kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русской литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русской литературы по теме

"Н.А. Некрасов

стихотворение «На Волге»"

 

Цели:

1.продолжить знакомство с творчеством гениального поэта;

   постараться понять роль Волги в судьбе Некрасова;

   расширить представление о разнообразии лирики поэта.

 

2.влияние самодержавия на судьбы людей; чувство сострадания к обездоленным;  

   патриотическое чувство – высшая степень гражданственности.

 

Оборудование: портрет Н.А. Некрасова,

                               картины “Владимирка”, “Бурлаки на Волге”.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

2. Беседа.

- С какими поэтами XIX века вы познакомились?

- О чем были их стихи?

 

Учитель: Так же, как и Пушкин, Лермонтов, всю свою поэзию посвятил народу еще один поэт. Вы уже знакомились с его стихами. Постарайтесь узнать, кто он? (читает стихотворения)

 

Поздняя осень. Грачи улетели…

Однажды, в студеную зимнюю пору…

 

- Узнали? Кто автор этих стихотворений?

 

Учитель: Да, ребята, это Н.А. Некрасов. С жизнью его, с его стихотворением “На Волге” мы познакомимся сегодня на уроке.

Запишите тему урока и эпиграф:

 

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг.

 

Вот уже много лет Некрасов радует и волнует нас своей поэзией. И как он был неправ, когда говорил:

“… быть может, я умру,

неведомый ему…”

 

“Неведомый”. Разве может человек остаться неведомым, если он разбередил душу человеческую, показал все “язвы” на теле русского человека.

 

3. Беседа о жизни поэта с опорой на материал, уже известный учащимся.

 

Учитель: Мы знаем, где, когда родился поэт. А в каких условиях он рос?

 

В неведомой глуши,

В деревне полудикой,

Я рос средь буйных дикарей.

И мне дала судьба

По милостыни великой

В руководители псарей.

 

- Как относился мальчик Коля (потом поэт Некрасов) к природе?

   Только ли чудесную утреннюю тишь ощущал он?

-- Что вам известно о Владимирском тракте?

 

4. Знакомство с картиной Левитана “Владимирка”.

- Как эта картина соотносится с темой нашего урока?

Учитель: Да, ребята, здесь мальчик Коля видел картины народных страданий, уже здесь он возненавидел крепостное право, самодержавие, которое гневно осудил в своих стихах.

 

5. Стихотворение “На Волге” (1860).

В этом стихотворении нам откроется новая сторона бедственного положения народа – бурлачества. Бурлаки. Кто они?

 

- Как понимаете пословицу “Лямкой богатства не вытянешь”?

 

6. Словарная работа.

Бурлаки – в старину: рабочий в артели, которая вдоль берега против течения

                    тянет суда бечевой.

Бечева – прочная толстая веревка, канат.

Удел –1) В феодальной Руси: земли, недвижимое имущество.

             2) В царской России: земли, недвижимое имущество, принадлежащие

                 царской семье.

Изнеможенный – совершенно обессиленный; выражающий изнеможение.

 

7. Работа по картине И.Е. Репина “Бурлаки на Волге”.

 

Учитель: Чтобы конкретно представить это странное явление прошлого, посмотрите на картину Репина “Бурлаки на Волге”.

- Ученики смотрят внимательно, высказывают свои мнения.

Учитель: Картина Репина дает нам зримые образы, которые мы, раз увидев, уже не можем забыть.

 

8. Работа по стихотворению “На Волге”.

А) Чтение учителем стихотворения. А теперь, ребята, послушайте стихотворение Некрасова. Какие уголки ваших душ затронет оно?

Б) Беседа после прочтения по вопросам?

- Какое “место” в стихотворении особенно затронуло за живое? Почему?

- Как построено стихотворение?

- А как мы называем то, что было когда-то? (прошлое)

- А как называем то, что происходит сейчас? (настоящее)

 

Вывод: находясь в “настоящем”, поэт переносится воспоминаниями в “прошлое”. Здесь показаны детские переживания и впечатления зрелого человека.

