~Тема: Поэты России о ранней осени.
Цель: 1. Совершенствование навыков выразительного чтения.
2. Расширение общего кругозора учащихся.
3. Привитие любви к поэзии, родной природе.
Урок проводится в природной зоне
Ход:
1. Слово учителя.
Промелькнуло лето. Наступил сентябрь – пора молодой осени. И мы вместе с поэтом «серебряного века» В. Брюсовым говорим:
Здравствуйте, дни, голубые, осенние,
Золото лип и осин багрянец…
СЕНТЯБРЬ – месяц разноцветных листьев, прощальных песен. Древнерусское название сентября – «вересень» - месяц первого инея. За ранние сумерки народ назвал этот месяц «вечером года», за хмурое небо, частое ненастье – «хмуренем», за желтизну листвы – «жовтенем».
- Ребята, а чем знаменит сентябрь?
(Примерные ответы учащихся: сентябрь знаменит уборкой овощей, продолжается сбор фруктов. Листва на деревьях начинает желтеть.
Сентябрь – хорошая пора для грибников. Птицы улетают на юг. В сентябре часто устанавливаются погожие, тёплые деньки – бабье лето; и др. А в школе мы традиционно проводим праздник «Дары осени»)
Чтение стихотворения обучающимся
А. Твардовский «Начало осени»
Плывут паутины
Над сонным жнивьем.
Краснеют рябины
Под каждым окном.
Хрипят по утрам
Петушки молодые.
Дожди налегке
Выпадают грибные.
Поют трактористы,
На зябь выезжая.
Готовятся села
Ко Дню урожая.
СЕНТЯБРЬ – богатый месяц, красивый месяц. Особенно хорошо сейчас в лесу! Сентябрьский воздух удивительно чист и прозрачен. Он напоен особым ароматом листвы, холодных утренников, ветра, который уносит от нас и теплое солнце, и хорошую погоду, и перелётных птиц.
Как жадно к югу рвутся птицы
Сквозь листопад, сквозь холода.
Чтоб солнца досыта напиться
И на чужбине убедиться,
Что Родина не повторится
Ни в чём,
Нигде
И никогда… (В. Молодяков)
Чтение стихотворения обучающимся
А. Твардовский «Лес осенью»
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко – жёлтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней -
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
Жаль, что мы не в лесу. Но как здорово, что на территории школы есть природный уголок, где мы можем полюбоваться осенними красками.
Посмотрите: еще пестрят разноцветием астры на клумбе, пожелтели липка и тополь, покраснела рябина, и только ёлка продолжает оставаться зелёной.
Как вы думаете, о чем могли бы рассказать вам опавшие листья? (Устные сочинения-миниатюры учащихся)
Чудесная пора! Правы поэты, воспевавшие осень! Вспомним их стихотворения.
2. Чтение стихов русских поэтов обучающимися
Ф. Тютчев «Осень»
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде,—
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде!
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
«Осень» К. Бальмонта
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья
С. Дрожжин «Миновало лето...»
Миновало лето,
Солнце из-за туч
С ласковым приветом
Не бросает луч;
Листья облетели
Средь осенних вьюг,
Птички улетели
На далёкий юг;
На дворе, и в поле,
И в глуши лесов
Не слыхать их боле
Звонких голосов.
(И другие стихотворения)
3. Подведение итогов урока.
Осень незаметно, словно крадучись, вошла в город. Величава эта пора года. Она никогда не бывает грустной, даже если холодна и дождлива. Любите осень, как любил её Александр Сергеевич Пушкин, наслаждайтесь её красотой и неповторимостью.
И помните: «Осенняя пора. Очей очарованье!»
4. Оценки. Домашнее задание (по выбору учащихся): рисунок к понравившемуся стихотворению об осени,
композиция из сухих осенних листьев,
четверостишие об осени собственного сочинения.