kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема: "Жилин и Костылин: два разных характера, две разные судьбы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заключительный урок по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник". Повторили содержание произведения. Развивали навыки сопоставительной характеристики героев. Главная мысль урока"Человек сам отвечает за свою судьбу"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема: "Жилин и Костылин: два разных характера, две разные судьбы"»

Тема урока:

Жилин и Костылин: два разных характера, две разные судьбы.

Цели урока:

Образовательная: обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев.

Развивающая: развивать навыки сопоставительной характеристики героев.

Воспитательная: воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

Задачи урока:

Образовательные: формирование представления о понятии «герой», сопоставление «героев».

Развивающие: формирование навыков познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы; развивать коммуникативные способности детей, проводить сопоставительный анализ.

Воспитательныепривитие любви к родине и природе в тесной взаимосвязи с музыкой, искусством.

Планируемые результаты:

Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по системе образов рассказа.

Метапредметные: приобщение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыков анализа художественного произведения, умение создавать обобщения.

Личностные: воспитание духовно-нравственной личности, самоопределение, обучение культуре речевого общения.



  1. Орг. Момент.

  2. Актуализация знаний.

-Ребята, какое произведение мы изучаем?

- Кто автор?

- Где происходят события? (на Кавказе)

3. Индивидуальное сообщение ученицы. Слайд 1

На самом юге России расположен горный регион – Кавказ. Это уникальный по своей красоте и самобытной культуре край, занимающий внушительную территорию между тремя морями: Каспийским, Азовским и Черным. Рельеф Кавказа очень разнообразен и включает в себя крупные низменности, равнины, возвышенности и самые высокие в России горы.

На Кавказе проживают народы многих национальностей: аварцы, чеченцы, татары, ногайцы и многие другие народы. Противоречия между народами, живущими на территории Кавказа, приводили и продолжают приводить и сегодня к конфликтам между ними. Выражение «горячая точка» относится именно к Кавказу.

- Какие события описывает автор? (стр. 232) Зачитать

«На Кавказе тогда война была…»

-Кто это? Как их зовут? (Жилин и Костылин) Слайд 2

- Что с ними случилось? (попали в плен)



- Чтобы определить тему сегодняшнего урока, ребята, предлагаю вам отгадать ключевое слово, которое нужно составить из начальных букв загаданных слов.


В тетради записываем число. Классная работа.

Слайд 3 Словарный диктант «Угадай слово»

1.Как называется дом-жилище горцев Кавказа? (Сакля)

2.Как татары называли пленника Жилина? (Урус)

3.Как в переводе звучит слово «молодец»? (Джигит)

4.Верхняя одежда татар (Бешмет)

5.Как называется татарская деревня? (аул)

Ключевое слово: СУДЬБА Слайд 4


Слайд 5

Тема урока: Жилин и Костылин: два разных характера, две разные судьбы.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? О чём мы сегодня будем с вами говорить? (Наша задача – составить характеристику героев, определить идею произведения) Слайд 6

Проблемный вопрос:

- Почему рассказ назван «Кавказский пленник», когда два героя попали в плен? (Постараемся ответить на этот вопрос к концу урока)


Беседа по прочитанному материалу, работа с таблицей:


- Как ведут себя герои в момент пленения? Слайд 7

- Почему Костылин просит прислать за него выкуп, не торгуясь, а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло?

Жилин отказывается платить большой выкуп, торгуется, пишет письмо с неверным адресом, не хочет тревожить старую мать и требовать от неё непосильного. Он надеется на свои силы, активно ищет выхода, проявляет смелость: «Не боялся да не буду бояться вас, собак!» Стр. 241

Костылин соглашается на выкуп в 5 тысяч, не торгуется, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, не хочет ничего предпринимать, не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам.

- О каких чертах характера Жилина это говорит?

(Заботливый, любящий сын.)


- Зачем же Жилин торгуется с татарами, заведомо зная, что письмо не дойдет? Не все ли равно, какую сумму ему просить?

(Решает,”c ними, что робеть, то хуже”) Стр. 239

- Какое чувство у татар вызывает такое поведение героев?

(Жилин вызывает к себе симпатию врагов, он им нравится, о Жилине говорят “джигит”. Костылина же называют «смирный»)


- Где жили герои в плену? (в сарае)

- Чем питались? (Лепешка из просяной муки или тесто сырое да вода; потом молоком, сырными лепешками, иногда даже бараниной).

- Чем занимались во время плена? (стр. 241, 243) Слайд 8

(Жилин писем не писал, все высматривал, выпытывал, как ему устроить побег рукодельничал: лепил кукол; плел корзинки из прутьев; мастерил игрушечную карусель на диво всему аулу; чинил оружие, часы; учился понимать татарский язык.

Костылин пассивен, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации.)

- Какие черты характера отличают героев? Слайд 9

(при захвате татарами, в плену, при побеге)

- Что общего у героев? 

Жилин и Костылин – дворяне, офицеры русской армии, служат на Кавказе, оба отправляются в отпуск, оба попадают в плен.

- Какова внешность героев? (стр. 234, 250) Слайд 10

- Как ведут себя герои во время первого побега?

Жилин, не смотря на раны, идет бойко. Костылин же всю дорогу ноет, даже когда его несет Жилин.

- Как ведут себя во время второго?

Костылин даже не пытается.

Слайд 11 Прослушивание песни Высоцкого «Песня о друге»

- Как песня В. Высоцкого перекликается с темой нашего урока? В какой ситуации проявляются характеры героев? Их настоящие черты? (В трудной ситуации, например, во время войны)

- Ребята, а сейчас, наше время можно назвать таким временем, когда человек делает выбор, когда проявляются лучшие или худшие черты характера?

- А почему у героев такие фамилии? (ответы учеников)

- Что такое «жила»? – прочное окончание мышц; отсюда слова «жилистый», «двужильный». Так говорят о выносливом, крепком человеке. Слайд 12

Что такое «костыль»? – палка для хромых, безногих, то есть, можно сказать, что фамилия характеризует героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре.


Такой приём в литературе называется «говорящие» фамилии. Слайд 13

Чем закончилась повесть? Удалось Жилину бежать?

Жилин остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

- Давайте вернёмся к главному вопросу урока. Рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду? Что помогает Жилину жить в плену и уйти из плена? 

Речь идёт о Жилине. Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в собственную правоту. Он не перекладывает трудности на плечи других, проявляет смекалку и находчивость. Не теряет самообладания. Он добр и великодушен по отношению к окружающим. Силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до читателей автор.

Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вырваться на свободу.


- Оба героя - офицеры, попали в плен к татарам, оба вернулись из плена. Можно ли говорить о том, что у них разные судьбы. Почему? Так что же такое судьба, зависит ли она всегда только от обстоятельств или можно ее изменить? Зависит ли судьба человека от его поступков?

Жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек делает сам. Мы должны понимать, что наша судьба зависит во многом от нашего поведения. Война испытывает людей. Для многих война - испытание на прочность, выносливость, человечность. Здесь люди в пограничной ситуации, их дальнейшая судьба зависит от них: действовать или безразлично умереть? Люди, сильные духом, ответственные за всех, имеющие человеческое достоинство, в таких ситуациях умеют принимать правильное решение.


- Чему учит рассказ?

Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели.

-Так можно ли изменить свою судьбу или следовать обстоятельствам?

Учащиеся должны прийти к выводу, что Л.Н. Толстой в своем рассказе о войне показал, что жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам. Наша судьба в наших руках.

Лев Толстой писал: «Человек сам отвечает за свою судьбу» Слайд 14



Работа в группах. Задание:

Распределите пословицы на тематические группы, озаглавьте эти группы.



  1. Сам пропадай, а друга выручай.

  2. Без беды друга не узнаешь

  3. Смелость города берёт

  4. Либо пан, либо пропал.

  5. С руками нигде не пропадёшь

  6. Труд человека кормит, а лень портит.

  7. Лучше смерть, нежели позор.

  8. Береги платье снову, а честь смолоду.



Итоги урока. Оценки.



Рефлексия 

- Сейчас я попрошу выбрать героя, который вам понравился больше. Почему? Почему его выбрал сосед?

Учитель: оцените себя на уроке и прикрепите смайлик своего настроения.

На уроке было:

- интересно

- познавательно

- скучно

Я на уроке:

- работал(а)

- всё поняла

- отдыхала





Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: «Над чем заставил задуматься рассказ «Кавказский пленник»?»











































Оценочный лист__________________________



Словарная работа (самооценка)

Беседа по рассказу (самооценка)

Беседа по рассказу (оценка учителя)

Работа в парах (по пословицам) (самооценка)







Оценочный лист__________________________



Словарная работа (самооценка)

Беседа по рассказу (самооценка)

Беседа по рассказу (оценка учителя)

Работа в парах (по пословицам) (самооценка)







Оценочный лист__________________________



Словарная работа (самооценка)

Беседа по рассказу (самооценка)

Беседа по рассказу (оценка учителя)

Работа в парах (по пословицам) (самооценка)







Оценочный лист__________________________



Словарная работа (самооценка)

Беседа по рассказу (самооценка)

Беседа по рассказу (оценка учителя)

Работа в парах (по пословицам) (самооценка)







Оценочный лист__________________________



Словарная работа (самооценка)

Беседа по рассказу (самооценка)

Беседа по рассказу (оценка учителя)

Работа в парах (по пословицам) (самооценка)










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Груздева Вера Михайловна

Дата: 11.11.2023

Номер свидетельства: 639656


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства