Конспект урока по литературе "Петербург Достоевского"
Конспект урока по литературе "Петербург Достоевского"
Урок разработан в соответствии с ФГОС. На уроке используются активные формы работы обучающихся с текстом. Реализовано коллективное целеполагание, сопоставительный анализ эпизодов, характеризующих Петербург Достоевского, рефлексия урока.Осуществлены межпредметные связи с музыкой, изобразительным искусством.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Петербург Достоевского"»
9
МОУ Пречистенская СОШ
Урок литературы в 10 классе
Тема: «Петербург Достоевского»
Учитель: Салова О.В.
п. Пречистое
2010 г
Введение в тему урока.
Вопрос ко всем присутствующим:
─ Любите ли вы путешествовать?
(Звучат ответы присутствующих)
─ Какое путешествие подарило вам самые яркие впечатления и почему?
(Звучат ответы присутствующих)
─ Ребята из нашего класса тоже любят путешествовать, и сегодня своими самыми яркими впечатлениями, привезёнными из путешествия по родной России, поделятся Саша и Семён.
(Презентация «Мой Петербург»)
─ Почему-то на уроке литературы мы сегодня заговорили о Петербурге?
(Действие романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», знакомство с которым мы уже начали, происходит в Петербурге)
─ Итак, тема урока «Петербург Достоевского». Поработав в парах, сформулируйте цель урока: что мы сегодня должны узнать, понять, чему научиться, чего должны достигнуть.
(Работа в парах, формулировка цели урока)
Коллективное целеполагание.
Озвучивание результатов работы в парах.
Таким образом, каждая пара в результате совместной работы поставила себе цель изучения данной темы. В конце урока посмотрим, насколько достигнуты наши цели.
Какой он, Петербург Достоевского?
Какую роль играет в романе этот образ?
Цель:
показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои;
понять, как изображает писатель жизнь униженных и оскорблённых;
подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
Анализ эпизодов, создающих образ Петербурга.
Анализ пейзажей.
─ Итак, место действия романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - Петербург.
─ Время действия? (1865 год)
─ Время года? (Лето)
─ Какие цвета, какие краски вы бы обязательно выбрали, если бы стали рисовать летний городской пейзаж? (Обсуждение)
─ Ф.М. Достоевский вплетает в канву романа несколько пейзажных зарисовок.
Какие они, пейзажи Достоевского в романе «Преступление и наказание»?
Какова их роль?
Ответы на эти вопросы мы получим, выполнив следующие задания.
(Анализ пейзажей в парах по предложенным вопросам.)
Вопросы к анализу:
Чьими глазами мы видим этот пейзаж?
В какой момент жизни героя написан пейзаж?
Какие слова в пейзаже являются ключевыми?
Какое настроение, мысли, чувства вызывает пейзаж?
Как этот пейзаж соотносится с общей картиной города?
Озаглавьте пейзаж словами из текста?
– 1, с. 6. «Отвратительный и грустный колорит картины»
- 1, с. 77. «Опять жара».
─ Этот пейзаж – подчёркнутое повторение предыдущей картины.
─ Почему Достоевский так упорно, настойчиво повторяет одни и те же слова в описании города?
(Повторы необходимы, чтобы ярче показать нищету, в которой живут герои романа)
─ Какое отношение Достоевского к Петербургу вы почувствовали в этих пейзажах?
(Достоевский ненавидит Петербург, так как в этом городе трудно жить)
– 2, с. 93. «Великолепная панорама Петербурга»
Панорама великолепного Петербурга контрастна с предыдущими городскими пейзажами. Город сияет во всей своей красоте.
Картина великолепной панорамы веет холодом на Раскольникова и ему подобных, производит угрюмое впечатление, т.к. он чувствует себя чужим, отверженным среди богатых особняков, от которых веет недоступностью.
Именно здесь, в этой части города, забывшись, он получил удар по спине от кучера богатой коляски и услышал вокруг злобный смех.
Здесь ему в руку богатая купчиха вложила двугривенный, по платью приняв за нищего.
– 6, с. 125. «Духота стояла прежняя».
Не вдохновляет и вечерний Петербург. Человек задыхается в городе под тяжёлым петербургским небом. Ему необходим чистый воздух.
– 5, с. 339. «Вид из окна Раскольникова».
Ужасающая картина нищеты квартала, в котором живёт Родион Раскольников, видна из окна его комнаты.
Выразительное чтение и анализ каждого пейзажа.
Составление схемы на доске, её комментарий.
Опишите состояние человека в этом городе.
Общий вывод по анализу пейзажей:
Пейзажи романа Достоевского психологические: описание природы соответствует душевному состоянию Раскольникова.
Безрадостный городской пейзаж соответствует больным, диким мыслям бедного студента. Он замышляет убийство старухи-процентщицы.
Городской пейзаж мы видим его глазами, вместе с ним ощущаем невыносимую духоту.
Прекрасный простор также давит, и мучит, и гнетёт Раскольникова, как и духота, теснота, жара, и грязь улиц.
В этом отношении Раскольникова к природе – его отношение к миру.
Герой задыхается в этом городе, в мире.
Прослушивание музыкальных фрагментов. Физкультминутка.
Музыкальную интерпретацию петербургских страниц романа предлагает послушать нам Анжела. Сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь, пусть работает только ваше воображение.
Вопрос классу после прослушивания музыки:
Настроение каких страниц романа соответствует настроению этих музыкальных фрагментов?
У кого есть вопросы к Анжеле?
Вопрос Анжеле:
Музыка какого композитора звучала? Как называется это музыкальное произведение?
Почему ты выбрала именно эту музыку?
Какую музыку вспоминали вы, когда читали роман?
Анализ уличных сцен.
Похоже, мы слышим уже и шум улиц Петербурга. Да, это Антон и Сергей приглашают нас совершить виртуальное путешествие по тем местам Петербурга, которые связаны с романом Достоевского.
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» часто называют петербургским романом.
Обратите внимание на эту, столь необычную карту: условными знаками здесь отмечены те дома, улицы, площади, переулки, которые упоминаются в романе.
Вот дом Раскольникова, вот Столярный переулок, вот Сенная, вот Юсуповский сад, вот Полицейская контора, вот дом Сони Мармеладовой, дом старухи-процентщицы.
Когда читаешь эту карту, то мысленно проходишь вместе с Родионом Раскольниковым весь его путь, который назван Достоевским «преступление и наказание»
С главным героем романа Родионом Раскольниковым мы впервые знакомимся, когда он в один из жарких летних дней идет на пробу.
Путь его не был долгим; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома до дома старухи-процентщицы.
Кто помнит, сколько шагов? (ровно 730)
Почему Раскольников знал точное количество шагов?
Он неоднократно ходил в этот дом, значит, главный герой тщательно готовился к преступлению, готовился проверить свою теорию. Невозможно не обратить внимание на описание дома старухи-процентщицы: «С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою на Гороховую улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками – портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.»
Какие ассоциации вызывает у вас этот дом?
Вынашивая свою теорию, Раскольников часто блуждал поулицам Петербурга. Что он там видел? Главный герой наблюдал следующие сцены:
по улице в огромной телеге везут неизвестно почему и куда пьяного;
из распивочной, в которую вход был с тротуара по лестнице вниз, в подвальный этаж, выходили двое пьяных;
на Сенной площади, по которой он проходил около девяти часов вечера, торговцы запирали свои заведения, прибирали товар. Около харчевен и распивочных, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Раскольников, по словам самого автора, любил эти места: тут на его лохмотья никто не обращал внимания. Здесь он мог быть самим собой и мог не остерегаться укоризненных взглядов прохожих;
«Не доходя Сенной, нам мостовой, перед мелочною лавкой стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувствительный романс. Он аккомпанировал стоящей впереди его на тротуаре девушке, лет пятнадцати, одетой как барышня …»;
На Николаевском мосту его плотно хлестнул кнутом кучер одной коляски. Достоевский замечает: «Кругом, разумеется, раздавался смех».
Что заключается в авторском «разумеется»?
(Достоевский показывает, что иные отношения, кроме безразличия, любопытства, злорадной насмешки противоестественны в этом мире. Люди смотрят друг на друга враждебно. В этом слове признание существующей между людьми разобщённости).
На Садовой « …есть большой дом, весь под распивочными и прочими съестно-выпивательными заведениями стр. 127
на Вознесенском мосту Раскольников стал свидетелем самоубийства женщины. В порыве отчаяния женщина расстается со своей жизнью. Эта картина характеризует жизнь города, показывает, то состояние, в котором находятся такие же, как Раскольников: они на грани срыва.
В духоте узких улочек, в тесноте перенаселённых квартир развёртывается потрясающая драма жизни униженных и оскорблённых, жизни на позорных для человека условиях. Петербург – виновник разыгрывающихся драм. Глазами Раскольникова воссоздаётся в романе преступное состояние мира, в котором право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью.
Какие будут дополнения по анализу уличных сцен?
Самостоятельная работа в тетрадях «Люди Петербурга».
Отнюдь не пустынны улицы Петербурга. Охарактеризуйте тех, кто живт в этом городе. Итак, люди Петербурга Достоевского.
Кто они?
Какие они?
Как выглядят?
Чем живут?
Как живут?
Что чувствуют?
Почему они такие?
От встреч с этими людьми остаётся ощущение чего-то жалкого, безобразного.
Самостоятельная работа в тетрадях «Дети Петербурга».
Вывод: изображение интерьеров оставляет впечатление чего-то неправильного, грязного, безобразного.
Каморка Раскольникова – это тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.
Творческая интерпретация страниц романа. Презентация рисунков к роману, выполненных ученицей.
Свой вариант прочтения и интерпретации страниц романа Достоевского представляет нам сегодня Татьяна Мартьянова. У нас есть уникальная возможность побывать на выставке начинающего художника.
- Какие страницы романа, его эпизоды приходят вам на память, когда вы смотрите на мои картины?
- Рассказ ученицы о том, почему появилось желание создать свои работы именно к этим строкам романа.
Петербург 19 века в живописи. Презентация исследовательской работы учениц.
Продолжите фразы:
Петербург Достоевского– это город … (социальных контрастов) враждебен человеку, теснит его, давит, создаёт атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления., губит нравственность.
Петербург Достоевского – это символ … (жизни неблагополучной, безнравственной)
Петербург Достоевского – это мир … (неправды, несправедливости, несчастья, преступлений, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев.
Петербург буквально преследует Раскольникова. Он дан только в восприятии героя. Именно такой город мог породить мысли о преступлении.
Таким образом, Петербург в романе Достоевского – это и фон, на котором разворачиваются события, и символ жизни неблагополучной, безнравственной, это и действующий персонаж романа.
Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть».
«Редко где найдёте столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - заявляет Достоевский устами Свидригайлова.
Петербург Пушкина и Гоголя.
Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы.
Презентация работы Саши и Кати.
- Вспомните, в каких произведениях русских писателей, поэтов встречается Петербург?
- Какие традиции Гоголя и Пушкина в изображении Петербурга развивает Достоевский?
Приёмы создания образа Петербурга:
Пейзажи
Сцены уличной жизни
Люди
Интерьеры
Рефлексия.
Посмотрите ещё раз на ту цель, которую вы поставили перед собой в начале урока. Достигнута ли она? В полной мере?
Оценивание. Слово экспертам.
Домашнее задание: творческая работа «Мой Петербург Достоевского»