Учитель: Давайте отметим, какие строки говорят о “настоящем”, а какие посвящены воспоминаниям, т.е. “прошлому”.

(“О Волга! Колыбель моя…”

“Давно-давно, в такой же час…”)

 

Возвращаемся к первым 8 строкам стихотворения, прошу подумать над тем, какие мысли скрываются за словами:

 

Целый час стою неподвижно,

Хмурюсь и молчу.

- Какие чувства испытывает поэт, увидев родную реку?

- Что говорит о том, что эпитет “родной” повторяется трижды?

- В какой момент оно резко меняется?

- Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков?

- Некрасов не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас почувствовать эту тяжесть. Как?

- А пение? Что собой представляет песня? Какое чувство вызывает? (Когда они подходят, стоны переходят в крик, который затем превращается в вой).

- Ребята, жалко ли вам этих людей? Что бы вы для них сделали, если была бы возможность?

- Бурлаки встретились Некрасову на Волге. А эту реку он называл “колыбелью” любовно. Потом назвал ее “рекою рабства и тоски”. Почему?

- Как вы думаете, изменилась сама Волга, пейзаж или что-то другое?

(Перечитать разговор бурлаков)

- Какие слова могли повлиять на мальчика?

- Какой бурлак привлек ваше внимание?

- Почему же он произвел такое сильное впечатление, что поэт до сих пор как бы видит его перед собой?

- Вот, ребята, как вам было жалко бурлаков, так же жалко было и мальчику смотреть на несчастья людей. Он увидел взгляд одного из бурлаков, этот взгляд был как бы укором. К кому он относился? Почему мальчику стало неудобно, почему он посчитал себя виноватым? Как думаете?

                            (Перечитываем последнюю часть стихотворения)

- Как можно ее назвать? (Размышления о бурлаках. Дума о судьбе бурлака)

- Поэт задумывается над причинами такого бедственного положения народа. В чем же причина? Как вы считаете? (Покорность, которая переходила из поколения в поколение)

- Найдите строчки, в которых поэт особенно отчетливо говорит о народном долготерпении. Его отношение?

                             (Упрек и призыв: “Чем хуже был бы твой удел,

                               Когда б ты менее терпел?”)

 

8. Обращение к эпиграфу урока и к году написания стихотворения.

Поэт призывает народ к борьбе, дает понять, что у него может быть лучшая жизнь.

 

9. Слово учителя.

Этими чувствами проникнуты многие стихотворения поэта. И Некрасов верил в силы народа. Пройдет несколько лет, и в “Железной дороге” он напишет:

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ…

Вынесет все, - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

 

- Что общего в стихотворении Некрасова “На Волге” и картине Репина “Бурлаки на Волге”.?

 

10. А теперь, ребята, посмотрите внимательно на портрет Н.А. Некрасова. Что видится вам в чертах его лица?

 

(Выражение скорби на лице: тяжело сведены к переносице брови, боль, страдание во взгляде, складки у губ. Этот портрет воспринимается как иллюстрация к стихотворению: таким мы представляем поэта, пришедшего на берег Волги после долгой разлуки с ней. Горькие думы не выливаются в отчаяние, а рождают протест против зла)

 

11. Домашнее задание:  выучить наизусть понравившийся отрывок из стихотворения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русской литературе »

Урок русской литературы по теме

"Н.А. Некрасов

стихотворение «На Волге»"


Цели:

1.продолжить знакомство с творчеством гениального поэта;

постараться понять роль Волги в судьбе Некрасова;

расширить представление о разнообразии лирики поэта.


2.влияние самодержавия на судьбы людей; чувство сострадания к обездоленным;

патриотическое чувство – высшая степень гражданственности.


Оборудование: портрет Н.А. Некрасова,

картины “Владимирка”, “Бурлаки на Волге”.


Ход урока


1. Организационный момент.

2. Беседа.


- С какими поэтами XIX века вы познакомились?

- О чем были их стихи?


Учитель: Так же, как и Пушкин, Лермонтов, всю свою поэзию посвятил народу еще один поэт. Вы уже знакомились с его стихами. Постарайтесь узнать, кто он? (читает стихотворения)


Поздняя осень. Грачи улетели…

Однажды, в студеную зимнюю пору…


- Узнали? Кто автор этих стихотворений?


Учитель: Да, ребята, это Н.А. Некрасов. С жизнью его, с его стихотворением “На Волге” мы познакомимся сегодня на уроке.

Запишите тему урока и эпиграф:


Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг.


Вот уже много лет Некрасов радует и волнует нас своей поэзией. И как он был неправ, когда говорил:


“… быть может, я умру,

неведомый ему…”


“Неведомый”. Разве может человек остаться неведомым, если он разбередил душу человеческую, показал все “язвы” на теле русского человека.


3. Беседа о жизни поэта с опорой на материал, уже известный учащимся.


Учитель: Мы знаем, где, когда родился поэт. А в каких условиях он рос?


В неведомой глуши,

В деревне полудикой,

Я рос средь буйных дикарей.

И мне дала судьба

По милостыни великой

В руководители псарей.


- Как относился мальчик Коля (потом поэт Некрасов) к природе?

Только ли чудесную утреннюю тишь ощущал он?

-- Что вам известно о Владимирском тракте?


4. Знакомство с картиной Левитана “Владимирка”.


- Как эта картина соотносится с темой нашего урока?


Учитель: Да, ребята, здесь мальчик Коля видел картины народных страданий, уже здесь он возненавидел крепостное право, самодержавие, которое гневно осудил в своих стихах.


5. Стихотворение “На Волге” (1860).


В этом стихотворении нам откроется новая сторона бедственного положения народа – бурлачества. Бурлаки. Кто они?


- Как понимаете пословицу “Лямкой богатства не вытянешь”?


6. Словарная работа.


Бурлаки – в старину: рабочий в артели, которая вдоль берега против течения

тянет суда бечевой.

Бечева – прочная толстая веревка, канат.

Удел –1) В феодальной Руси: земли, недвижимое имущество.

2) В царской России: земли, недвижимое имущество, принадлежащие

царской семье.

Изнеможенный – совершенно обессиленный; выражающий изнеможение.


7. Работа по картине И.Е. Репина “Бурлаки на Волге”.


Учитель: Чтобы конкретно представить это странное явление прошлого, посмотрите на картину Репина “Бурлаки на Волге”.


- Ученики смотрят внимательно, высказывают свои мнения.


Учитель: Картина Репина дает нам зримые образы, которые мы, раз увидев, уже не можем забыть.


8. Работа по стихотворению “На Волге”.


А) Чтение учителем стихотворения. А теперь, ребята, послушайте стихотворение Некрасова. Какие уголки ваших душ затронет оно?


Б) Беседа после прочтения по вопросам?


- Какое “место” в стихотворении особенно затронуло за живое? Почему?

- Как построено стихотворение?

- А как мы называем то, что было когда-то? (прошлое)

- А как называем то, что происходит сейчас? (настоящее)


Вывод: находясь в “настоящем”, поэт переносится воспоминаниями в “прошлое”. Здесь показаны детские переживания и впечатления зрелого человека.


Учитель: Давайте отметим, какие строки говорят о “настоящем”, а какие посвящены воспоминаниям, т.е. “прошлому”.


(“О Волга! Колыбель моя…”

Давно-давно, в такой же час…”)


Возвращаемся к первым 8 строкам стихотворения, прошу подумать над тем, какие мысли скрываются за словами:


Целый час стою неподвижно,

Хмурюсь и молчу.


- Какие чувства испытывает поэт, увидев родную реку?

- Что говорит о том, что эпитет “родной” повторяется трижды?

- В какой момент оно резко меняется?

- Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков?

- Некрасов не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас почувствовать эту тяжесть. Как?

- А пение? Что собой представляет песня? Какое чувство вызывает? (Когда они подходят, стоны переходят в крик, который затем превращается в вой).


- Ребята, жалко ли вам этих людей? Что бы вы для них сделали, если была бы возможность?


- Бурлаки встретились Некрасову на Волге. А эту реку он называл “колыбелью” любовно. Потом назвал ее “рекою рабства и тоски”. Почему?


- Как вы думаете, изменилась сама Волга, пейзаж или что-то другое?

(Перечитать разговор бурлаков)

- Какие слова могли повлиять на мальчика?

- Какой бурлак привлек ваше внимание?

- Почему же он произвел такое сильное впечатление, что поэт до сих пор как бы видит его перед собой?


- Вот, ребята, как вам было жалко бурлаков, так же жалко было и мальчику смотреть на несчастья людей. Он увидел взгляд одного из бурлаков, этот взгляд был как бы укором. К кому он относился? Почему мальчику стало неудобно, почему он посчитал себя виноватым? Как думаете?


(Перечитываем последнюю часть стихотворения)


- Как можно ее назвать? (Размышления о бурлаках. Дума о судьбе бурлака)

- Поэт задумывается над причинами такого бедственного положения народа. В чем же причина? Как вы считаете? (Покорность, которая переходила из поколения в поколение)

- Найдите строчки, в которых поэт особенно отчетливо говорит о народном долготерпении. Его отношение?

(Упрек и призыв: “Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?”)


8. Обращение к эпиграфу урока и к году написания стихотворения.


Поэт призывает народ к борьбе, дает понять, что у него может быть лучшая жизнь.


9. Слово учителя.


Этими чувствами проникнуты многие стихотворения поэта. И Некрасов верил в силы народа. Пройдет несколько лет, и в “Железной дороге” он напишет:


Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ…

Вынесет все, - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.


- Что общего в стихотворении Некрасова “На Волге” и картине Репина “Бурлаки на Волге”.?


10. А теперь, ребята, посмотрите внимательно на портрет Н.А. Некрасова. Что видится вам в чертах его лица?


(Выражение скорби на лице: тяжело сведены к переносице брови, боль, страдание во взгляде, складки у губ. Этот портрет воспринимается как иллюстрация к стихотворению: таким мы представляем поэта, пришедшего на берег Волги после долгой разлуки с ней. Горькие думы не выливаются в отчаяние, а рождают протест против зла)


11. Домашнее задание: выучить наизусть понравившийся отрывок из стихотворения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по русской литературе

Автор: Магомедова Саният Камалудиновна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125587

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Презентация  к уроку   русской литературы  по теме: " М.В.Ломоносов. Особенности композиции "Оды на день восшествия на престол..." "
    ["seo_title"] => string(130) "priezientatsiia-k-uroku-russkoi-litieratury-po-tiemie-m-v-lomonosov-osobiennosti-kompozitsii-ody-na-dien-vosshiestviia-na-priestol"
    ["file_id"] => string(6) "143352"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418511117"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "конспект урока русской литературы (обучения чтению)по теме: «звуки [в], [в,]. Буквы В,в. "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkoi-litieratury-obuchieniia-chtieniiu-po-tiemie-zvuki-v-v-bukvy-v-v"
    ["file_id"] => string(6) "216212"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432902540"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) ""С. Я. Маршак. Сказка-пьеса «Двенадцать месяцев» " Урок русской литературы в 7 классе с казахским языком обучения"
    ["seo_title"] => string(80) "s_ia_marshak_skazka_p_iesa_dvienadtsat_miesiatsiev_urok_russkoi_litieratury_v_7_"
    ["file_id"] => string(6) "396637"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488296458"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок русской литературы в 6 классе Л.Толстой " Старая лошадь""
    ["seo_title"] => string(61) "urok_russkoi_litieratury_v_6_klassie_l_tolstoi_staraia_loshad"
    ["file_id"] => string(6) "416354"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495036813"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Конспект урока по литературе в 11 классе: "Тема праведничества (по рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор"). "
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-11-klassie-tiema-praviednichiestva-po-rasskazu-a-i-solzhienitsyna-matrionin-dvor"
    ["file_id"] => string(6) "224217"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438601630"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства