Урок разработан для обучающихся 5 класса коррекционной школы по теме" Зима в лирике русских поэтов".Урок соответствует требованиям государственной программы( автор Воронкова В.В.).Тип урока комбинированный.На уроке используется мультимидийная установка, музыкальное сопровождение.Учтена коррекционная направленность урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения »
Тема : Зима в лирике русских поэтов.
Цель:
Знакомство с образом зимы в лирике русских поэтов, в работах русских художников и композиторов.
Задачи:
познакомить учащихся с произведениями русских поэтов о зиме, обобщить на материале литературных, художественных, музыкальных произведений знания о зимних явлениях природы;
развивать устную речь , внимание,зрительное и слуховое восприятие,мелкую моторику;
воспитывать интерес к русской поэзии, эстетическое восприятие, заботливое отношение к родной природе.
Оборудование: репродукции картин, музыка Чайковского П.А. « Времена года», карточки, кроссворд, ТСО
Ход урока:
Оргмомент
-Здравствуйте, садитесь!.Подравняли спинки, сели прямо , руки перед собой! Начинаем урок чтения и развития речи. Но сначала, скажите мне почему урок чтения такой важный для ученика?( ответы учащихся)
Повторим правила для урока чтения:
Хорошее Чтение- залог удачного обучения.
Быстро читаешь- по всем предметам успеваешь!
Получил на уроке чтения пять!
Готов другие знания на пять открывать!
Долгожданный дан звонок!
Начинается урок!
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
Зима всегда нам дарит праздник.
Давно ее встречать пора!
Она не даст нам унывать-
Поможет новое узнать!
Ребята , вы заметили , что я поприветствовала вас необычно?. ( в стихотворной форме). Это потому, что наш урок сегодня посвящен стихам, А тему нашего урока вы назовете мне сами. Когда выполните следующее задание.
Нужно разместить снежки по порядку. Первые- голубые по возрастанию. Вторые белые -.по убыванию. У вас получится два слова. На доске выполнят это Данил Филков и Красовский Ваня.
Тема: ЗИМА-ВОЛШЕБНИЦА.
Называть ее хочется
Не по имени просто, а по имени-отчеству.
Ой. Зима ты Морозовна!
Ой. Зима ты Метелевна!
Утром кажется розовым
Снег под белыми елями.
Ветер в ветках березовых
Сыплет хлопья на головы...
Ой, зима ты Метелевна!
Ой,Зима ты Морозовна
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями русских поэтов, вспомним все , что знаем о зиме, послушаем музыку и многое другое. Оценивать сегодня я вас буду тоже по-особенному. В течении урока мы собираем с вами снежки . Синие- 5, белые -4 .
Актуализация знаний.
Над какой темой работали на прошлом уроке?
Какое стихотворение мы изучали?
Какое задание было дано на дом? ( Наизусть учить стихотворение А.С. Пушкина « Вот север тучи нагоняя..»)
Проверка Д.З. ( Гаранский , Скорняков )
Молодцы ,ребята. Вот мы и узнали о приходе зимы. А какие признаки зимы описываются в стихотворении?
Основная часть
Вводная беседа
Ответьте на вопрос какая у нас зима?( холодная,морозная, суровая, белая, снежная, красивая)
- Зима у нас ,действительно разная, То снег,то мороз, то метель. То солнце и оттепель. Она изменчивая . Она такая, как в стихотворении А.С. Пушкина « Зимнее утро».
Работа над стихотворением « Зимнее утро»
Ребята приготовьте карточку №2
Чтение стихотворения учителем.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Как Вы понимаете выражение «тучи мрачные», «великолепными коврами»
В этом отрывке как будто 2 зимы. Прочитает первую часть Алена Лапина. Какая здесь зима , ребята?
А теперь вторую часть читает Титов. Какая тут зима?
Какая из картин подходит к первой части? Какая ко второй ( картины на доске.)А теперь каждый возьмет карточку с номером №3.
У каждого из вас написано слово на карточке. На какой вопрос отвечает это слово? (КАКАЯ?)А какой частью речи являются слова,которые отвечают на этот вопрос? Итак ребята, вам нужно решить к какой картине относятся ваши слова.
Вывод: как нужно читать первую часть стихотворения и вторую?
Физпауза.
Мы увидели зиму и солнечной. И пасмурной, такой , как ее описал А.С. Пушкин. Но Не только поэты описывали Зиму. Многие художники, композиторы посвятили свои произведения этому времени года.. Сейчас я хочу. Чтобы вы внимательно послушали музыку Петра Ильича Чайковского « Времена года», посмотрели картины зимы и послушали стихотворение С.Есенина « Поет зима аукает...»
Презентация на музыку П.И.Чайковского и стихи С.Есенина
Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.
Как Вы понимаете выражение « седые облака», «мохнатый лес», «ковер шелковый»? ( ответы учащихся)
Возьмите карточки №4.
Читаем стихотворение по цепочке.
О ком говорится в стихотворении ? (О птичках. )Хорошо им зимой? Найдите в стихотворении место где автор описывает как себя чувствуют птицы.
Игра-закрепление.
Мы с вами весь урок говорили о зиме. А сейчас я хочу спросить вас чем вам нравится Зима? А зимние забавы?
Предлагаю проверить вашу память с помощью игры-забавы. Я бросаю снежок а тот,кто поймал должен ответить какое слово у него было на карточке. Кто ответить правильно получает часть снеговика.
IV.Итог урока.
1. Оценки за урок
А теперь узнаем кто какую оценку заработал.
Посчитайте снежки у кого больше синих снежков получает 5.
2. Рефлексия
3. Домашнее задание.
Кроссворд с загалдками . Выразительное чтение стихотворения « Поет зима аукает..»С. Есенина.