МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 С.НАГУТСКОЕ МИНЕРАЛОВОДСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 С.НАГУТСКОЕ МИНЕРАЛОВОДСКОГО РАЙОНА
Конспект урока литературы в 11 классе по теме
«Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого» с использованием компьютерных технологий
Цели: 1)познакомить с военным опытом писателя, началом его творческой деятельности,
участием его в обороне Севастополя, показать изображение суровой правды
войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах»;
повторить понятие о реализме как художественном методе;
2)развивать навык самостоятельной работы с текстом; умение анализировать
прочитанное, интерпретировать текст, составлять собственное мнение о
прочитанном, аргументировано отстаивать свою точку зрения, опираясь на текст
художественного произведения;
3)воспитывать чувство патриотизма, любви к своей родине; пробуждать чувство
гордости за солдат, героически оборонявших Севастополь
Просмотр содержимого документа
«МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 С.НАГУТСКОЕ МИНЕРАЛОВОДСКОГО РАЙОНА»
Работу выполнила учитель МКОУ СОШ № 6 с. Нагутское
Ставропольского края
Лилякова Светлана Анатольевна.
«Севастополь в декабре месяце»
«Севастополь в мае»
«Севастополь в августе 1855 года»
Что вы знаете о Крымской войне 1853-1856 годов?
«Севастополь в декабре месяце»
Историческая справка
Декабрь 1854 года. Это был момент некоторого ослабления и замедления военных действий, промежуток между кровавой битвой под Инкерманом (24 октября/5 ноября 1854 года) и битвой под Евпаторией (5/17 февраля 1855 года). Но это затишье не коснулось города. Севастополь и его гарнизон и в декабре не знали передышки и забыли, что значит слово «покой».
Бомбардировка города французской и английской артиллерией не прекращалась.
Руководитель инженерной обороны Севастополя полковник Тотлебен очень торопился с земляными работами, с возведением новых и новых укреплений.
Солдаты, матросы, рабочие трудились под снегом, под холодным дождём без зимней одежды, полуголодные, и трудились так, что неприятельский главнокомандующий, французский генерал Канробер, спустя сорок лет не мог без восторга вспомнить об этих севастопольских рабочих, об их самоотверженности и бесстрашии, о несокрушимо стойких солдатах, об этих, наконец, шестнадцати тысячах моряков, которые почти все полегли вместе со всеми тремя адмиралами – Корниловым, Нахимовым и Истоминым, но не уступили порученных им в обороне Севастополя рубежей.
Прянишников И.М. «Нахимов у орудия с артиллеристами».
Адмирал Корнилов В.А.
Жены рабочих, солдат, матросов каждый день носили мужьям обед в их бастионы, и нередко одна бомба кончала со всей семьёй, хлебавшей щи из принесённого горшка. Безропотно переносили страшные увечья и смерть эти достойные своих мужей подруги. В разгар штурма 6/18 июня жены солдат и матросов разносили воду и квас по бастионам - и сколько их легло на месте!
В осажденном Севастополе зимой, весной и летом 1855 года в самых отдалённых один от другого пунктах оборонительной линии неоднократно замечали невысокого сухощавого офицера, некрасивого лицом с глубоко впавшими, пронзительными, жадно вглядывавшимися во всё глазами.
Он появлялся в тех местах, где вовсе не обязан был по службе находиться, и преимущественно в самых опасных траншеях и бастионах.
В молодом, начинающем свою великую жизнь Льве Толстом жили тогда два человека: защитник осаждённого врагами русского города и гениальный художник, всматривавшийся во всё, что вокруг него происходило.
Но было в нём тогда одно чувство, которое руководило его военными, служебными действиями и направляло и вдох-новляло его писа-тельский дар: чувство любви к родине, чувство горячего патриотиз-ма в лучшем значе-нии этого слова.
Боевые награды Л.Н. Толстого: знак ордена св. Анны 4-й степени, медаль на георгиевской ленте «За защиту Севастополя» и медаль «В память войны 1853-1856 гг.»
«Севастопольские рассказы» - свидетельство очевидца и участника тех событий.
А как это проявилось в композиции произведения, в самой манере повествования?
Как изображает Толстой защитников Севастополя? Какими мы их увидели?
Как описывает Толстой четвёртый бастион и его защитников?
Почему Толстой считает, что нельзя взять Севастополь?
«Севастополь в мае»Общий вид Севастополя. 1885-1886 гг.
Бомбардировка Севастополя 1855 г.
О чём мечтает штабс-капитан Михайлов? Во всём ли осуждает автор своего героя?
Каким мы увидели князя Гальцина? Где проявляется его «храбрость»? Почему ему «ужасно стыдно стало» за себя?
Ради чего рискуют солдаты и матросы и ради чего адъютант Калугин?
О чём вспомнил Праскухин в минуту смерти?Как характеризуют его внутренний мир эти мысли?
Один день тишины на батарее под Севастополем.
Почему Толстой выделил отдельной главой описание вечера после боя?Каково отношение автора к войне?
«Севастополь в августе1855 года"
Каков боевой дух солдат, офицеров в этот период войны?
Как изменился Севастополь?
Братья Козельцевы подъезжают к Севастополю.
На чьей стороне симпатии автора?
В чём он видит патриотизм истинный и патриотизм ложный?
Батарея третьего бастиона после оставления Севастополя. 1855 г.
27 августа 1855 года.
«Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».
Что вы почувствовали, прочитав последние строки «Севастопольских рассказов»?