Конспект урока по литературе в 10 классе
Тема: Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель
Цель: познакомить с биографией и мировоззрением писателя.
Задачи: - раскрыть смысл жизни писателя; познакомить с его жизненным кредо и раскрыть содержание его мировоззренческих взглядов на жизнь;
- на основании жизненных принципов писателя воспитывать у учащихся тот уровень нравственной высоты, который поможет ученикам определиться в жизни;
- учить учащихся работать самостоятельно в группах по предложенному материалу;
Оборудование и оформление урока: - выставка фотоматериалов;
- иллюстрации по биографии писателя и его произведениям;
- книга Л.Н.Толстого «Свет Ясной Поляны»;
- презентации, подготовленные учениками;
- Тема, эпиграф (выбрать самостоятельно из предложенных) на экране;
- Тетради учеников.
Применение педагогической технологии: элементы дифференцированного обучения
Ход урока
На экране варианты эпиграфов – высказывания о Толстом писателей М. Горького, Т.Драйзера, самого Л.Н.Толстого из его писем П.Д.Боборыкину, 1865г, слова Толстого о человеке. (Например: «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя». Л.Н.Толстой)
Ученики ранее были разбиты на группы и самостоятельно готовили материал к уроку.
Направления материала были предложены учениками, а ребята выбирали тематику, ориентируясь на свой интерес.
1 этап. Слово учителя: озвучено направление работы, которое приобретет урок
Учитель ставит перед ребятами цель: по результатам работы ученики должны самостоятельно определить мировоззренческие взгляды писателя, его жизненное кредо по той информации, которую они подготовили и с которой всех познакомят.
Учитель предлагает также выбрать эпиграф, который более будет подходить к той информации, которую озвучат ученики на уроке.
Работа по группам:
на экране схема: этапы жизненного и идейно-творческого развития Л. Толстого:
1828 – 1849гг – Детство, отрочество, юность: истоки личности.
1849-1851гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.
1851-1855гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру»
1860-1870. Писатель, общественный деятель, педагог.
1880-1890гг. «Я отрекся от жизни нашего круга»
1900-1910гг. Люди и встречи. Исход.
Ученики 1 группы – Начало биографии; экскурсия по толстовским местам; ясная Поляна: чувство красоты, сердечности, Родины (повесть «Детство»)
2 группа – Продолжение рассказа о биографии писателя; воспоминания современников Толстого; «Быть, а не казаться», жажда правды и справедливости, острое чувство фальши. «Зеленая палочка» (и «поиски» ее в «Кавказском пленнике» и «После бала»)
3 группа – Дневниковые записи Толстого. Студенческая пора: стремление найти себя; «Правила жизни». Жить для других, для добра – нравственное кредо.
4 группа – Сложность и противоречивость интересов.
5 группа – Борьба с собой и ее отражение в последующем творчестве (например, «Война и мир» - искания П. Безухова)
2.Основной этап:
2.1.Ученики осмысленно объясняют выбор эпиграфа, который, по их мнению раскрывает содержание предложенной ими информации или дополняет ее по смыслу.
Доказательная база выстраивается учениками одной группы, но мнение спрашивается у ребят всего класса. Возникает диалог.
И так звучат последующие ответы всех групп
2.2. Самостоятельно определить мировоззренческие взгляды писателя, его жизненное кредо; обменяться опытом вслух и записать тезисно в тетрадь.
(Ребята диктуют свои мысли для записи в тетрадь всеми учениками)
3 этап заключительный:
У: Составить на перспективу (на 1 месяц) план работы для себя с учетом своих мировоззренческих взглядов и своего жизненного кредо.
Обосновать свой план с точки зрения нравственной высоты по-толстовски.
4 этап: Итог и рефлексия.
Краткие умозаключения: Что есть Л.Н.Толстой в моем понимании.
Чему учит жизнь и деятельность писателя.
Мои жизненные ориентиры по Толстому.
Что необходимо изменить в самом себе в недалеком будущем?
5 этап. Домашнее задание:
Характеристика эпохи Толстого.
Работа в группах: 7 групп:
- «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки 2-ой половины 19 в»;
- рассказ об одном из портретов Толстого;
- мемуары: цитаты из воспоминаний современников Толстого и осмысление цитат;
- архивная группа: работа с дневниковыми записями Толстого, анализ сгруппированных по годам выдержек, позволяющих проследить формирование личности писателя, его идеи нравственного самосовершенствования;
- любители поэзии: подбор стихотворений о Толстом, раскрывающих различные грани его жизни и творчества;
- библиографы: подбор литературы и оформление выставки «Свет Ясной Поляны»;
- смекалистые: составление и проведение викторины о Толстом.