kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе в 7 "К" классе по произведению "Кавказский пленник".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан для 7 класса адаптированной (коррекционной) школы 8 вида

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 7 "К" классе по произведению "Кавказский пленник".»

Тема урока: Л. Н. Толстой повесть «Кавказский пленник».7класс Составление характеристики героев.

Примечание: спецификой данного урока является его организация с составами школьников, имеющих легкую и умеренную умственную отсталость.

Конспект урока для учащихся 7 «Б» класса с лёгкой умственной отсталостью.

Конспект урока для ученика 7 «Б» класса Максима С. (умеренная умственная отсталость).

Тема. Л. Н. Толстой повесть «Кавказский пленник». (Составление характеристики героев.)

Слова и слоги с буквой З. Составление слов из букв и слогов.

Цель: познакомить с содержанием последней главы произведения. Задачи: работать над техникой чтения (правильного, беглого, сознательного), используя: перечитывание, пересказ, обсуждение эпизодов; обогащать словарный запас учащихся; формировать умение выделять главную мысль произведения, давать характеристику героям;

корригировать мышление на основе упражнений на анализ и синтез, на классификацию и обобщение; корригировать кратковременную память, слуховое восприятие, произвольное внимание, устную речь;

воспитывать нравственные качества личности (патриотизм).

Отработка навыков техники чтения. Корригировать мышление на основе упражнений на анализ и синтез; корригировать память, внимание.

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, проектор, экран, портрет Л. Толстого, таблица «Лента времени», карточки «Повтори за мной», гитара; касса букв, букварь,


Ход урока.

Этапы урока

Индивидуаль-ная работа

Коррекцион-ные цели

  1. Организационный момент.

1. Приветствие, сообщение названия урока:

- Здравствуйте, урок чтения!

- Давайте проверим вашу готовность, на столе должны лежать: дневник, учебник, ручка, карандаш, ластик.

2. Осанка. Правильно посадить детей за парты:

- Сядьте ровно, красиво.

- Для чего мы с детства должны следить за осанкой? ( Чтобы вырасти здоровыми и красивыми).

3. Сообщение темы и задач урока:

- Сегодня предпоследний урок по повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

- Наша задача - дочитать повесть, составить характеристику героев, выделить главную мысль произведения.




  1. Проверка домашнего задания.

  1. Фронтально-обзорная беседа:


    • Чей портрет вы видите на экране

(Слайд 3)?

    • Какое произведение этого автора мы изучаем? (повесть «Кавказский пленник»)

    • Где происходят события ? (на Кавказе).

    • Стихотворение Ю.М. Лермонтова (звучит кавказская мелодия):
      «Воздух там чист, как молитва ребенка;
      и люди, как вольные птицы, живут беззаботно;
      война их стихия;
      и в смуглых чертах их душа говорит.
      Кавказ! Далекая страна!
      Жилище вольности простой!
      И ты несчастьями полна
      И окровавлена войной!»


    • Как связаны эти строки М.Ю. Лермонтова с повестью Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»? (действие повести разворачивается на Кавказе. Идёт кавказская война).


    • Максим сейчас соберёт из букв разрезанной азбуки слово «Кавказ», а вы, ребята, посмотрите на ленту времени, с которой мы обычно работаем. Когда происходят события? (19 век).

    • Назовите годы кавказской войны.

    • Сколько лет длилась эта война?

    • Посмотрите, правильно ли Максим собрал слово «Кавказ»?

    • Назовите главных героев повести (Жилин, Костылин, Дина).


  1. «Перепутанный план».

  • Посмотрите на экран (слайд 4).

  • Предлагаю вашему вниманию план, происходящих в повести событий.

Как вы считаете, в правильной ли последовательности расположены пункты этого плана? (нет – не правильно).


Расположите пункты плана в правильной последовательности в соответствии с развитием сюжета повести.

План.

  1. Условие татар об освобождении пленников.

  2. Помощь Дины.

  3. Тяжёлые дни плена.

  4. Встреча с Диной.

  5. Неудачный побег.

  6. Пленение Жилина.

  7. Освобождение.

    • Итак, первое событие, происходящее в повести – пленение Жилина. Что дальше?......... Далее ….

Ответы (слайд 5).

  1. Пленение Жилина.

  2. Тяжёлые дни плена.

  3. Условие татар об освобождении пленников.

  4. Встреча с Диной.

  5. Неудачный побег.

  6. Помощь Дины.

  7. Освобождение.


- Итак, в какой последовательности происходят события в повести? Прочитайте пункты плана.


  1. Работа с иллюстрацией.

- Посмотрите на экран, какой эпизод изображён на иллюстрации? (6 слайд)


- Давайте озвучим иллюстрацию. Читаем эпизод по ролям. Стр. 127 со слова « …Слышит…….»


  1. Проблемный вопрос.

- Докажите, что Дина стала настоящим другом для Жилина. (Приносила еду, предупредила об опасности, помогла бежать).

- Так может поступать только настоящий друг.



Чей это портрет? Правильно: Л.Н.Толстого.



















Собирать слово «Кавказ» из букв разрезанной азбуки.




Проверка выполнения задания. Какая буква выделена?(з)


Работа с букварём: найди и подчеркни в тексте слово «зайчик». Сколько раз повторяется это слово в тексте?

















































Развитие долговременной памяти.










Коррекция слухового восприятия.























Коррекция мышления на основе упражнения на установление последователь-ности событий.



























Коррекция зрительного восприятия.






Развитие аналитической деятельности.





  1. Работа с текстом.

1. Словарная работа.
-
Ребята, дома вы самостоятельно дочитали главу № 6 стр. 128 – 129.

- Вам встретились малознакомые и труднопроизносимые слова: ………(слова на экране, слайд 7).

- Как вы понимаете значение этих слов? бренчал – звенел;

лощина – долина с пологими склонами, по которым легко взбираться;

колодка – кусок дерева, здесь: надетый на ногу человека, весом свыше 15 кг.;

верста – старая мера длины немного больше километра.

(слова выведены на экран).
Глядя на экран, дети играют:
- Ребята, а теперь кто быстрее найдёт и прочитает:
- имена существительные;
- глаголы;
- предпоследнее слово первого столбика.

перекрестился бренчал

прямиком лощина

верста колодка

2. Слово учителя:
-
Достигло ли стремление Жилина к свободе положительного результата?

- Удалось ли убежать ему из плена?

- Каков путь освобождения? Давайте прочитаем.
3. Чтение эстафетой.
Установка:
- итак, чтение эстафетой, проверим как вы подготовили чтение этого отрывка к уроку.
Ваша задача: читать правильно, выразительно и отмечать ошибки товарищей при чтении.
- Начинаю я, стр. 128 со слова «…Уж стал месяц бледнеть….», следим по тексту (передаёт эстафету, спрашивает: «Были ли ошибки при чтении?»)

4. ПАУЗА:

а) упражнение для снятия напряжения мышц глазного яблока: «Дождь»; посмотреть глазами вверх, вниз, влево, вправо.

б) Упражнение для коррекции общей моторики и снятие напряжения мышечного тонуса «Повтори за мной» (карточки – человечки).




  1. Работа по установлению смысловых связей и поступков героев между отдельными событиями прочитанного.
    а) Самостоятельная работа:
    - стр. 128. Аккуратно отметьте абзац со слов: «Перекрестился Жилин……..» до слов «…к нему приближается…». Аккуратно подчеркните в этом тексте словарные слова указанные на экране.


Проверка:

- прочитайте предложения с этими словами. (всего 3 предложения).


б) Найдите слова, которые имеют переносное значение: на стр. 128 в одном абзаце со слов: «… Идёт Жилин…»
- Прочитайте предложения с этими словами.

- Объясни, как сам понимаешь это выражение.
(месяц выбрался – показался из-за гор; макушки засветились – на вершины деревьев падает лунный свет).

в) Какой самый волнующий, самый напряжённый момент в последней главе? (Жилин увидел татар. Татары бросились за Жилиным).
- Работа с иллюстрацией в учебнике.
Опишите это событие устно по иллюстрации.


- А теперь прочитайте как автор описал это событие в тексте стр. 129.


- Найдите в этом абзаце словосочетание в переносном значении (сердце оборвалось – очень испугался).


г) А теперь учимся пересказывать близко к тексту.

Читаем по предложению этот абзац и составляем схематичный рисунок.
(2 ученика пересказывают по рисунку).

д) Придумать вопросы к прочитанному отрывку стр. 129 со слова: «…Казакам далеко…» до слов «…Братцы, братцы…» - читаем про себя.


- Какие вопросы вы придумали к этому отрывку? (Что кричал Жилин? Сколько было казаков? Какие вопросы задавали казаки Жилину? Кому было ближе до Жилина – казакам или татарам?)

е) Выбрать подходящую к данному эпизоду пословицу (пословицы выведены на экран, слайд 8):


  • Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

  • Бездельнику всегда тяжело.

  • Трус и в жизни мёртв.


- Как понимаете пословицу «Трус и в жизни мёртв»?

( Костылин себя вёл так, как будто он умер, он трус, ничего не делал для того, чтобы освободиться.)

















































пауза













Сколько раз повторяется заданное слово в тексте? На какую букву начинается?

Работа с кассой слогов: составь слова из слогов.

Подчеркни букву З в словах.






































Рисует.




Работа с букварем. Буква «З». Чтение слов на эту букву.






























Коррекция произвольного внимания.

















Коррекция произвольного внимания.





















Коррекция аналитической деятельности и произвольного внимания.













Коррекция устной речи.







Коррекция зрительного восприятия










Коррекция опосредованной памяти.



Коррекция устной речи.










Коррекция аналитической деятельности.

IV. Составление характеристики героев.

  1. Из предложенных черт характера выберите соответствующие Жилину и Костылину (слайд 9).
    Первая черта характера кому соответствует?

Жилин смелый Костылин

трусливый

трудолюбивый

ленивый

способен на предательство

верен дружбе

надеется только на других

надеется только на себя
Вывод:

Итак, ребята, мы определили черты характера Ж. и К. Дайте характеристику Жилину……………….. А фамилия Жилин от какого глагола образована? (жил). Жилин жил в плену: трудился, завел дружбу с татарами. Для чего? Чтобы убежать. Дайте характеристику Костылину…………………

-

Что напоминает вам фамилия Костылин? От какого слова образовано? (костыль), т.е помощь, опора, сам в жизни ничего не может, все время надеется на кого-то.

Слайд 10:

По данному началу и концу расскажите о Ж. : Служил на Кавказе русский офицер – Ж. Он был ………………….

За это он вызывает уважение у взрослых и любовь у детей.
- А Костылин вызывал уважение? (нет) А Костылин ……………………………. Поэтому ни у кого не вызывает уважения.


V. Работа по выделению главной мысли произведения.

А теперь, ребята, выделяем главную мысль повести. (На экран выводится название повести, слайд11):

- «Кавказский пленник». (Говорится об одном герое? Но в повести 2 пленника – Жилин и Костылин.)

Следующая фраза, слайд 11:

- Так жил Жилин с товарищем целый месяц. (3 глава).

- В предложении говорится о двух лицах, а глагол «жил» - в ед. числе).

Почему же автор говорит о них

жил – в единственном числе?

Потому что жил в плену только Жилин. А Костылин просто существовал.

Достигло ли стремление Жилина к свободе положительного результата?

- Ребята, какова же главная мысль?

Жилин для своего освобождения сделал все, что мог? Да. Слайд 12:

Значит, главная мысль произведения – Жилин упорством, стремлением к свободе достиг своей цели.

Чему учит эта повесть? Она учит нас преодолевать любые трудности в жизни.







Коррекция мышления на основе упражнений на классификацию.



































Коррекция аналитической деятельности.
























VI. Вывод.

1. Кавказская война – это война за территории (слайд 13). А страдают от этой войны простые люди и с той и с другой стороны.

- Сегодня Кавказ – в составе России. И Родина у нас одна – многострадальная Россия.

2. Хоровое исполнение песни А. Малинина «Россия» под гитарное сопровождение (слайды 14-16), на экран выведены слова.



Коррекция зрительного восприятия.




X. Итог урока.

- Объяснение оценок. Комментирование деятельности учащихся. (Хорошо читали, давали характеристику героям, отвечали на вопросы).

- Комментирование домашнего задания.

Стр. 128 – 129 прочитать, пересказать.


Читали слова на какую букву?

Покажи всем детям эту букву в собранном тобой слове «Кавказ».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по литературе в 7 "К" классе по произведению "Кавказский пленник".

Автор: Соловьёва Ирина Юрьевна

Дата: 25.04.2016

Номер свидетельства: 322409

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока литературы  в 5-ом классе "Тема и идея рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-om-klassie-tiema-i-idieia-rasskaza-l-n-tolstogho-kavkazskii-pliennik"
    ["file_id"] => string(6) "192709"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427507534"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Презентация и конспект  урока литературы 5 класс. Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". Сравнительная характеристика героев рассказа. "
    ["seo_title"] => string(137) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-litieratury-5-klass-l-n-tolstoi-kavkazskii-pliennik-sravnitiel-naia-kharaktieristika-ghieroiev-rasskaza"
    ["file_id"] => string(6) "181228"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425312982"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Урок литературы в 10 классе. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель."
    ["seo_title"] => string(71) "urok-litieratury-v-10-klassie-l-n-tolstoi-chieloviek-myslitiel-pisatiel"
    ["file_id"] => string(6) "247517"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446567624"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока-рассуждения на тему: "Что в сердце нашем самое святое?" (по рассказу Е.Носова "Кукла") "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-rassuzhdieniia-na-tiemu-chto-v-sierdtsie-nashiem-samoie-sviatoie-po-rasskazu-ie-nosova-kukla"
    ["file_id"] => string(6) "185478"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426182714"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема: "Жилин и Костылин: два разных характера, две разные судьбы""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_literature_v_5_klasse_tema_zhilin_i_kostylin_dva_raznykh_khara"
    ["file_id"] => string(6) "639656"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1699718080"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства