«Устное народное творчество на Дону « Сказка Танюша и мачеха» конспект урока 5 класс
«Устное народное творчество на Дону « Сказка Танюша и мачеха» конспект урока 5 класс
Тема: «Устное народное творчество на Дону « Сказка Танюша и мачеха»
Цели:1. Обучать выразительному чтению, пересказу; знать особенности донского фольклора, находить сходство и разницу с фольклором русского народа.
2. Воспитывать у учеников худож. наблюдательность, культуру мышления и чувств, чувство доброты, сопереживания, любовь к родному краю; способность «видеть»и«слышать» красоту русского слова.
3.Развивать творческое и репродуктивное воображение к литературе, постоянное стремление к общению с книгой.
Наглядность: рисунки уч-ся, иллюстрации из книг «Сказки, записанные на Дону». Т. И. Тумилевич.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя:
-Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, записанной
на Дону в наше время, которая называется « Танюша и мачеха».
Давным-давно, почти 500 лет назад, донская земля стала приютом
и второй родиной многим бедным и обездоленным людям.
Они бежали сюда от крепостной неволи и становились казаками.
Здесь селились люди разных национальностей, но больше всего было
русских людей. Они приносили с собой русские привычки и обычаи,
свой уклад жизни, свои песни и сказки. Но на Дону были другие
условия жизни, была другая природа. Поэтому со временем они и
песни стали петь по-новому, и сказки сказывать по-иному. За несколько
столетий, пока эти сказки ходили среди казаков, они заметно
изменились.
Знакомясь сегодня со сказкой « Танюша и мачеха», мы
постараемся найти в ней сходство и разницу со сказкой русского
народа.
Сейчас мы прочитаем эту сказку, но сначала объясним значение
записанных на доске слов.
2. Словарная работа.
Учитель помогает уч-ся в определении значений слов, если они
Затрудняются:
Корец, корчик –ковш.
Не убратая – не одетая.
Гутарить – говорить.
Кочет – петух.
Махор – украшение из серебристых пластин, которые вплетают в
конец девичьей косы.
3. Чтение сказки учителем.
4. Беседа по содержанию:
1) О чём эта сказка?
2) Понравилась вам она? Чем?
3) Назовите героев сказки?
4) Кому вы сочувствуете в сказке? Почему?
5) Какова главная героиня сказки? Расскажите о ней.
6) К какому виду сказок относится сказка « Танюша и мачеха?» Докажите
правильность своего ответа.
7) Есть ли зачин и концовка у прочитанной сказки?
5. Устное словесное рисование.
- Какую картину ты бы нарисовал к прочитанной сказке?
6. Защита рисунков.
( это задание индивид., дать его подготовлен. уч-ся).
Рассмотреть иллюстрации к сказке, сравнить с рисунком уч-ся. Найти в
работах сходство, разницу.
Обобщить данный вид работы.
7. Выразительное чтение в лицах.
- Прочитайте эпизод со слов « Ночь пришла, а Танюшка сидит на дереве…
до слов « А в это время расцветать стало, кочеты закукарекали, бес и
пропал….
Анализ выразительного чтения уч-ся.
Какую русскую народную сказку напоминает всем сказка « Танюшка и
мачеха?» ( « Морозко.»)
8. Нахождения общего сходства в русских народных сказках и сказки
донского края.
Задания классу:
- Найдите сходство в русских сказках и сказках донских казаков.
1)Имеют зачин и концовку.
2) Цифра «3»
а) мачеха варит 3 яйца
б) 3 раза Танюшка посылает беса с различными заданиями.
в) 3 раза лает собачка.
9. Определение разницы в сказках Дона и русских народных сказках (помощь уч-ся).
-В сказке есть предметы, образы, характерные для определённого народа.
Найдите в тексте такие предметы, которые характерны для казаков, их
сказок.
Как говорят герои, как одеваются, чем занимаются.
- Докажите это примерами из сказки.
10. Вывод учителя. Обобщение.
