Каждую новую мысль, новый факт оформляйте с красной строки.
Используйте известные вам формы сокращения слов.
Предложения со сложными синтаксическими конструкциями заменяйте короткими простыми предложениями, причастные и деепричастные обороты – однородными членами.
Если какую-либо мысль не дописали до конца, не перебивайте учителя или докладчика, оставьте в конспекте место, чтобы вернуться к пропущенной записи, когда лекция будет закончена.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Каждую новую мысль, новый факт оформляйте с красной строки.
Используйте известные вам формы сокращения слов.
Предложения со сложными синтаксическими конструкциями заменяйте короткими простыми предложениями, причастные и деепричастные обороты – однородными членами.
Если какую-либо мысль не дописали до конца, не перебивайте учителя или докладчика, оставьте в конспекте место, чтобы вернуться к пропущенной записи, когда лекция будет закончена.
2) Удалось ли ученику передать главное, существенное в прослушанной лекции?
3) Нет ли нарушения логичности, последовательности в передаче содержания лекции?
4) Использованы ли цитаты? Оцените уместность их использования.
5) Оцените культуру речи. Есть ли в конспекте речевые и грамматические ошибки?
3. Работа с учебником. (Стр. 9)
Цель: Научиться выделять в тексте главное, существенное.
Прочитать первые два абзаца текста, записать самое главное из прочитанного.
3. Лекция «Первые семь веков русской литературы».
Учащиеся продолжают начатый конспект, слушая лекцию.
Значение древнерусской литературы не только в том, что она создала опору для будущего расцвета классической русской литературы, которая приобрела всемирную славу и влияние. Усилиями древних книжников было сделано великое дело: их творения стали письменным словесным искусством. Иными словами, русская литература, т.е. письменное словесное искусство, возникла на рубеже X-XI веков.
Русскую литературу с X по XVII век принято называть древней, или средневековой.
Успешному развитию древнерусской литературы способствовал богатый опыт устного народного творчества: сказки, былины, предания, легенды, однако энергичным толчком для ее роста послужило принятие христианства на Руси в 988 году при князе Киевском Владимире.
- Как его называли в Киевском цикле былин? (Владимир Ясно Солнышко)
Тогда появилась потребность распространения Христова учения. при монастырях были собраны богатые библиотеки и имелись помещения, где переписывались рукописи – СКРИПТОРИИ (от латинского слова скриптор – писец)
Древние тексты сначала записывались на пергаменте – специально обработанной коже животных. На Руси пергамент выделывали из кожи телят. Называли этот материал харатьей. Это был очень дорогой материал. Простые люди использовали светлый слой березовой коры – берёсту. Пергамент не разрезался на страницы, а сворачивался в свитки. Получалась длинная широкая лента. В 1648 году царь Алексей Михайлович с боярской думой утвердили «Уложение – свод законов российского государства». Они были переписаны в свиток длиной в 310 метров! С того времени пошло выражение «смотри выше», «смотри ниже». Сейчас это выражение стало метафорой.
Старопечатные книги появились на Руси довольно поздно – в середине XVI века.
Сначала в древних книгах тщательно вырисовывалась каждая буква. Такой стиль письма назывался УСТАВОМ. Это был очень медленный процесс письма. Ему на смену пришел ПОЛУУСТАВ – округлый наклонный почерк, а затем и СКОРОПИСЬ. Когда слова сокращались, вверху рисовался особый знак сокращения – ТИТЛ. Для сокращения текста в целях экономии дорогостоящего материала слова в тексте шли сплошь, без разделения на слова и предложения. Но каждую новую мысль вырисовывали особенно тщательно, первую заглавную букву затейливо выписывали и разукрашивали.
- Догадались, о чем идет речь? Конечно, о КРАСНОЙ СТРОКЕ.
Таким образом, одной из особенностей древнерусской литературы является ее рукописный характер. Кроме того, зачастую автор древнерусских текстов оставался неизвестным. Такие тексты называют АНОНИМНЫМИ.
Произведения древней литературы существовали не в виде отдельной книги. а входили в различные сборники. разные тексты тесно переплетались между собой, авторство при этом терялось. Зачастую древнерусские произведения включали в себя рукописи, написанные сто, двести и более лет! Примером может служить «Слово о полку Игореве», написанное в конце 80-х годов XII века, а найденное в списках четыре столетия спустя, в XVI веке, и автор произведения остался неизвестным.
В истории литературы Древней Руси выделяют несколько периодов.
- Литература Киевской Руси (XI-XII века и первая половина XIII века) К этому времени относится создание монахом Киево-Печерского монастыря Нестром «Повести временных лет» (около 1113 года), куда вошли летописи, составленные в 907,945,955. 964-972, 992,997 годы.
(Прочитать отрывки на стр. 14.15 Хрестоматии «от Нестора до Гоголя»).
К этому времени относится зарождение «житийной» литературы.
- Как вы понимаете этот термин?
Произведения первого периода древнерусской литературы:«Житие Феодосия Печерского», «Слово о полку Игореве»», «Сказание о Борисе и Глебе», «Поучение Владимира Мономаха».
Вторым периодом называют литературу периода ордынского ига и борьбы с монголо-татарскими захватчиками, начала становления русского государства и становления великорусской народности (вторая половина XIII века – XV век). К этому времени относят такие произведения, как «Слово о погибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть и житии Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского»
Третий период - литература эпохи становления централизованного Русского государства (конец XV - XVI века). Тогда появляются такие произведения, как «Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе», «Сказание о Дракуле», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, «Повесть о Петре и Февронии Муромских, а также «Домострой»
(прочитать отрывки из «Домостроя» на стр. 109,110)
Литература XVII века – преобразование средневековой литературы в литературу нового времени. К этому времени относится появлении сатирических повестей. «Повесть о горе-злосчастии», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
Семнадцатым веком завершилась литература Древней Руси как явление русской и мировой литературы.
4. Проверка конспектов. (Используется памятка)
5. Обобщение.
-Что нового сегодня вы узнали на уроке?
- Чему учились?
Д/з.
Знать содержание «Слова о полку Игореве», быть готовым письменно отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Индивидуальное задание.
Подготовиться к выразительному чтению произведения, прочитать комментарий к произведению, уметь пояснить прочитанный текст.
Памятка
Как писать конспект текста или лекции?
Конспект – это краткое письменное изложения содержания текста или лекции.
Не следует стараться записывать лекцию слово в слово.
Слушая лекцию, учитесь выделять в ней основное, существенное и кратко записывайте в тетрадях.
Каждую новую мысль, новый факт оформляйте с красной строки.
Используйте известные вам формы сокращения слов.
Предложения со сложными синтаксическими конструкциями заменяйте короткими простыми предложениями, причастные и деепричастные обороты - однородными членами.
Если какую-либо мысль не дописали до конца, не перебивайте учителя или докладчика, оставьте в конспекте место, чтобы вернуться к пропущенной записи, когда лекция будет закончена.