Конспект урока на тему: "Веселый хоровод. Устное народное творчество" + презентация
Задачи уроков:
- познакомить с особенностями малых жанров устного народного творчества (фольклор);
- работа с репродукцией картины Б. Кустодиева «Масленица»;
- развивать интерес к предметам старины, представленным в музеях прикладного искусства;
- воспитание эстетического вкуса.
Планируемые достижения учащихся:
- формирование умения распознавать особенности фольклорных форм;
- формирование умения осмысленного восприятия произведения живописи;
- формирование умения участвовать в коллективном обсуждении;
- знакомство с культурно-историческим наследием и осмысление его значения.
Просмотр содержимого документа
«конспект»
Тема: Веселый хоровод.
Задачи уроков:
- познакомить с особенностями малых жанров устного народного творчества (фольклор);
- работа с репродукцией картины Б. Кустодиева «Масленица»;
- развивать интерес к предметам старины, представленным в музеях прикладного искусства;
- воспитание эстетического вкуса.
Планируемые достижения учащихся:
- формирование умения распознавать особенности фольклорных форм;
- формирование умения осмысленного восприятия произведения живописи;
- формирование умения участвовать в коллективном обсуждении;
- знакомство с культурно-историческим наследием и осмысление его значения.
Ход уроков
Предварительная работа
1. Знакомство с темой урока.
• Прочитайте название темы урока. Что такое хоровод? Кто водит хоровод? Какие ключевые слова и понятия входят в данную тему? Есть ли среди них знакомые слова?
• Что такое искусство? А что такое прикладное искусство?
2. Чтение диалога Ани и Вани.
• Можно ли сказать, что потешки, небылицы, скороговорки — это произведения устного народного творчества?
• Какие еще произведения можно отнести к произведениям устного народного творчества? Как вы думаете, зачем их создавали?
3. Работа с выставкой книг.
• Рассмотрите внимательно выставку. Какие произведения на данной выставке относятся к произведениям устного народного творчества? Докажите.
• Рассмотрите произведения. Прочитайте понравившиеся произведения. Чем они привлекли ваше внимание?
Учителю на заметку
Пословицы, поговорки, потешки, небылицы — все это малые формы устного народного творчества (или фольклора). Слово «фольклор» произошло от соединения двух английских слов: folk — народ и lore — мудрость. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. В устном народном творчестве отражался весь свод правил народной жизни. Благодаря фольклору ребенок легче входил в окружающий мир, полнее ощущал прелесть родной природы, усваивал представления народа о красоте, знакомился с обычаями.
Основная часть
Чтение статьи профессора И. Самоварова.
• С какими незнакомыми словами вы встретились? Что такое традиция? Какие традиции сохраняются в вашей семье? Какие традиции сохраняются у вашего народа?
Работа с репродукцией картины Б. Кустодиева «Масленица».
Для учителя: Масленица - это праздничная неделя перед великим постом. Праздник берет начало еще с языческих времен. Этот древнеславянский обряд был посвящен проводам зимы и встрече весны. Было принято в дни проводов масленицы на главной городской или сельской площади устраивать народные гулянья. Заканчивались масленица сжиганием соломенного чучело, символизирующего зиму.
Один из таких праздничных дней представляет картина Бориса Кустодиева Масленица. В золотисто-розовых лучах предзакатного солнца разворачивается народное гулянье. Красочный зимний пейзаж, послуживший художнику фоном во многих его работах (в частности Портрет Шаляпина), создает праздничную атмосферу. Динамику, происходящему событию, добавляют мчащиеся по улицам залихватские санки.
В картине Масленица художник Кустодиев смотрит на происходящие события как бы находясь на вершине господствующего холма. Этот композиционный прием, часто встречающийся в работах мастера, позволяет развернуть широкую панораму народного праздника и колоритного русского зимнего пейзажа.
Картина Масленица кисти Бориса Кустодиева по своему цветовому и композиционному построению перекликается с лубочными народными картинками.
• О каких традициях русского народа рассказывается средствами живописи в репродукции картины Б. Кустодиева «Масленица»?
• Много ли народу принимает участие в масленичных гуляньях? Можно ли сказать, что праздник, изображенный на картине, в самом разгаре? Какие развлечения представлены на картине? Сколько упряжек с лошадьми мы видим?
• Какие краски использует художник? Можно ли сказать, что эти краски создают праздничное настроение? Почему?
• Какие звуки мы слышим? Радостные ли это звуки?
• Смог ли художник создать атмосферу праздника? Почему?
Знакомство с экспозицией музея.
• Рассмотрите внимательно экспозицию музея. Можно ли сказать, что экспозиция отражает культуру разных народов? Какие экспонаты отражают быт русского народа? Как украшена комната? Какие интересные куклы представлены в экспозиции? Как они украшены? Чем занимались люди, жившие в такой избе?
Заключение
Что вам удалось открыть для себя нового в истории своего народа? Что заинтересовало? На что обратили внимание?
Домашнее задание:
Найдите в домашней библиотеке книги с произведениями устного народного творчества.
Подготовьте рассказ вместе с родителями о традициях своей семьи.
Просмотр содержимого презентации
«устное народное творчество»