Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 6 классе общеобразовательной школы»
Урок литературы в 6 классе
«Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954).
Сказка-быль «Кладовая солнца» (1945). Настя и Митраша.»
Оборудование урока:
* портрет М. М. Пришвина;
* тексты сказки-были «Кладовая солнца»;
* иллюстрации художника И. Л. Бруни и фотографии В. Е. Гиппенрейтера;
* карточки с вопросами викторины на знание содержания текста;
* план работы на доске и столах учеников;
* новые слова.
План работы:
Слово о писателе (выразительное чтение воспоминаний о Пришвине К. Г. Паустовского).
Викторина на знание текста сказки-были.
Беседа об особенностях жанра сказки-были.
Сравнительная характеристика главных героев.
Выводы.
Новые слова:
кладовая
палестинка
ладило
фуганок
бондарь
елань
загнетка
манок
Тип урока: урок изучения нового материала.
Общая дидактическая цель: первичное восприятие и осмысление нового материала.
Триединая дидактическая цель:
Образовательная:
создать условия для знакомства с личностью М. М. Пришвина;
способствовать осознанию особенностей жанра сказки-были по ряду признаков;
способствовать формированию представления об особенностях изображения главных героев.
Развивающая:
Способствовать:
формированию навыков работы с художественным текстом;
совершенствованию приёмов сравнения, умению делать выводы;
выработке навыков выразительного чтения и грамотной устной речи.
Воспитательная:
создать условия для размышлений о нравственных основах взаимоотношений между людьми; об отношениях человека и природы;
содействовать повышению культуры речи учащихся.
Форма проведения учебного занятия: урок.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная;
индивидуальная;
в парах.
Методы обучения:
репродуктивный;
конструктивный;
частично-поисковый;
исследовательский.
Планируемые результаты:
знать особенности сказки-были как жанра;
уметь дать характеристику главным героям.
Этапы урока:
организация начала урока;
актуализация знаний и умений, проверка домашнего задания;
усвоение новых знаний и способов деятельности;
первичная проверка усвоения;
подведение итогов, рефлексия;
информация о домашнем задании, инструктаж по домашнему заданию.
Ход урока.
Организация начала урока.
Учитель читает начало сказки-были «Кладовая солнца».
Учитель: Так начинается произведение М. Пришвина со сказочным названием «Кладовая солнца», которое мы будем изучать 3 урока. Тема сегодняшнего урока – «М. М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Настя и Митраша».
Можем ли мы по названию темы урока сформулировать задачи нашей деятельности?
Учитель: 1. Сегодня мы познакомимся поближе с личностью писателя. С этой целью прочитаем отрывок из воспоминаний К. Г. Паустовского, рассмотрим портрет, помещённый на доске, и фотографию в учебнике.
2. Выявим особенности жанра сказки-были и будем беседовать.
3. Анализируя текст, выясним, как писатель рисует главных героев.
Учитель обращает внимание учащихся на план работы, записанный на доске.
- В сказке встретились и на уроке прозвучат слова (см. на доску), значение которых уточните, обратившись к сноскам в учебнике.
Актуализация знаний и умений. Проверка домашнего задания.
Учитель: Давайте вспомним, что мы читали у писателя Пришвина?
Ученики называют прочитанные рассказы.
Учитель: О чём пишет Пришвин?
Это рассказы о природе, о жизни животных и растений, об отношениях человека и природы.
Учитель: Лучше всего о человеке могут рассказать не сухие факты биографии, а люди, близко знавшие его.
- Послушаем выразительное чтение отрывка из воспоминаний К. Г. Паустовского и ответим на вопрос: В чём своеобразие Пришвина - человека и писателя?
Ответы учащихся: - У Пришвина-писателя есть свой учитель – русский народ. – Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. – Пришвин умел угадать и описать сокровенные мечты человека.
Учитель: Любовь к человеку и природе, проникновение в сокровенные мечты героев отразились и в сказке-были «Кладовая солнца», которая была написана в 1945 году. Вы дома читали, надеюсь, внимательно, текст произведения. Проведём викторину по содержанию.
Проведение викторины на знание текста. (Ученики сами выбирают себе карточку с заданием и отвечают на вопрос) (Материал викторины см. в «Приложении»)
Учитель: Вы заметили, как необычны и интересны имена героев, названия мест, где происходят события, как выразителен и ярок язык произведения.
- На доске помещены фотографии пейзажей и иллюстрации к повести, которые помогут вам лучше представить героев и обстановку, в которой происходят события.
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Учитель: Необычен и жанр произведения – сказка-быль. Почему же писатель так обозначил жанр, выясним это.
- Мы знаем, что быль – это… А сказка - …
* Ответы учеников: - То, что было, происходило на самом деле, в реальности.
- А сказка – это нечто вымышленное, нафантазированное автором, чего быть в реальности не может.
Учитель: Что в произведении быль?
* Ответы детей: (Главные герои – реальные лица. Дети осиротели в годы войны. Быль, что дети отправились на болото за клюквой, заблудились).
- Что в произведении сказка?
* Ответы детей: (Если говорить о выборе героев и персонажей, то вымышленными являются волк Серый Помещик, тетерев Косач. Сказочны образы животных и птиц, которые ведут себя, как люди: наблюдают за Настей и Митрашей, мешают им продвигаться по лесу. Если обратиться к сюжету, то сказку напоминает раннее сиротство и самостоятельность детей, эпизод, что девочка, отправившаяся по ягоды в лес, заблудилась, поведение деревьев, например, старушек елей. В произведении Пришвина борются добро и зло, и, как в сказке, побеждает добро. В композиции сказку напоминает сказочное название – «Кладовая солнца» (о смысле названия мы будем говорить на другом уроке), начало произведения похоже на сказочный зачин).
Учитель: Так всё же, сказку или быль рассказывает Пришвин?
- Эти понятия неделимы. Сказка и быль одновременно существуют в тексте произведения Пришвина.
Учитель: А сейчас познакомимся поближе с главными героями: Настей и Митрашей. Они брат и сестра. Представить их нам помогут и иллюстрации художника И. Л. Бруни.
- Вспомните, какие средства изображения героев используют писатели? А Пришвин?
* Ответы учеников:
- портрет;
- занятия и поступки героев;
- отношение героев друг к другу, к людям;
- отношение автора к героям.
(открыть план на доске или на листах)
- Приготовьте по этому плану характеристику героев, используя материал 1-ой главы (с. 36 – 38).(Первая группа – о Насте, вторая – о Митраше. Работаем в парах)
* Ответы учеников.
Уточняющие вопросы учителя:
- Делая деревянную посуду, Митраша пытается заработать на жизнь, или им двигают какие-то другие чувства?
- Откуда у таких маленьких детей появились такие взрослые умения?
- Чего больше в характеристике героев: общего или разного?
- Найдите в тексте предложения, в которых выражена прямая авторская оценка героев.
(«Они были очень милые…», «…детишкам бедным…», «И какие это были умные детишки», «Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы»)
Учитель: Но Пришвин не скрывает, что иногда между детьми происходили и небольшие ссоры. Понаблюдаем, как они ведут себя в этой ситуации.
Выразительное чтение эпизода на с. 38 «Очень хорошо, что Настя…»
Учитель: Как ведут себя дети во время ссор? (Подражают своим родителям: Митраша вспоминает, как отец наставлял мать, а Настя, как мать, не спорит, молчит и улыбается. Митраша начинает злиться и хорохориться. Настя сначала поддразнивает брата, а потто ласково гладит его по затылку. И небольшая перепалка заканчивается примирением и дружной работой).
- Сделаем вывод: какие особенности поведения, отношения друг к другу подчёркивает Пришвин в своих героях?
Ответы учеников: Это добрые, трудолюбивые дети, которые расположены к людям, к окружающему миру. Такое же доброе расположение они заслужили и со стороны соседей и односельчан.
Учитель: Прочитаем по ролям диалог в эпизоде «Настя и Митраша собираются за клюквой» (с. 40-41). Какую роль он играет в дальнейшем повествовании?
Чтение по ролям диалога.
Роль его в сюжете – это завязка действия. Настя невнимательно слушает брата, когда тот рассказывает о палестинке в лесу. У неё свои, женские заботы. Она думает о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что он пойдёт искать палестинку. Он мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт, который будем наблюдать на следующих уроках.
IY. Первичная проверка усвоения.
Мы рассмотрели все вопросы, которые ставили в начале урока (ещё раз обращаемся к плану работы на доске)
Сделаем ещё раз выводы, кратко, в обобщённой форме, по знакомой нам схеме.
Схема: (приём синквейна)
Кто? (1-3 существительных)
Какой? (-ая) (1-3 прилагательных)
Что делает? (1-3 глагола)
Отношение автора (Уважает, смеётся, презирает, восхищается, любуется, сочувствует, жалеет)
Y. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: - Справились ли мы с поставленными задачами? – Интересно ли вам было общаться? – Что на уроке понравилось особенно?
Следующий урок по сказке-были – «Человек и природа».
YI. Информация и инструктаж по домашнему заданию.
Пересказ истории Антипыча – 1-я группа.
Пересказ эпизода «Митраша в беде» - 2-я группа.
Пересказ эпизода «Приключения Насти в лесу» - 3 я группа.
Для желающих – сделать иллюстрации к сказке-были.
Карточка самоконтроля
План работы на уроке.
Слово о писателе (выразительное чтение воспоминаний о Пришвине К. Г. Паустовского).
Викторина на знание текста сказки-были.
Беседа об особенностях жанра сказки-были.
Сравнительная характеристика главных героев.
Выводы (заполнение схемы).
Средства изображения главных героев.
Портрет.
Занятия и поступки героев.
Отношение героев друг к другу, к людям.
Отношение автора к героям.
Составление характеристики героев. (Одного героя по вашему выбору) Заполните здесь.
Кто? (записать 1-3 существительных)
Какой? (1-3 прилагательных)
Что делает? (1-3 глагола)
Ваше отношение к герою (Уважаю, смеюсь, презираю и др.)
Домашнее задание. Выберите из предложенных пересказов один.
Пересказ истории Антипыча (с. 45-47)
Пересказ эпизода «Митраша в беде» (с. 52-53)
Пересказ эпизода «Приключения Насти в лесу» (с. 53-58)
Для желающих – сделать иллюстрации к сказке-были.
Приложение
Викторина на знание текста сказки-были
М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
1. Учителя в школе называли Митрашу «Мужичок…»
А.в котомке»
Б.в мешке»
В.в мешочке»
Г.в сумке»
2.Поросёнка в хозяйстве Насти и Митраши звали
А.Огурец
Б. Хрен
В.Бурак
Г.Врун
3.Болото в сказке-были «Кладовая солнца» называлось
А.Блудное
Б.Заблудшее
В.Блудово
Г.Заблудившееся
4.Митраша умел мастерить
А.ложки, чашки
Б.бочонки, шайки
В.вилы, грабли
Г.лук и стрелы
5.Что из перечисленных вещей Митраша не взял с собой на Блудово болото?
А.котелок
Б. компас
В.ружьё
Г. топор
6.Ветер Пришвин называет в повести
А.бормотун
Б.болтун
В.шептун
Г.сеятель
7.Какая кличка была у собаки Травки до смерти хозяина?
А.Заправка
Б.Загадка
В.Затравка
Г.Задира
8.Волк, живущий на Блудовом болоте, получил кличку
А.Серый помещик
Б.Белый Снежок
В.Пушистый Дружок
Г.Злой охранник
9.Пришвин называет ёлочки на болоте
А.старушки
Б.подружки
В.хитрушки
Г.хохотушки
10.Болотная трава, которая указывает направление человеческой тропы, называется
А.белюк
Б.беляк
В.белорус
Г.белоус
11.После происшествия на болоте о Митраше сказали:
А. «Не мужичок, а дурачок»
Б. «Не мужичок, а мужик»
В. «Не мужичок, а герой»
Г. «Не мужичок, а молодец»
12.В описании портрета Насти Пришвин использует сравнение «Веснушки по всему лицу были крупные, как…»
А.серебряные денежки
Б.золотые монетки
В.круглые лепёшки
Г.медные пятаки
13.Настя выгоняла своё любимое стадо
А.с палкой в руке
Б.с дубиной в руке
В.с бичом в руке
Г.с хворостиной в руке
14.Овцы в хозяйстве Насти и Митраши были
А.бездомные
Б.безыдейные
В. безыменные
Г.беспринципные
15.Когда ягода клюква становится сладкой?
А. Когда она перележит зиму под снегом
Б.Когда она схватится морозцем
В.Когда она станет красной
Г.Когда она покроется плесенью
16.Что называется палестинкой?
А.заблудившаяся в лесу девочка
Б.лесная речка
В.лесная ягода
Г.приятное. заветное местечко в лесу
17.Как относились друг к другу сосна и ель, выросшие в одной ямке на Блудовом болоте?
А.прокололи друг друга
Б.обняли друг друга
В.обгоняли друг друга
Г.обвиняли друг друга
18.Во что одевается Митраша, отправляясь на Блудово болото?