Повторительно-обобщающий урок по теме: «Звездное небо»
7 класс курс физики с элементами астрономии
Цели урока: - повторить и обобщить изученный по теме материал
- закрепить практические навыки работы со звездной картой,
моделью небесной сферы, телескопом
- развитие интереса к изучению физики и астрономии
- развитие логического мышления
- привитие навыков работы в группе
Оборудование: - звездная карта
- модель небесной сферы
- телескоп
- подвижные звездные карты
План урока:
1.Оргмомент – настрой учащихся на урок(показ сторон горизонта)
-объявление темы и задач урока
2.Актуализация знаний – фронтальная работа со звездной картой, моделью небесной сферы и телескопом
3.Самостоятельная работа с подвижной звездной картой – определить какие созвездия видны 25 марта в 21.00 на небе (в зените, на севере, на востоке, на юге, на западе)?
4.Практическая работа по группам – навести телескоп на заданный объект
- установить модель небесной сферы на широту 90
- определить координаты Солнца 25 марта
- определить диаметр Солнца
5.Проверка результатов работы
6.Задание на дом:
1)описать, что произошло бы, если бы Земля стала вращаться в 2 раза быстрее?
2)составить 3 вопроса – задачи астрономического содержания
3)провести наблюдения за звездным небом 25 марта(определить фазу Луны)
7.Подведение итогов урока
- чему научились за урок?
- что вызвало затруднения?
- что понравилось на уроке, а что нет?
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Электромагнитное поле»
в 9 классе
Цели урока: - повторить и обобщить изученный по теме материал
- закрепить практические навыки работы по теме
- развитие интереса к изучению физики и астрономии
- развитие логического мышления и навыков работы с
учебником
Оборудование: - гвоздь и пробирка
- счетчик электроэнергии
- микроамперметр
- электродвигатель
- электронная презентация
План урока:
1.Оргмомент
- Настрой учащихся на урок (вопрос: «Что в данный момент имеется в гвозде, а в линейке – нет?») - в результате собеседования выясняется, что гвоздь – это проводник и поэтому в нем возможны токи, которые и наводятся электромагнитными волнами.
-обсуждение темы и цели урока
2.Актуализация знаний – самостоятельная работа с учебником
- В тексте учебника учащимся предлагается найти устройства, работающие на основе изученных в данной теме явлений и закономерностей и которые мы используем в быту.
- Проверка выполненной работы – собеседование, в результате которого выясняется, что это все устройства, имеющие электродвигатели(стиральная машина, миксер и т.п.), телевизор, радиоприемник и т.д.
- В конце собеседования учитель предлагает определить: что это за устройство и на каком принципе оно работает( микроамперметр – закон Ампера, электродвигатель – закон Ампера, счетчик электроэнергии – закон Ампера)
3.Решение задач:
а) Определить расстояние до звезды, от которой свет идет до нас 10 лет.
Как и в каких единицах можно измерять очень большие расстояния?
б) Что из электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, доходит до нас и в какой степени?
в) Какой компас лучше: с металлическим корпусом или с пластмассовым? Почему?
г) Для исследования стальных балок и рельсов на них надевают изолированную катушку, замкнутую на гальванометр, и перемещают ее вдоль балки. При любой неоднородности возникает ток. Объяснить явление.
Решение задач проходит в виде самостоятельной работы в парах и обсуждается фронтально с классом ход решения и ответ.
По задаче а) обсуждается вопрос о том, как 10 лет перевести в секунды, и что большие расстояния измеряют астрономы в таких единицах как световой год и парсек.
По задаче б) обсуждается вопрос о том, что из известных нам электромагнитных волн излучает Солнце (оказывается – все виды электромагнитных волн) и выясняется: что в наибольшей степени до нас доходит свет, тепло, радиоволны и ультрафиолетовые лучи.
По задаче в) обсуждается вопрос о том, что металл это проводник и в нем возможны токи, которые и возникают при колебаниях стрелки за счет электромагнитной индукции (стрелка быстрее успокаивается в металлическом корпусе, поэтому он лучше).
Задача г) обсуждается фронтально со всем классом и выясняется, что неоднородности в балке вызывают за счет электромагнитной индукции электрический ток.
4.Задание на дом:
Для всех – повторить главу 3 и решить задачи № 38-40
Индивидуальные - 1)составить кроссворд из 10 вопросов астрофизического содержания: - по понятиям; по величинам; по устройствам и приборам 2)составить 3 задачи (одна из них астрофизического содержания)
3)подготовить сообщения: - магнитные поля планет Солнечной системы
- магнитные поля Солнца и звезд
Вместе с классом решается: кто и какие задания будет выполнять.
7.Подведение итогов урока
- чему научились за урок?
- что вызвало затруднения?
- что понравилось на уроке, а что нет?
Урок по теме: «Проявления закона всемирного тяготения на Земле и в Солнечной системе»
9 класс
Цели урока: - повторить и обобщить изученный по теме материал
- дать представление о работе закона всемирного тяготения
на Земле и в Солнечной системе
- развитие интереса к изучению физики и астрономии
- развитие логического мышления и навыков работы с
учебником
Оборудование: - электронная презентация
- таблицы «ИСЗ и АМС», «Строение Солнечной системы»
- модель Солнечной системы
- глобусы Земли и Луны
План урока:
1.Оргмомент – настрой учащихся на урок
«Почему в центре нашей планетной системы - Солнце, а не Земля?» - в результате собеседования выясняется, что причина в массе Солнца (масса Солнца в 333 000 раз больше земной).
-объявление темы и задач урока
2.Актуализация знаний – астрофизический диктант:
- Записать в виде формулы закон всемирного тяготения
- Чем больше масса взаимодействующих сил, тем сила взаимного тяготения …….
- Чем больше расстояние между взаимодействующими телами, тем сила взаимного тяготения …….
- Сравнить постоянную всемирного тяготения на Земле и на Марсе
- Записать формулу силы тяжести
- Одинаковы ли силы притяжения Солнца к Юпитеру и Юпитера к Солнцу?
- Падает ли Луна на Землю?
Вспомним строение Солнечной системы и нарисуем ее (самостоятельная работа).
Проверка выполненной работы – собеседование, в результате которого выясняется, как устроена Солнечная система. В конце собеседования учитель предлагает вспомнить и сформулировать закон всемирного тяготения.
3.Объяснение нового:
а) Какова траектория движения Земли вокруг Солнца? Почему?
( в результате собеседования выясняется, что Земля испытывает возмущения и движется не строго по эллипсу – причина - влияние других планет Солнечной системы).
б)Каковы проявления закона всемирного тяготения на Земле?
(в результате собеседования выясняется, что это приливы и замедление вращения Земли вокруг своей оси – это действие Луны)
в)Почему Луна всегда повернута к Земле одной стороной?
(приливы и замедление вращения Луны вокруг своей оси – это действие Земли)
г)Сообщение об открытии Нептуна и пояса Койпера.( подготовлено учащимися)
д)Какова должна быть скорость АМС для полетов к Марсу?(выясняется что это вторая космическая скорость – примерно 11 км/с)
е) Какова должна быть скорость АМС для полетов к звездам?(выясняется что это третья космическая скорость – примерно 17 км/с)
Решение задач проходит в виде самостоятельной работы в парах и обсуждается фронтально с классом ход решения и ответ.
4.Задание на дом: для всех – повторить главу – 3 - 1)составить кроссворд из 10 вопросов астрофизического содержания: - по понятиям; по величинам; 2)составить 3 задачи (одна из них астрофизического содержания)
3)подготовить сообщения: - гравитационные поля планет Солнечной системы; ИСЗ на службе человечества
Вместе с классом решается: кто и какие задания будет выполнять.
7.Подведение итогов урока –
чему научились за урок?
- что вызвало затруднения?
- что понравилось на уроке, а что нет?