kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения. Тема: М. Пришвин «Моя родина».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для учеников 3 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения. Тема: М. Пришвин «Моя родина».»

Тема урока: М. Пришвин «Моя родина».

Цели урока:

• Познакомить обучающихся с рассказом М. Пришвина «Моя родина»;

• совершенствовать умение читать текст правильно, осознанно и выразительно, целыми словами;

• развивать умения: вчитываться в рассказ; работать с содержанием произведения; находить в тексте информацию, заданную в явном виде; понимать смысл использованных в тексте образных выражений; характеризовать природу нашей родины на основе прочитанного; подтверждать свою точку зрения выдержками из текста;

• развивать творческие способности;

• развивать интерес к творчеству М. Пришвина;

• воспитывать патриотизм



Планируемые результаты

Предметные результаты

Обучающиеся научатся: правильному, осознанному и выразительному чтению текста целыми словами; работе с содержанием рассказа; составлению характеристики природы нашей страны на основе прочитанного; определению главной мысли произведения; использованию прикнижного словаря; составлению рассказа на заданную тему.



Метапредметные результаты (УУД)

Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий.

Познавательные: прогнозировать содержание текста по его заголовку; понимать содержание прочитанного произведения; характеризовать природу нашей родины на основе прочитанного; определять авторский замысел; находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном виде; объяснять значение слов с помощью словаря; определять главную мысль произведения; формулировать вывод и подтверждать свою точку зрения выдержками из текста.

Коммуникативные: участвовать в парной работе по составлению характеристики природы нашей страны; определять авторское отношение и формулировать свое отношение к прочитанному; рассказывать о природе

родного края

Личностные: интерес к творчеству М. Пришвина, любовь к природе, любовь к Родине.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Добрый день. Надеюсь, мы с вами сегодня хорошо поработаем, узнаем много нового и интересного.

2. Актуализация знаний.

Тема родной природы и  Родины  является одной из самых важных в творчестве поэтов, писателей, композиторов.

- Ребята, я предлагаю вам послушать песню. Послушайте и скажите, о чем она?

( песня «С чего начинается Родина?», муз. В Баснера, стихи М Матусовского.)

- О чём же эта песня? (О Родине)

Дети в своих рисунках отразили значение для них слова Родина, (выставка рисунков)

А обобщат всё сказанное ребята в своих стихах:

1 ученик

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

2 ученик

В нём умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котёнок......и я.

3 ученик

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком.

И на щёчке родинка -

Это тоже Родина!

- Как вы понимаете смысл слова «Родина»? (место, где родился и т.д.)

- Давайте посмотрим с вами в толковом словаре значение слова Родина .

- В каком городе мы живем?

- Что вы знаете о нашем городе?

«Охранять природу – значит охранять  Родину ».

 Родина  и природа неразделимы.

- Посмотрите на доску и скажите, что вы видите?

(выставка книг по творчеству М. М. Пришвина )

- Значит, о каком удивительном человеке, страстно любящим природу мы будем говорить? ( М.М.  Пришвине )

3. Знакомство с биографией писателя.

Вы лучше поймёте произведение, его сюжет, прочитав выдержки из биографии об этом писателе. (Работа по группам.)

Вспомним правила работы в группах.

Текст для 1 группы

Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься    наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

 




- Что узнали о жизни Пришвина?

Текст  для 2 группы

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст  для 3 группы

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом .Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей  капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.    

-Где побывал М.М. Пришвин ?

Текст  для 4 группы

Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом.

«После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался.

- Чем любил заниматься Пришвин?  (Охотой)

А вот в чём была её особенность, вы узнаете, прочитав  отрывок из воспоминаний Пришвина.

4. Тренировочные упражнения.

- В его рассказах путешествуя весной по лесу можно услышать пение птиц

- Мы удивимся такому пению и скажем удивлённо: «Ого»

- Вдруг показался ёж и мы радостно воскрикнем: « Ух,ты! »

- А сейчас поиграем в игру «Скороговорка»

- Сначала читаем скороговорку медленно, протяжно, затем в среднем темпе,

выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе.

Встретил в чаще ёж ежа

- Как погода, ёж?

- Свежа,

- И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съежась два ежа.

5. Предварительная работа над текстом

Пок/ры/ва/лось, ки/пя/ти/лось, вста/ва/ни/ю, Ро/ди/на, Кла/до/ва/я солн/ца, сок/ро/ви/ща/ми, про/буж/да/ет/ся.

Чтение слов по слогам, ставя ударение.

6. Изучение нового материала

Первичное восприятие рассказа. Чтение учителем.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом – очерком «Моя - Родина».

- Что же такое очерк? (дети находят в толковом словаре)

(Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе).

- Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного и расскажите, что вам больше всего запомнилось, поразило, удивило. Свой ответ начать вам помогут эти слова.
(Обратить внимание детей на доску, где записаны слова: «мне запомнилось…, меня удивило…, меня поразило…»
- Подумайте и скажите, какая тема этого произведения?
(Через описание красоты родной природы, автор говорит о любви к Родине.)

7. Словарная работа

Сок/ро/ви/ща

Кла/до/вая

- Что такое сокровища? (ответы детей)

Давайте посмотрим в толковом словаре значение этого слова

8. Физминутка.

На горе стоит лесок

(круговые движения руками)

Он не низок, не высок

(сесть, встать)

Удивительная птица

подает нам голосок

(глаза и руки вверх)

По тропинке два туриста

Шли домой издалека

(ходьба)

Говорят: « Такого свиста мы не слышали пока».

(плечи поднять)

9. Чтение  обучающимися. Анализ произведения.

а)  Чтение  цепочкой по предложению.

  • Определите жанр и тему произведения.

  • Кто является главным героем в произведении?

  • Какую привычку воспитала у  Пришвина  его мать? Прочитайте.

  • Найдите и прочитайте, как по-особенному готовилось молоко, и каким был чай?

  • Почему автор думает, что начинать работу надо вместе с солнцем? (прибыло здоровье, радость в жизни и счастье)

  • В чем заключалась «охота» писателя? Прочитайте.

Прочитает  классу .....

(он ходил на охоту с записной книжкой и охотился за открытиями, а не за птицей и зверем)

  • Как он вас называет? (молодые друзья)

  • С чем он сравнивает природу?

  • Что писатель называет «Кладовой солнца»? (природа, которая хранит сокровища жизни)

  • Какие «сокровища жизни» надо охранять? (рыб, леса, степи, горы, животных)

б) Выразительное чтение обучающимися.

в) Деления текста на части и составление плана обучающимися (проверка учителем).

- Запишите или нарисуйте.

10. Закрепление.

Работа в тетрадях на печатной основе.

  • Назовите «важные слова»

(Охранять природу – значит охранять Родину)

  • Какими являются эти слова для рассказа? (главными, главная мысль этого рассказа)

  • Какие пословицы или поговорки вы знаете, которые подошли бы по смыслу к произведению «Моя Родина».

(Береги землю родную, как мать любимую)

  • Что можете вы сделать, чтобы сберечь природу? (сажать деревья, убирать мусор, не загрязнять водоёмы, не рвать цветы)

11. Итог урока. Рефлексия по группам.

- Мы узнали о Пришвине М.М., что этот писатель особенно любил природу.

- Мы поняли, что охранять природу, значит беречь Родину.

- Мы учились читать бегло, выразительно и понимать текст.

- Мы узнали, что М. Пришвин называл свои произведения очерками.


Выполнение теста.

Самостоятельная работа.

Тема: Пришвин М.М. Тестирование. (Раздаются каждому ребёнку)

Тестирование покажет, как точно вы запомнили некоторые фразы и образные выражения, которые встречались в тексте.

1. Мать угостила меня …

а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. Потом и в городе …

а) я вставал на заре;

б) я вставал с первыми петухами;

в) я вставал рано.

3. После чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством.

5. Я прочитал(а)…

а) сказку;

б) рассказ;

в) очерк.

6. Очерк …

а) Пришвина М.М.;

б) Паустовского К.Г.;

в) Чарушина Е.И.



Перед вами «мишень» , закрасьте те части, которые считаешь нужным, был активным участником-закрась, было понятно- закрась и т.д.



1 ученик: Природа богата, но её богатства не бесконечны, и человек должен пользоваться ими как разумный и заботливый хозяин.



2 ученик: Закон об охране природы обязывает всех людей беречь природные богатства Родины, чтобы природа не истощилась и ещё долго служила людям.

3 ученик: В лугах ромашки солнечного цвета

Такие, что светлей на свете жить

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

12. Домашнее задание:

Исследовательский проект «Природа нашего края». Составьте рассказ о природе своего края, выучить последний абзац произведения « Моя   Родина» М.М.  Пришвина. 






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения. Тема: М. Пришвин «Моя родина».

Автор: Витковская Татьяна Николаевна

Дата: 14.03.2018

Номер свидетельства: 461880

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока литературного чтения по теме: "Е.И. Чарушин. Страшный рассказ""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-ie-i-charushin-strashnyi-rasskaz"
    ["file_id"] => string(6) "332958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465218283"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин "Ёж""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-m-prishvin-iozh"
    ["file_id"] => string(6) "306854"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458209748"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: " М.М. Пришвин " Моя Родина """
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_v_3_klasse_po_teme_m_m_prishvin_moia_ro"
    ["file_id"] => string(6) "576753"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1616674902"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект урока Моя малая родина"
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekturokamoiamalaiarodina"
    ["file_id"] => string(6) "271677"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451733140"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока на тему «М.М.  «Выскочка».  Характеристика героя на основе поступка». "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-na-tiemu-m-m-vyskochka-kharaktieristika-ghieroia-na-osnovie-postupka"
    ["file_id"] => string(6) "222766"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436792038"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства