Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме "М.Пришвин "Осеннее утро"" 2 класс.»
Конспект урока литературное чтение во 2 классе составила Меньших Т.В.
Тема: М.Пришвин “Осеннее утро “
Цель: формирование умений проводить простейший литературоведческий анализ через чтение произведения М. Пришвина
Задачи:
Образовательные:
-Формирование у детей навыков осознанного выразительного чтения;
- Расширение знаний о творчества М. Пришвина;
-Формирование умений выделять художественные образы в произведении.
Развивающие:
Регулятивные УУД:
-Развивать умение учиться высказывать свое мнение во время урока;
- Развивать умение оценивать свою деятельность.
Познавательные УУД:
-Формировать умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;
-Развивать умение работать с учебником;
Воспитательные:
-Способствовать формированию мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-Воспитывать умение слушать других;
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка выполнения домашнего задания.
Чтение рассказа В.Берестова “Хитрые грибы “.
-К какому жанру относится прочитанный текст?
3.Актуализация знаний. Определение жанра текстов. Сравнение.
А.В сентябре, чтобы показать, что она такая же красивая, как Лето, Осень надела наряд из цветов, трав и плодов. Получилось очень красиво и вкусно. По нижнему краю юбки были разбросаны хризантемы и астры разного цвета. Сразу стало по-летнему весело. Середину юбки украшали гроздья винограда с веточкой лозы.
Б. Осень длится с начала сентября и до конца ноября. В этот период с деревьев опадают листья, чаще льют дожди, становится холоднее на улице. Осень, другими словами, - это подготовка к зиме. Многие животные готовятся к предстоящей спячке, другие - к предстоящим холодам. В это время года солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, чем летом и холоднее.
4.Сообщение темы урока. Просмотр видео о Михаиле Пришвине. Рассказ учителя.
- Родился будущий писатель Михаил Пришвин в 1873 году в купеческой семье в деревне Хрущево . Отец его умер, когда ему было 7 лет, вместе с Мишей у матери осталось на руках еще шестеро детей. Сначала мальчик окончил сельскую школу, потом учился в Елецкой гимназии, но за неповиновение учителю его оттуда исключили. Потом он поехал в Тюмень к своему дядьке Игнатову, который на то время был крупным промышленником в суровых сибирских местах. Там юный Пришвин окончил училище, потом политехникум на химико-аграрное отделение. С 1896 года молодой Пришвин начинает увлекаться политическими кружками, в частности марксистскими, за что был арестован в 1897 году и отправлен на выселки в родной город Елец. Путь к литературе В 1900 году Пришвин Михаил отправляется на обучение в Германию в Лейпцигский университет на философский факультет агрономического отделения. Через время он возвращается в Россию и работает агрономом в Тульской губернии и следом в лаборатории профессора Д. Прянишникова, потом и в Петровской сельхозакадемии. После революции 1917 года он совмещает работу учителя в Елецкой гимназии (именно из нее его когда-то выгнали) и ведет краеведческую работу агронома. Его работа часто связана с природой. Он много наблюдает и умеет ценить красоту русской земли.
5.Знакомство с текстом М.Пришвина (прослушивание аудиозаписи).
6.Работа с текстом.
-Какое настроение передает автор?
-Чем любуется Пришвин?
-Почему природа как живая? Назовите этот прием.
-Сколько частей может быть в тексте?
-Прочитайте 2 абзац. Сколько предложений? - Пришвин стоял на берегу один? - Как он стоял на берегу? - А видели, когда люди так делают? - Давайте подумаем, почему Пришвин так сделал? (Болит сердце от грусти) - Говорят, что у каждого человека есть душа. Как вы понимаете, что такое душа? ( Ее никто не видел, но как будто бы она живет у нас в сердце.Душа – без тела, невидимая, бессмертная сила, имеющая самостоятельную жизнь от тела. Говорят, что когда человек умирает, душа остается.) - Какое выражениеподойдет к состоянию души автора, когда он прощался с листочками.
Душа нараспашку Душа в душу Душа болит
- Душой автор как бы улетает вместе с листьями и птицами. - Как вы думаете, какое у него было настроение? - Как это грустно?
-Сколько предложений в 3 абзаце? - Почему автор говорит: «…бывает грустно, и так хорошо!»? Так бывает? - А почему автору и грустно, и хорошо? - А как автор прощается с листьями? Прочитайте. - Какой художественный прием использован?
- О какой еще примете осени говорится в 4 абзаце? - Объясните, как это «бабье лето» осенью? - С чем сравнивается «бабье лето»? - А везде ли у автора одинаковое настроение? - Какое настроение у автора в начале рассказа? - А потом какое настроение?
7. Работа с серией картин.
На экране картины И.Левитана “Опавшие листья “ , “Летний сад осенью “, “ Золотая осень “.
- Осень вдохновляла и поэтов, и писателей, и композиторов, и художников. - Посмотрите на картины И.И.Левитана . - Какая из них подходит к тексту Пришвина? - Как бы вы назвали картину? - Какие краски использовал художник? - Какой изображен день? - А в нашем рассказе день солнечный? - Прочитайте.
Работа с приметами и пословицами.
- Подумайте, какие из примет осени подойдут к нашему рассказу. - А к нашему осеннему утру? - А теперь прочитайте поговорки. - Какие из них подходят к нашему рассказу? - А какие к поздней осени?
8. Итог урока. Домашнее задание. - У каждого времени года есть незаменимые, великолепные, неповторимые краски и звуки. Сегодня вы в этом убедились. При подготовке домашнего выразительного чтения учтите это и постарайтесь передать нужное настроение и эмоции. В учебнике с.78 .