kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема: "Поэзия конца 19 – начала 20 века. Основные модернистские течения Серебряного века"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 11 классе»

Конспект урока литературы в 11 классе.



Тема: Поэзия конца 19 – начала 20 века. Основные модернистские течения Серебряного века.



Задачи урока:

  1. Дать общую характеристику периода.

  2. Познакомить с модернистскими течениями поэзии Серебряного века и   их представителями.



Цель урока:  знакомство с понятием «серебряный век», с временными границами этого понятия; с основными течениями в поэзии Серебряного века.



Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия вызова


5-7мин.



«Ассоциации»

Предложите свои ассоциации к понятию Серебряный век.



Конец 19– начало 20 века – это бурный период в истории России, когда радикально обновлялись – все стороны жизни общества: экономика, политика, наука, техника, культура, искусство; это эпоха сложных противоречий, напряжений духовных исканий, революционных преобразований. «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?» - блоковский вопрос – ответ подталкивает к размышлениям о тех противоречиях, что являются ключом к пониманию Русского Ренессанса.

На рубеже веков наступает новый этап в развитии русской религиозной философии. Бог выступает в ней духовным началом. Человек не может жить только материальными запросами. Если же человек отказывается от Бога, он перестает быть человеком.

Высшее назначение человека, согласно этой философии, - творчество, которое становится сотворчеством с Богом, ибо Бог – творец, а человек создан по образцу и подобию Бога. Так рождается модернизм – искусство, которое порывает с традициями реализма.

Новое искусство создает новые художественные миры: символизм, устремленный в запредельное, акмеизм, ищущий опору в прошлом, футуризм, смотрящий в будущее.

Уточним, что понятие «серебряный век» следует относить только к поэзии конца 19-начала 20 в. Это образное определение не всей эпохе, а части предреволюционного литературного процесса – преимущественно поэзии, возникшей в среде русской эмиграции. Считается, что термин «Серебряный век» ввел поэт-эмигрант Н.Оцуп, написавший статью «Серебряный век русской поэзии». Его поддержал С.Маковский , озаглавивший свою книгу «На Парнасе Серебряного века».

Предлагают ассоциации (поэзия, Золотой век, Пушкин, Маяковский, Есенин, 20 век и т.д.). Записываются на доске.

Стадия осмысления


25-27мин.






Теперь обратимся к основным течениям Серебряного века. Заполните таблицу «Характеристика модернистских течений Серебряного века» на основе статьи учебника.

Работа в группах. Каждая группа заполняет одну колонку таблицы.

Работа со статьей. (с.20-26) (Русская литература ХХ века. 11кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.1/ под ред. В.П.Журавлева)


аспекты

символизм

акмеизм

футуризм

Возникновение


1892г.-лекция Д.Мережковского

«О причинах

упадка и новых течениях современной

русской

литературы».

Начало 1910-х.гг. Статья Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизма»

1910г.


Представители

«Старшие символисты»: В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус; «Младосимволисты»:

А.Блок, А.Белый, В.Иванов

С.Городецкий,

Н.Гумилев,

А.Ахматова,

О.Мандельштам

1. Кубофутуристы: В.Маяковский,

Н.Бурлюк,

Д.Бурлюк,

В.Хлебников,

В.Каменский

2. Эгофутуристы:

И.Северянин,

И.Игнатьев,

К.Олимпов

3. «Центрифуга»:

Б.Пастернак,

Н.Асеев, И.Аксенов


Основные

положения

программы

Московская школа- Брюсов: принцип эстетики – «искусство для искусства».

Петербургская школа- Д.Мережковский и З.Гиппиус:

-приоритет религиозно-философских поисков,

-мистическое содержание

-расширение худож. впечатлительности

-символ – средство

постижения надреального мира, словесный знак, образ, содержащий в себе множество значений, часто туманный, но выражающий настроение поэта, его лирическую стихию.


Преодоление умозрительности и утопизма символистов:

-принцип «прекрасной ясности»

-логичность худ. замысла

-стройность композиции

-реабилитация

эстетики разума и гармонии

Стремление к утилитарной «полезности искусства»:

- освобождение слова от внелитературных задач

Формальные эксперименты

(обновление

лит. языка)

-мечта о рождении сверхискусства,

способного преобразить мир

-опора на научные и технические достижения
















Когда завершился Серебряный век?

Вс. Келдыш в статье «На рубеже художественных веков» в журнале «Вопросы литературы» так определил временные границы: «Серебряный век – это русская литература зарубежной эпохи 90-е годы 19 в. – 10-е годы 20 в.».

Д. Лихачев: «Серебряный век длился с конца 19 века до конца 22-го года». 

Вадим Крейд: «Серебряный век, возникший в конце 19 века эмигрировал после революции, продолжал излучать затухающее сияние до начала второй мировой войны». 


Выступление одного учащегося из группы с сообщением.

Остальные группы дополняют свои таблицы.


Ответы учащихся.


Стадия рефлексии

8 мин.




Составьте синквейн по теме «Серебряный век»

Составление синквейна, обмен мнениями по теме урока.

3 мин.

Домашнее задание. Прочитать стихотворения поэтов разных течений Серебряного века, найти в них характерные признаки.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературы в 11 классе

Автор: Жадяева Александра Александровна

Дата: 15.03.2017

Номер свидетельства: 400592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока литературы "Разножанровое прочтение стихотворений М. Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-litieratury-raznozhanrovoie-prochtieniie-stikhotvorienii-m-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "191804"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427370875"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект   урока литературы в 11 классе на тему "Анализ рассказа А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича" "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-na-tiemu-analiz-rasskaza-a-i-solzhienitsyna-odin-dien-ivana-dienisovicha"
    ["file_id"] => string(6) "218178"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433691472"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока литературы в 5 классе "Братья наши меньшие" в стихотворениях поэтов XX века "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-brat-ia-nashi-mien-shiie-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xx-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "175314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424260796"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока литературы для учащихся 10 класса  «Лермонтов и Байрон: мотив одиночества в лирике»."
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-litieratury-dlia-uchashchikhsia-10-klassa-liermontov-i-bairon-motiv-odinochiestva-v-lirikie"
    ["file_id"] => string(6) "280014"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453308656"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока литературы В.Гюго "Козетта" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-litieratury-v-giugho-kozietta"
    ["file_id"] => string(6) "193038"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427556186"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства