Чтение и развитие речи 5 класс
Тема: Обобщающий урок по теме «Лето».
Цель: обобщить полученные знания по теме «Лето».
Задачи: прививать интерес к чтению художественной литературы, отрабатывать навыки выразительного, осознанного чтения и рассказывания;
корригировать и развивать речь, память обучающихся, творческое воображение на основе развивающих заданий;
воспитывать положительные мотивации к предмету.
Оборудование: учебник, слайдовая презентация, карточки с пословицами, таблицы со скороговоркой и чистоговоркой, портреты писателей.
Ход урока.
Организационный момент.
Подготовка обучающихся к уроку. Психологический настрой.
Сообщение темы урока. /Слайд/.
- Выберите буквы, которые не повторяются, и вы узнаете тему урока.
БббАаааЛнннНЕппппррРрртВвввШшшшЫЫЫОуууу
Постановка учебной цели и задач.
- Поднимите руку те, кто любит лето?
- Лето - самое красивое, яркое время года. Она дарит нам любимые праздники, весёлые игры, купание в реке, ягоды, грибы и многое другое. Сегодня на уроке мы повторим произведения, изученные нами по теме «Лето».
Речевая разминка.
Чистоговорка
Га-га-га,га-га-га Хочешь, Галя пирога?
Гу-гу-гу,гу-гу-гу есть их больше не могу.
Ги-ги-ги,ги-ги-ги не нужны мне пироги.
Гу-гу-гу,гу-гу-гу и я тоже не могу.
Га-га-га,га-га-га где же оба пирога?
Скороговорка: носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату».
Физминутка.
Упражнения на закрепление изученного материала.
Учитель читает стихотворение.
Если дует ветер
Теплый, хоть и с севера,
Если луг — в ромашках
И комочках клевера,
Бабочки и пчелы
Над цветами кружатся,
И осколком неба
Голубеет лужица,
И ребячья кожица
Словно шоколадка...
Если от клубники
Заалела грядка —
Верная примета:
Наступило лето. /Лидия Корчагина/
Вспомните, какие произведения прочитали на уроке о лете?
- Какие стихотворения и рассказы вам больше понравились и почему?
Работа со слайдами. /4-й слайд/
Рассмотрите иллюстрацию на экране и скажите, к какому произведению она соответствует.
- В каком рассказе мы прочитали о первой летней ягоде и о первых грибах? /Г. Скребицкий «Июнь»/.
- Найдите отрывок в рассказе и выразительно прочитайте вслух.
- А какое произведение вы вспомните, если внимательно рассмотрите эту иллюстрацию? /5-й слайд/ /И. Суриков «Ярко светит солнце»/.
- Найдите и прочитайте строчки из стихотворения, которые помогают вам представить эту картину.
- Рассмотрим следующие иллюстрации. /6,7 –й слайд/
- как называется рассказ А. Платонова? /«Июльская гроза»/
- используя иллюстрацию, перескажите содержание отрывков рассказа.
- В каком стихотворении описывается русская красавица-берёзка? /8-й слайд/ /А. Прокофьев «Берёзка»/
-чтение стихотворения наизусть.
Отгадайте загадки. /9,10,11 –й слайд/
В шубе летом, а зимой раздетый.
Красное коромысло через реку повисло.
На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.
Посадили зёрнышко - вырастили солнышко.
Работа по учебнику.
Работа с пословицами. /работа в парах/
- собрать пословицы о лете;
- объяснить их смыл.
Работа с иллюстрацией. /задание 9/
Расскажите, как вы провели летние каникулы.
Итог урока /12-й слайд/
Домашнее задание: рисунки о лете.