Конспект урока "Устное народное творчество. Фольклор"
Конспект урока "Устное народное творчество. Фольклор"
Цель урока: актуализировать знания учащихся по теме "Устное народное творчество"; углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и бо?астсво русского языка, напевность русских песен, прелесть русских сказок.
Тип урока: урок изучающего чтения
Оборудование: слайдовая презентация, цветок "Ромашка", записи на доске
Ход урока:
І организационный момент
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Устное народное творчество. Фольклор" »
Шурина Галия Насибуллаевна-учитель русского языка и литературы
5 класс
Тема урока: устное народное творчество. Фольклор.
Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен, прелесть русских сказок.
Задачи: Образовательные: • Совершенствовать навыки выразительного, беглого, сознательного чтения; • дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках. • Познакомить с русскими народными песнями, со сказками, пословицами и поговорками, в которых отразились не только общечеловеческие ценности, но и самобытность русского народа. Развивающие: • Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, различать виды русских народных песен, классифицировать русские народные сказки. • Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных. Воспитательные: • Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума и чувств. • С помощью фольклорных произведений формировать уважение к народному творчеству русского народа. • Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств, без которых немыслимы благородство и сердечная чуткость. Место урока в серии других уроков: урок из раздела «Устное народное творчество».
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: урок изучающего чтения.
Оборудование: Слайдовая презентация, цветок «Ромашка», записи на доске. Ход урока
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя, благоприятствующего творческой деятельности - Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Что нужно для того, чтобы выполнить эту работу хорошо? Учитель предлагает детям выработать правила работы на уроке. - Чтобы выполнить работу быстро и правильно нам нужно соблюдать определенные правила. Некоторые из них записаны на доске, прочитайте и скажите, что вы о них думаете. Запись на доске. Нам важно: 1. Доказать свою точку зрения. 2. Внимательно выслушивать мнение товарищей. 3. Быть готовым протянуть руку помощи. 4. Использовать знания и умения, полученные на других уроках. 5. Быстро и дружно работать в паре и группе. Чтение учителем стихотворения: Во саду ли в огороде, девица гуляла. Во саду ли в огороде, цветочки поливала. Одни цветочек сорвала, И нам в класс передала. А цветочек не простой, В нем каждый лепесток — расписной.
- Да, ребята, вот какую ромашку нам передали в класс. Смотрите, как улыбается нам серединка ромашки. Сегодня у нас первый вводный урок по теме. II. Речевая разминка.
Коляда́— традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), торжественные колядные песни в честь хозяев дома, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.
Слайд 2
- Прочитайте стихотворение.
Коляда, коляда, Приходи издалёка, Один раз в годок, Полюбуемся часок. С морозом трескучим, Со стужей колючей, Со снегами белыми, С вьюгой, с метелями. Самокаты — сани Покатили сами - От села до села, Коляда весела.
III Изучение нового материала..
1. Актуализация опорных знаний. - Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?
- Правильно – это колядка. А что обозначает это слово?
- Кто придумал эту песню?
- Подумайте, что мы начнём изучать на этом уроке? На доске записана тема: «Устное народное творчество».
Слайд – Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? Слайд А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.
Словарная работа.
Устное- уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.
Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор
безымянен.
Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.
Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы. Фольклор — это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, казахского, польского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.
- С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души.Слайд.
- С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?
- Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.
- К какому жанру можно отнести колядки? Почему? - Теперь сорвем первый лепесток нашего цветка. На первом лепестке песенки.
3. Работа над русскими народными песнями.
1) Беседа о русских народных песнях.
– Каждый из вас слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. (Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.)
- Прочитайте в учебнике о русских народных песнях.
- Приведите примеры русских народных песен, какие они бывают? Как вы понимаете название песен «потешки», «заклички», «плясовые»?
Слайд
- Колыбельные песни;
- Песни-потешки;
-Заклички;
- Шуточные песни;
- Плясовые песни.
- Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки. Все это и есть устное народное творчество.
4. Песенки.
Чтение.
- Какие это песенки? Докажите. Какое настроение вызвали у вас песни? - По исполнению, какие это песни?
- Когда исполнялись эти песни-заклички?
- К кому обращаются дети в песнях? Приведите примеры из текста.
- Прочитаем следующую песню.
- Поделитесь впечатлениями после чтения этой песни.
- Кто подразумевался под образом лебёдушки?
- Когда молодая девушка покидает свой дом?
- Какая мелодия больше соответствует песне о лебёдушке: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?
IV. Физкультминутка.
V. Продолжение изучения темы.
1. Чтение и обсуждение русской народной песни «Как на тоненький ледок»
- Прочитайте песенку.
- Поделитесь впечатлениями от прочитанного.
- Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?
2. Повторное чтение.
3. Чтение-инсценирование.
4. Слушание русских народных песенок.
- Выскажите своё мнение о песенках. Какие понравились и почему.
Следующий лепесток ромашки-сказки.
В стародавние времена сказка называлась "басень", от слова "баять" - "говорить". А тех, кто рассказывал сказки, называли "бахари" или "баяны« и скоморохи.
А знаете ли вы, что такое сказка? Как отличить ее от других произведений?
Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл.
Композиция сказки
VI. Итог урока. - С чем мы знакомились на уроке?
- Какие бывают русские народные песни? - С какими песнями познакомились?
- С какими сказками знакомы?
- Чему учит сказка?
- Отгадайте следующие загадки?
Сам алый, сахарный,кафтан зелёный, бархатный.
Золотое решето, чёрных домиков полно.
В огороде стоит, ничего не говорит, сам не берёт и воронам не даёт.