.

в) упражнение «Пещера»

Упражнение способствует развитию гибкости голоса, умению повышать и понижать голос. Учащиеся удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под сводами пещеры Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше.




Приложение 5

(Источник: университеты риторики и ораторского искусства)

Дыхание.

«Искусству пения, как и всякому другому искусству должно предшествовать известное механическое умение» - писал Гете. Обучение чтению стихов сродни обучению пению. Главный инструменты, как певца, так и чтеца – это голос и дыхание.

Декламируемое стихотворение, должно быть хорошо слышимо. Поэтому, чтецу, как и певцу необходим хорошо поставленный голос. Немало важно работать над дикцией – ясным и отчетливым произношением. Речь чтеца должна соответствовать нормам литературного языка – орфоэпии.

Работа над техникой чтения проводится по четырем основным направлениям: дыхание, голос, дикция, орфоэпия.

Поговорим о дыхании. С одной стороны, дыхание – это рефлекторный процесс. Мы не обращаем внимания на то, как мы дышим. Но с другой стороны, правильное дыхание необходимо не только при декламации, но и для общего состояния нашего здоровья.

В процессе дыхания участвуют различные группы мышц.

При поверхностном или верхнем дыхании, вдох и выдох происходит за счет сокращения верхних мышц грудной клетки. При таком дыхании задействованы только верхушки наших легких.

Грудное дыхание происходит за счет сокращения межреберных мышц. При таком дыхании, главная дыхательная мышца – диафрагма, остается малоподвижной. Диафрагмально-реберное дыхание - вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

Для декламации стихотворений, или произнесения проповеди, обычного физиологического дыхания недостаточно. Необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно, по мере надобности, подчиняясь нашей воле. Упражнения для тренировки речевого дыхания: упражнение 1(д). «Свеча» — тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.

Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2—3 см и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя ее как свечку, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы — левая ладонь во время выдоха как бы «медленно погружается». Повторите 2—3 раза.

Упражнение 2(д). «Упрямая свеча» — тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что ее вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на «свечу», пламя отклонилось, но не погасло. (Левая ладонь лежит между грудной клеткой и животом.) Еще сильнее дуньте, еще сильнее! Еще! Еще!

Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2—3 раза.

Упражнение 3(д). «Погасить 3,4,5,6… 10 свечей». На одном вдохе (без добора) «погасите» 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. А объем вдоха все тот же! Теперь — 7 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. А теперь свечек 10 или 12. Объем воздуха все тот же. Порции выдыхаемого воздуха более экономные. Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Они ритмические, прерывистые и активные. Повторите 2—3 раза.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Жихарева Татьяна Альбертовна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 280036


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства