kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Устное народное творчество на Дону « Сказка Танюша и мачеха» конспект урока 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Устное народное творчество на Дону « Сказка Танюша и мачеха» Цели:1. Обучать выразительному чтению, пересказу; знать особенности донского фольклора, находить сходство и разницу с фольклором русского народа. 2. Воспитывать у учеников худож. наблюдательность, культуру мышления и чувств, чувство доброты, сопереживания, любовь к родному краю; способность «видеть»и«слышать» красоту русского слова. 3.Развивать творческое и репродуктивное воображение к литературе, постоянное стремление к общению с книгой. Наглядность: рисунки уч-ся, иллюстрации из книг «Сказки, записанные на Дону». Т. И. Тумилевич. Ход урока: 1. Вступительное слово учителя: -Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, записанной на Дону в наше время, которая называется « Танюша и мачеха». Давным-давно, почти 500 лет назад, донская земля стала приютом и второй родиной многим бедным и обездоленным людям. Они бежали сюда от крепостной неволи и становились казаками. Здесь селились люди разных национальностей, но больше всего было русских людей. Они приносили с собой русские привычки и обычаи, свой уклад жизни, свои песни и сказки. Но на Дону были другие условия жизни, была другая природа. Поэтому со временем они и песни стали петь по-новому, и сказки сказывать по-иному. За несколько столетий, пока эти сказки ходили среди казаков, они заметно изменились. Знакомясь сегодня со сказкой « Танюша и мачеха», мы постараемся найти в ней сходство и разницу со сказкой русского народа. Сейчас мы прочитаем эту сказку, но сначала объясним значение записанных на доске слов. 2. Словарная работа. Учитель помогает уч-ся в определении значений слов, если они Затрудняются: Корец, корчик –ковш. Не убратая – не одетая. Гутарить – говорить. Кочет – петух. Махор – украшение из серебристых пластин, которые вплетают в конец девичьей косы. 3. Чтение сказки учителем. 4. Беседа по содержанию: 1) О чём эта сказка? 2) Понравилась вам она? Чем? 3) Назовите героев сказки? 4) Кому вы сочувствуете в сказке? Почему? 5) Какова главная героиня сказки? Расскажите о ней. 6) К какому виду сказок относится сказка « Танюша и мачеха?» Докажите правильность своего ответа. 7) Есть ли зачин и концовка у прочитанной сказки? 5. Устное словесное рисование. - Какую картину ты бы нарисовал к прочитанной сказке? 6. Защита рисунков. ( это задание индивид., дать его подготовлен. уч-ся). Рассмотреть иллюстрации к сказке, сравнить с рисунком уч-ся. Найти в работах сходство, разницу. Обобщить данный вид работы. 7. Выразительное чтение в лицах. - Прочитайте эпизод со слов « Ночь пришла, а Танюшка сидит на дереве… до слов « А в это время расцветать стало, кочеты закукарекали, бес и пропал…. Анализ выразительного чтения уч-ся. Какую русскую народную сказку напоминает всем сказка « Танюшка и мачеха?» ( « Морозко.») 8. Нахождения общего сходства в русских народных сказках и сказки донского края. Задания классу: - Найдите сходство в русских сказках и сказках донских казаков. 1)Имеют зачин и концовку. 2) Цифра «3» а) мачеха варит 3 яйца б) 3 раза Танюшка посылает беса с различными заданиями. в) 3 раза лает собачка. 9. Определение разницы в сказках Дона и русских народных сказках (помощь уч-ся). -В сказке есть предметы, образы, характерные для определённого народа. Найдите в тексте такие предметы, которые характерны для казаков, их сказок. Как говорят герои, как одеваются, чем занимаются. - Докажите это примерами из сказки. 10. Вывод учителя. Обобщение. 11. Д/З.: по желанию проиллюстрировать сказку; сочинить свою сказку и записать её (задание для всех); порекомендовать сказки Дона для самостоятельного чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Устное народное творчество на Дону « Сказка Танюша и мачеха» конспект урока 5 класс »

Тема: «Устное народное творчество на Дону « Сказка Танюша и мачеха»

Цели:1. Обучать выразительному чтению, пересказу; знать особенности донского фольклора, находить сходство и разницу с фольклором русского народа.

2. Воспитывать у учеников худож. наблюдательность, культуру мышления и чувств, чувство доброты, сопереживания, любовь к родному краю; способность «видеть»и«слышать» красоту русского слова.

3.Развивать творческое и репродуктивное воображение к литературе, постоянное стремление к общению с книгой.

Наглядность: рисунки уч-ся, иллюстрации из книг «Сказки, записанные на Дону». Т. И. Тумилевич.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя:

-Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, записанной

на Дону в наше время, которая называется « Танюша и мачеха».

Давным-давно, почти 500 лет назад, донская земля стала приютом

и второй родиной многим бедным и обездоленным людям.

Они бежали сюда от крепостной неволи и становились казаками.

Здесь селились люди разных национальностей, но больше всего было

русских людей. Они приносили с собой русские привычки и обычаи,

свой уклад жизни, свои песни и сказки. Но на Дону были другие

условия жизни, была другая природа. Поэтому со временем они и

песни стали петь по-новому, и сказки сказывать по-иному. За несколько

столетий, пока эти сказки ходили среди казаков, они заметно

изменились.

Знакомясь сегодня со сказкой « Танюша и мачеха», мы

постараемся найти в ней сходство и разницу со сказкой русского

народа.

Сейчас мы прочитаем эту сказку, но сначала объясним значение

записанных на доске слов.

2. Словарная работа.

Учитель помогает уч-ся в определении значений слов, если они

Затрудняются:

Корец, корчик –ковш.

Не убратая – не одетая.

Гутарить – говорить.

Кочет – петух.

Махор – украшение из серебристых пластин, которые вплетают в

конец девичьей косы.

3. Чтение сказки учителем.

4. Беседа по содержанию:

1) О чём эта сказка?

2) Понравилась вам она? Чем?

3) Назовите героев сказки?

4) Кому вы сочувствуете в сказке? Почему?

5) Какова главная героиня сказки? Расскажите о ней.

6) К какому виду сказок относится сказка « Танюша и мачеха?» Докажите

правильность своего ответа.

7) Есть ли зачин и концовка у прочитанной сказки?

5. Устное словесное рисование.

- Какую картину ты бы нарисовал к прочитанной сказке?

6. Защита рисунков.

( это задание индивид., дать его подготовлен. уч-ся).

Рассмотреть иллюстрации к сказке, сравнить с рисунком уч-ся. Найти в

работах сходство, разницу.

Обобщить данный вид работы.

7. Выразительное чтение в лицах.

- Прочитайте эпизод со слов « Ночь пришла, а Танюшка сидит на дереве…

до слов « А в это время расцветать стало, кочеты закукарекали, бес и

пропал….

Анализ выразительного чтения уч-ся.

Какую русскую народную сказку напоминает всем сказка « Танюшка и

мачеха?» ( « Морозко.»)

8. Нахождения общего сходства в русских народных сказках и сказки

донского края.

Задания классу:

- Найдите сходство в русских сказках и сказках донских казаков.

1)Имеют зачин и концовку.

2) Цифра «3»

а) мачеха варит 3 яйца

б) 3 раза Танюшка посылает беса с различными заданиями.

в) 3 раза лает собачка.

9. Определение разницы в сказках Дона и русских народных сказках (помощь уч-ся).

-В сказке есть предметы, образы, характерные для определённого народа.

Найдите в тексте такие предметы, которые характерны для казаков, их

сказок.

Как говорят герои, как одеваются, чем занимаются.

- Докажите это примерами из сказки.

10. Вывод учителя. Обобщение.

11. Д/З.: по желанию проиллюстрировать сказку;

сочинить свою сказку и записать её (задание для всех);

порекомендовать сказки Дона для самостоятельного чтения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«Устное народное творчество на Дону « Сказка Танюша и мачеха» конспект урока 5 класс

Автор: Васильева Татьяна Владимировна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161973


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства