kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по литературному чтению по теме "Басня "Ворона и лисица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект соответствует требованиям ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по литературному чтению по теме "Басня "Ворона и лисица"»

Открытый урок по литературному чтению по теме

«Басня Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица»

Цель урока: Познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Ворона и лисица».

Задачи:

Предметные: повторить признаки и особенности басни как жанра литературы; познакомить с басней И. А. Крылова «Ворона и лисица»; сравнить басни «Ворона и лисица» Крылова и «Ворон и лисица» Эзопа; учить выразительному, осмысленному чтению басни.

Метапредметные: формировать умение формулировать тему урока; ставить учебную задачу и удерживать её; развивать аналитические способности и производить операции синтеза; выделять дифференцирующие признаки; строить высказывания, понятные собеседнику.

Методы работы на уроке: метод анализа и синтеза; частично-поисковый.

Этап мотивации: высказывание, которое нацеливает учащихся на саморазвитие, его использование предполагает создание положительной мотивации к дальнейшей деятельности.

Этап актуализации: актуализация знаний о басне, как о жанре литературы; подготовка к осмысленному восприятию басни.

При введении в тему использовать высказывание, связанное непосредственно с темой басни, заставляя учащихся засомневаться в его справедливости. Таким образом вовлечь учащихся в процесс постановки темы урока и цели урока как к собственной учебной задаче. Постараться подвести ребят к пониманию общего смысла предстоящей деятельности.

Открывая новое знание, учащиеся получили образец сценического чтения басни. Тему урока связали с темой урока изобразительного искусства, обсудив качества лисы в своих работах и в басне.

Суть проблемы ребята рассматривали на практическом уровне, при выполнении заданий направленных на наблюдение за особенностями басни.

Для достижения цели я попыталась построить работу на основе сотрудничества детей - парная и групповая работа. Ребята провели сравнение двух басен по известным им признакам, помещая данные в таблицу. Сделали вывод.

Для выполнения поставленных задач учащиеся несколько раз в течении урока читали басню, демонстрирую различные виды чтения: первичное, ознакомительное, выборочное, выразительное. Последнее оценивалось ими по выбранным критериям.

В процессе деятельности учащиеся возвращались к проблемному вопросу «Всегда ли хитрец оказывается в проигрыше?», «Нужна ли хитрость?».

На этапе рефлексии учащиеся вернулись к ключевому вопросу урока с опорой на их жизненный опыт. Считаю, что это был важный воспитательный момент урока, позволяющий включить выводы из произведения в систему личных жизненных ценностей.

Презентацию и мультфильм я использовала для усиления наглядности и организацию учебной деятельности.

Я уделяла внимание здоровьесберегающему аспекту урока, провела двигательную физминутку, физминутку для глаз, позволяющую настроить детей на активную деятельность и снять усталость.

Считаю, что в результате урока учащиеся смогли расширить рамки предметных знаний в литературной области и повысить уровень метапредметных умений, и в дальнейшем смогут использовать опыт решения конкретной проблемной ситуации в своей жизни.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, ведь к нам пришли гости. А гостям всегда предлагают всё самое лучшее, поэтому мы должны проявить себя на уроке с самой лучшей стороны, показав нашим гостям все свои знания и умения. Начнём работать! Пожалуйста, займите свои места, посмотрите, чтоб всё на вашей парте было готово к уроку. Итак, мы начинаем!

На слайде записана фраза «Хитрость - признак недалёкого ума» (Франсуа де Ларошфуко). (Слайд №1.) Учащимся предлагается хором прочитать эту запись, потом ещё раз её читает один ученик. Учитель просит учеников попытаться объяснить, как они понимают эти слова. Ребятушки, а теперь поднимите-ка руки те, кто с этим высказыванием согласен. Опустите руки. А есть те, кто может, хочет возразить, кто считает иначе. Тогда у меня к вам такой вопрос: «А всегда ли хитрец оказывается в проигрыше?». Скажите, пожалуйста, вот вчера мы с вами читали басню Эзопа «Ворон и лисица», у нас там кто хитрил? (Лисица.) Скажите, а она оказалась в проигрыше, или у лисицы там всё было хорошо? (Всё было хорошо.) Получила ли лиса то, что хотела? (Да.) Давайте сегодня на литературном материале мы и ответим на этот вопрос: «Всегда ли хитрец оказывается в проигрыше?».

