5-7мин. | «Ассоциации» Предложите свои ассоциации к понятию Серебряный век. Конец 19– начало 20 века – это бурный период в истории России, когда радикально обновлялись – все стороны жизни общества: экономика, политика, наука, техника, культура, искусство; это эпоха сложных противоречий, напряжений духовных исканий, революционных преобразований. «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?» - блоковский вопрос – ответ подталкивает к размышлениям о тех противоречиях, что являются ключом к пониманию Русского Ренессанса. На рубеже веков наступает новый этап в развитии русской религиозной философии. Бог выступает в ней духовным началом. Человек не может жить только материальными запросами. Если же человек отказывается от Бога, он перестает быть человеком. Высшее назначение человека, согласно этой философии, - творчество, которое становится сотворчеством с Богом, ибо Бог – творец, а человек создан по образцу и подобию Бога. Так рождается модернизм – искусство, которое порывает с традициями реализма. Новое искусство создает новые художественные миры: символизм, устремленный в запредельное, акмеизм, ищущий опору в прошлом, футуризм, смотрящий в будущее. Уточним, что понятие «серебряный век» следует относить только к поэзии конца 19-начала 20 в. Это образное определение не всей эпохе, а части предреволюционного литературного процесса – преимущественно поэзии, возникшей в среде русской эмиграции. Считается, что термин «Серебряный век» ввел поэт-эмигрант Н.Оцуп, написавший статью «Серебряный век русской поэзии». Его поддержал С.Маковский , озаглавивший свою книгу «На Парнасе Серебряного века». | Предлагают ассоциации (поэзия, Золотой век, Пушкин, Маяковский, Есенин, 20 век и т.д.). Записываются на доске. |
аспекты | символизм | акмеизм | футуризм | Возникновение | 1892г.-лекция Д.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». | Начало 1910-х.гг. Статья Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизма» | 1910г. | Представители | «Старшие символисты»: В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус; «Младосимволисты»: А.Блок, А.Белый, В.Иванов | С.Городецкий, Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам | 1. Кубофутуристы: В.Маяковский, Н.Бурлюк, Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский 2. Эгофутуристы: И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов 3. «Центрифуга»: Б.Пастернак, Н.Асеев, И.Аксенов | Основные положения программы | Московская школа- Брюсов: принцип эстетики – «искусство для искусства». Петербургская школа- Д.Мережковский и З.Гиппиус: -приоритет религиозно-философских поисков, -мистическое содержание -расширение худож. впечатлительности -символ – средство постижения надреального мира, словесный знак, образ, содержащий в себе множество значений, часто туманный, но выражающий настроение поэта, его лирическую стихию. | Преодоление умозрительности и утопизма символистов: -принцип «прекрасной ясности» -логичность худ. замысла -стройность композиции -реабилитация эстетики разума и гармонии | Стремление к утилитарной «полезности искусства»: - освобождение слова от внелитературных задач Формальные эксперименты (обновление лит. языка) -мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир -опора на научные и технические достижения | | | | | |
| Когда завершился Серебряный век?
Вс. Келдыш в статье «На рубеже художественных веков» в журнале «Вопросы литературы» так определил временные границы: «Серебряный век – это русская литература зарубежной эпохи 90-е годы 19 в. – 10-е годы 20 в.».
Д. Лихачев: «Серебряный век длился с конца 19 века до конца 22-го года».
Вадим Крейд: «Серебряный век, возникший в конце 19 века эмигрировал после революции, продолжал излучать затухающее сияние до начала второй мировой войны».
| Выступление одного учащегося из группы с сообщением. Остальные группы дополняют свои таблицы. Ответы учащихся. |