11. Д/З.: по желанию проиллюстрировать сказку;
сочинить свою сказку и записать её (задание для всех);
порекомендовать сказки Дона для самостоятельного чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Устное народное творчество на Дону « Сказка Танюша и мачеха» конспект урока 5 класс »
Тема: «Устное народное творчество на Дону « Сказка Танюша и мачеха»
Цели:1. Обучать выразительному чтению, пересказу; знать особенности донского фольклора, находить сходство и разницу с фольклором русского народа.
2. Воспитывать у учеников худож. наблюдательность, культуру мышления и чувств, чувство доброты, сопереживания, любовь к родному краю; способность «видеть»и«слышать» красоту русского слова.
3.Развивать творческое и репродуктивное воображение к литературе, постоянное стремление к общению с книгой.
Наглядность: рисунки уч-ся, иллюстрации из книг «Сказки, записанные на Дону». Т. И. Тумилевич.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя:
-Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, записанной
на Дону в наше время, которая называется « Танюша и мачеха».
Давным-давно, почти 500 лет назад, донская земля стала приютом
и второй родиной многим бедным и обездоленным людям.
Они бежали сюда от крепостной неволи и становились казаками.
Здесь селились люди разных национальностей, но больше всего было
русских людей. Они приносили с собой русские привычки и обычаи,
свой уклад жизни, свои песни и сказки. Но на Дону были другие
условия жизни, была другая природа. Поэтому со временем они и
песни стали петь по-новому, и сказки сказывать по-иному. За несколько
столетий, пока эти сказки ходили среди казаков, они заметно
изменились.
Знакомясь сегодня со сказкой « Танюша и мачеха», мы
постараемся найти в ней сходство и разницу со сказкой русского
народа.
Сейчас мы прочитаем эту сказку, но сначала объясним значение
записанных на доске слов.
2. Словарная работа.
Учитель помогает уч-ся в определении значений слов, если они
Затрудняются:
Корец, корчик –ковш.
Не убратая – не одетая.
Гутарить – говорить.
Кочет – петух.
Махор – украшение из серебристых пластин, которые вплетают в
конец девичьей косы.
3. Чтение сказки учителем.
4. Беседа по содержанию:
1) О чём эта сказка?
2) Понравилась вам она? Чем?
3) Назовите героев сказки?
4) Кому вы сочувствуете в сказке? Почему?
5) Какова главная героиня сказки? Расскажите о ней.
6) К какому виду сказок относится сказка « Танюша и мачеха?» Докажите
правильность своего ответа.
7) Есть ли зачин и концовка у прочитанной сказки?
5. Устное словесное рисование.
- Какую картину ты бы нарисовал к прочитанной сказке?
6. Защита рисунков.
( это задание индивид., дать его подготовлен. уч-ся).
Рассмотреть иллюстрации к сказке, сравнить с рисунком уч-ся. Найти в
работах сходство, разницу.
Обобщить данный вид работы.
7. Выразительное чтение в лицах.
- Прочитайте эпизод со слов « Ночь пришла, а Танюшка сидит на дереве…
до слов « А в это время расцветать стало, кочеты закукарекали, бес и
пропал….
Анализ выразительного чтения уч-ся.
Какую русскую народную сказку напоминает всем сказка « Танюшка и
мачеха?» ( « Морозко.»)
8. Нахождения общего сходства в русских народных сказках и сказки
донского края.
Задания классу:
- Найдите сходство в русских сказках и сказках донских казаков.
1)Имеют зачин и концовку.
2) Цифра «3»
а) мачеха варит 3 яйца
б) 3 раза Танюшка посылает беса с различными заданиями.
в) 3 раза лает собачка.
9. Определение разницы в сказках Дона и русских народных сказках (помощь уч-ся).
-В сказке есть предметы, образы, характерные для определённого народа.
Найдите в тексте такие предметы, которые характерны для казаков, их
сказок.
Как говорят герои, как одеваются, чем занимаются.
- Докажите это примерами из сказки.
10. Вывод учителя. Обобщение.
11.Д/З.: по желанию проиллюстрировать сказку;
сочинить свою сказку и записать её (задание для всех);
порекомендовать сказки Дона для самостоятельного чтения.