Но прежде, чем мы начнём искать ответ на главный вопрос нашего урока, я хочу проверить, хорошо ли вы усвоили такие понятия, как «басня» и «мораль». Мы говорили с вами об этом на прошлых уроках. Итак, кто же сможет ответить мне, что же такое «басня»? (Басня стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение так называемая мораль.) (Слайд №2) На слайде записаны определения этих слов, после ответов учащихся сверяемся с доской. Ну, что ж, смотрю, вы неплохо усвоили эти понятия. В будущем нам неоднократно придётся сталкиваться с ними.

На дом вам было задано подготовить выразительное прочтение наизусть басни Эзопа «Ворон и лисица». Есть кто-то, кто готов рассказать эту басню нам прямо сейчас? (Слушаем рассказ басни одним из учеников. Ставим ему оценку за выступление.) Физминутка с видеороликом.

А сейчас перейдём непосредственно к работе с новой басней. Откройте страницу … в вашем учебнике по литературному чтению. Скажите мне, пожалуйста, с какой же басней мы познакомимся сегодня на уроке? («Ворона и лисица».) А кто её автор? (И. А. Крылов.) (Слайд №3.) С биографией этого писателя мы знакомились на предыдущих уроках, поэтому предлагаю сразу же перейти к чтению басни. Но сначала давайте определим, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Прочитать басню, понять мораль, продолжать учиться читать выразительно.) (Слайд №4.) Я даю вам две минутки для того, чтобы вы прочли эту басню про себя. После чтения басни «про себя» детям предлагается послушать актёрское исполнение этой басни. Что ж, а теперь, после того, как вы прочитали басню И. А. Крылова, скажите-ка мне, какой мы видим лису в этой басне? На уроке изобразительного искусства мы с вами рисовали лису, посмотрите, пожалуйста, на свои рисунки. Я также просила вас написать, какая она, ваша нарисованная лисица. (Зачитываю некоторые ответы детей.) Скажите, пожалуйста, похожи ли ваши характеристики лисы на лисицу из басни И. А. Крылова? Какой мы можем сделать вывод из этого? (Лиса является олицетворением хитрости. Главная черта лисы - хитрость.)

А что же такое «хитрость»? (Хитрость — это сознательное умение достигать изощренным путем личной выгоды. Изощренный путь — уловка, лазейка, ложь.) (Слайд №5.) А какие ещё новые, возможно неизвестные для вас слова встречаются в этой басне? (Лесть, гнусна, не впрок, взгромоздясь, пленил, плутовка, вещуньина, в зобу дыханье спёрло, была плутовка такова.) Словарная работа в парах: соединить стрелочками слова или словосочетания с их понятиями, определениями.

Лесть Угодливое восхваление, восхищение кем-то, вызванное корыстным интересом, собственной выгодой

Гнусный Внушающий отвращение, омерзение, низкий, подлый

Не впрок Бесполезно, напрасно, зря.

Взгромоздясь Усевшись, взобравшись

Пленил Покорил, очаровал

Плутовка Обманщица

Вещунья Предсказательница

В зобу дыханье спёрло Перехватило дух

Была плутовка такова Исчезла, убежала, пропала

Проверка выполненной работы всем классом. (Слайд №6.) После этого детям снова предлагается вернуться к тексту басни, прочитать её ещё раз и карандашиком подчеркнуть мораль. Один из учащихся зачитывает мораль вслух всему классу. Кто согласен, что именно эти слова являются моралью басни, поднимите руки. (Слайд №7.) Зачем автор поставил черту после морали? (Чтобы отделить основную часть басни от морали.) А теперь скажите-ка мне, пожалуйста, что же высмеивает эта басня? (Высмеивает глупых людей, то, как легко человек, если он глуп, ведётся на хитрость.)

Ребят, а кто сможет прочесть нам эту басню вслух? Выразительно, правильно, красиво… Я бы хотела послушать чтение … и … …читает первую часть - до слов лисицы, а … - вторую, от слов лисицы. Оценивать чтение девочек мы будем по каким критериям? (Правильность и выразительность.) Имена девочек и критерии оценивания чтения записать на доске. Переходим к оцениванию. Сначала правильность и выразительность оценим у …, а затем у … По каждому критерию можно получить один плюс.

Ребят, а сейчас мне бы очень хотелось, чтобы вы попробовали сравнить басню Крылова, с которой мы познакомились сегодня, и басню Эзопа, с которой мы познакомились вчера. Табличка, с которой вы будете работать, состоит из семи строк. Шесть из них - это те самые критерии, по которым вы будете сравнивать басни Крылова и Эзопа. Работать будем группами по четыре человека. Заполненные таблички вывешиваем на доску. Проверяем работу всем классом. (Слайд №8.)



Критерии сравнения

У Эзопа

У Крылова

Форма повествования

Проза

Поэзия

Персонаж, который подвергся хитрости

Ворон

Ворона

Что пыталась заполучить лисица

Кусок мяса

Кусочек сыра

Характеристика лисицы

Хитрая и умная

Хитрая

Где в басне расположена мораль

В конце

В начале

Что осуждается в басне

Глупость

Лесть



В конце урока мне бы хотелось вернуть вас к нашему ключевому вопросу: «Всегда ли хитрец оказывается в проигрыше?» (Нет, на примере басни «Ворона и лисица» мы видим, что хитрец - то есть лиса, оказался в выигрыше, а не в проигрыше. С помощью хитрости лиса получила то, что она хотела - сыр.) Получается, хитрить - это хорошо? (Нет.) Почему же? (Хитрый человек думает только о себе, а так поступать плохо.) То есть, надо всегда исходить не только из своих интересов, но прислушиваться к интересам другого человека. Кому лиса в данном случае сделала плохо? (Вороне.)

Опрос на доске: «Ребята, будете ли вы в жизни применять хитрость, если она причинит вред другому человеку?» (записать на листочке, лежащем на парте «да» или «нет»). Проверить, кто что ответил и озвучить результат прямо на уроке. Я очень надеюсь, что хитрость в своей жизни вы будете использовать, применять исключительно во благо, так, чтобы она не причиняла вред другим людям. Я со своей стороны приложу все силы, чтобы вы научились это делать. И я желаю вам никогда не оказаться на месте бедной вороны.

Домашнее задание: выучить эту басню.

На этом урок закончен. Всем спасибо за работу.

(Если на уроке остаётся время, учащимся предлагается посмотреть мультфильм, снятый по басне Крылова.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока по литературному чтению по теме "Басня "Ворона и лисица"

Автор: Брюханова Надежда Сергеевна

Дата: 13.11.2016

Номер свидетельства: 358479

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Конспект урока литературного чтения по программе Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого 3 класс УМК «Школа России»    на тему:  И. Крылов «Ворона и лисица». "
    ["seo_title"] => string(149) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-proghrammie-l-f-klimanovoi-v-g-gorietskogho-3-klass-umk-shkola-rossii-na-tiemu-i-krylov-vorona-i-lisitsa"
    ["file_id"] => string(6) "170266"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423513434"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по литературному чтению "Великие русские писатели"  (обобщающий урок) "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-vielikiie-russkiie-pisatieli-obobshchaiushchii-urok"
    ["file_id"] => string(6) "158786"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421784884"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Урок по внеклассному чтению в 8 классе, для обучающихся с интеллектуальными нарушениями."
    ["seo_title"] => string(92) "urokpovnieklassnomuchtieniiuv8klassiedliaobuchaiushchikhsiasintielliektualnyminarushieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "258026"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448437856"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока на тему "Истоки басенного творчества. Басни Крылова" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-istoki-basiennogho-tvorchiestva-basni-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "130783"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415987882"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по литературному чтению "Басни Ивана Андреевича  Крылова" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-basni-ivana-andrieievicha-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "151724"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420735336"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства