Организационный момент. 1. Приветствие, сообщение названия урока: - Здравствуйте, урок чтения! - Давайте проверим вашу готовность, на столе должны лежать: дневник, учебник, ручка, карандаш, ластик. 2. Осанка. Правильно посадить детей за парты: - Сядьте ровно, красиво. - Для чего мы с детства должны следить за осанкой? ( Чтобы вырасти здоровыми и красивыми). 3. Сообщение темы и задач урока: - Сегодня предпоследний урок по повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». - Наша задача - дочитать повесть, составить характеристику героев, выделить главную мысль произведения. | | |
Проверка домашнего задания. Фронтально-обзорная беседа: (Слайд 3)? Какое произведение этого автора мы изучаем? (повесть «Кавказский пленник») Где происходят события ? (на Кавказе). Стихотворение Ю.М. Лермонтова (звучит кавказская мелодия): «Воздух там чист, как молитва ребенка; и люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит. Кавказ! Далекая страна! Жилище вольности простой! И ты несчастьями полна И окровавлена войной!» Максим сейчас соберёт из букв разрезанной азбуки слово «Кавказ», а вы, ребята, посмотрите на ленту времени, с которой мы обычно работаем. Когда происходят события? (19 век). Назовите годы кавказской войны. Сколько лет длилась эта война? Посмотрите, правильно ли Максим собрал слово «Кавказ»? Назовите главных героев повести (Жилин, Костылин, Дина). «Перепутанный план». Как вы считаете, в правильной ли последовательности расположены пункты этого плана? (нет – не правильно). Расположите пункты плана в правильной последовательности в соответствии с развитием сюжета повести. План. Условие татар об освобождении пленников. Помощь Дины. Тяжёлые дни плена. Встреча с Диной. Неудачный побег. Пленение Жилина. Освобождение. Ответы (слайд 5). Пленение Жилина. Тяжёлые дни плена. Условие татар об освобождении пленников. Встреча с Диной. Неудачный побег. Помощь Дины. Освобождение. - Итак, в какой последовательности происходят события в повести? Прочитайте пункты плана. Работа с иллюстрацией. - Посмотрите на экран, какой эпизод изображён на иллюстрации? (6 слайд) - Давайте озвучим иллюстрацию. Читаем эпизод по ролям. Стр. 127 со слова « …Слышит…….» Проблемный вопрос. - Докажите, что Дина стала настоящим другом для Жилина. (Приносила еду, предупредила об опасности, помогла бежать). - Так может поступать только настоящий друг. | Чей это портрет? Правильно: Л.Н.Толстого. Собирать слово «Кавказ» из букв разрезанной азбуки. Проверка выполнения задания. Какая буква выделена?(з) Работа с букварём: найди и подчеркни в тексте слово «зайчик». Сколько раз повторяется это слово в тексте? | Развитие долговременной памяти. Коррекция слухового восприятия. Коррекция мышления на основе упражнения на установление последователь-ности событий. Коррекция зрительного восприятия. Развитие аналитической деятельности. |
Работа с текстом. 1. Словарная работа. - Ребята, дома вы самостоятельно дочитали главу № 6 стр. 128 – 129.
- Вам встретились малознакомые и труднопроизносимые слова: ………(слова на экране, слайд 7).
- Как вы понимаете значение этих слов? бренчал – звенел; лощина – долина с пологими склонами, по которым легко взбираться; колодка – кусок дерева, здесь: надетый на ногу человека, весом свыше 15 кг.; верста – старая мера длины немного больше километра. (слова выведены на экран). Глядя на экран, дети играют: - Ребята, а теперь кто быстрее найдёт и прочитает: - имена существительные; - глаголы; - предпоследнее слово первого столбика.
перекрестился бренчал прямиком лощина верста колодка 2. Слово учителя: - Достигло ли стремление Жилина к свободе положительного результата?
- Удалось ли убежать ему из плена?
- Каков путь освобождения? Давайте прочитаем. 3. Чтение эстафетой. Установка: - итак, чтение эстафетой, проверим как вы подготовили чтение этого отрывка к уроку. Ваша задача: читать правильно, выразительно и отмечать ошибки товарищей при чтении. - Начинаю я, стр. 128 со слова «…Уж стал месяц бледнеть….», следим по тексту (передаёт эстафету, спрашивает: «Были ли ошибки при чтении?»)
4. ПАУЗА: а) упражнение для снятия напряжения мышц глазного яблока: «Дождь»; посмотреть глазами вверх, вниз, влево, вправо. б) Упражнение для коррекции общей моторики и снятие напряжения мышечного тонуса «Повтори за мной» (карточки – человечки). Работа по установлению смысловых связей и поступков героев между отдельными событиями прочитанного. а) Самостоятельная работа: - стр. 128. Аккуратно отметьте абзац со слов: «Перекрестился Жилин……..» до слов «…к нему приближается…». Аккуратно подчеркните в этом тексте словарные слова указанные на экране. Проверка: - прочитайте предложения с этими словами. (всего 3 предложения). б) Найдите слова, которые имеют переносное значение: на стр. 128 в одном абзаце со слов: «… Идёт Жилин…» - Прочитайте предложения с этими словами.
- Объясни, как сам понимаешь это выражение. (месяц выбрался – показался из-за гор; макушки засветились – на вершины деревьев падает лунный свет).
в) Какой самый волнующий, самый напряжённый момент в последней главе? (Жилин увидел татар. Татары бросились за Жилиным). - Работа с иллюстрацией в учебнике. Опишите это событие устно по иллюстрации. - А теперь прочитайте как автор описал это событие в тексте стр. 129. - Найдите в этом абзаце словосочетание в переносном значении (сердце оборвалось – очень испугался). г) А теперь учимся пересказывать близко к тексту. Читаем по предложению этот абзац и составляем схематичный рисунок. (2 ученика пересказывают по рисунку).
д) Придумать вопросы к прочитанному отрывку стр. 129 со слова: «…Казакам далеко…» до слов «…Братцы, братцы…» - читаем про себя. - Какие вопросы вы придумали к этому отрывку? (Что кричал Жилин? Сколько было казаков? Какие вопросы задавали казаки Жилину? Кому было ближе до Жилина – казакам или татарам?)
е) Выбрать подходящую к данному эпизоду пословицу (пословицы выведены на экран, слайд 8): - Как понимаете пословицу «Трус и в жизни мёртв»? ( Костылин себя вёл так, как будто он умер, он трус, ничего не делал для того, чтобы освободиться.)
| пауза Сколько раз повторяется заданное слово в тексте? На какую букву начинается? Работа с кассой слогов: составь слова из слогов. Подчеркни букву З в словах. Рисует. Работа с букварем. Буква «З». Чтение слов на эту букву. | Коррекция произвольного внимания. Коррекция произвольного внимания. Коррекция аналитической деятельности и произвольного внимания. Коррекция устной речи. Коррекция зрительного восприятия Коррекция опосредованной памяти. Коррекция устной речи. Коррекция аналитической деятельности. |
IV. Составление характеристики героев. Из предложенных черт характера выберите соответствующие Жилину и Костылину (слайд 9). Первая черта характера кому соответствует? Жилин смелый Костылин трусливый трудолюбивый ленивый способен на предательство верен дружбе надеется только на других надеется только на себя Вывод: Итак, ребята, мы определили черты характера Ж. и К. Дайте характеристику Жилину……………….. А фамилия Жилин от какого глагола образована? (жил). Жилин жил в плену: трудился, завел дружбу с татарами. Для чего? Чтобы убежать. Дайте характеристику Костылину………………… - Что напоминает вам фамилия Костылин? От какого слова образовано? (костыль), т.е помощь, опора, сам в жизни ничего не может, все время надеется на кого-то. Слайд 10: По данному началу и концу расскажите о Ж. : Служил на Кавказе русский офицер – Ж. Он был …………………. За это он вызывает уважение у взрослых и любовь у детей. - А Костылин вызывал уважение? (нет) А Костылин ……………………………. Поэтому ни у кого не вызывает уважения. V. Работа по выделению главной мысли произведения. А теперь, ребята, выделяем главную мысль повести. (На экран выводится название повести, слайд11): - «Кавказский пленник». (Говорится об одном герое? Но в повести 2 пленника – Жилин и Костылин.) Следующая фраза, слайд 11: - Так жил Жилин с товарищем целый месяц. (3 глава). - В предложении говорится о двух лицах, а глагол «жил» - в ед. числе). Почему же автор говорит о них жил – в единственном числе? Потому что жил в плену только Жилин. А Костылин просто существовал. Достигло ли стремление Жилина к свободе положительного результата? - Ребята, какова же главная мысль? Жилин для своего освобождения сделал все, что мог? Да. Слайд 12: Значит, главная мысль произведения – Жилин упорством, стремлением к свободе достиг своей цели. Чему учит эта повесть? Она учит нас преодолевать любые трудности в жизни. | | Коррекция мышления на основе упражнений на классификацию. Коррекция аналитической деятельности. |