kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе "Петербург Достоевского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС. На уроке используются активные формы работы обучающихся с текстом. Реализовано коллективное целеполагание, сопоставительный анализ эпизодов, характеризующих Петербург Достоевского, рефлексия урока.Осуществлены межпредметные связи с музыкой, изобразительным искусством.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Петербург Достоевского"»

9




МОУ Пречистенская СОШ











Урок литературы в 10 классе


Тема: «Петербург Достоевского»


Учитель: Салова О.В.


























п. Пречистое

2010 г

  1. Введение в тему урока.

Вопрос ко всем присутствующим:

─ Любите ли вы путешествовать?

(Звучат ответы присутствующих)


─ Какое путешествие подарило вам самые яркие впечатления и почему?

(Звучат ответы присутствующих)


─ Ребята из нашего класса тоже любят путешествовать, и сегодня своими самыми яркими впечатлениями, привезёнными из путешествия по родной России, поделятся Саша и Семён.

(Презентация «Мой Петербург»)


─ Почему-то на уроке литературы мы сегодня заговорили о Петербурге?

(Действие романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», знакомство с которым мы уже начали, происходит в Петербурге)


─ Итак, тема урока «Петербург Достоевского». Поработав в парах, сформулируйте цель урока: что мы сегодня должны узнать, понять, чему научиться, чего должны достигнуть.

(Работа в парах, формулировка цели урока)


  1. Коллективное целеполагание.

Озвучивание результатов работы в парах.

Таким образом, каждая пара в результате совместной работы поставила себе цель изучения данной темы. В конце урока посмотрим, насколько достигнуты наши цели.


Какой он, Петербург Достоевского?

Какую роль играет в романе этот образ?


Цель:

  • показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои;

  • понять, как изображает писатель жизнь униженных и оскорблённых;

  • подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.










  1. Анализ эпизодов, создающих образ Петербурга.

        1. Анализ пейзажей.


─ Итак, место действия романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - Петербург.


─ Время действия? (1865 год)


─ Время года? (Лето)


─ Какие цвета, какие краски вы бы обязательно выбрали, если бы стали рисовать летний городской пейзаж? (Обсуждение)


─ Ф.М. Достоевский вплетает в канву романа несколько пейзажных зарисовок.


Какие они, пейзажи Достоевского в романе «Преступление и наказание»?

Какова их роль?

Ответы на эти вопросы мы получим, выполнив следующие задания.

(Анализ пейзажей в парах по предложенным вопросам.)


Вопросы к анализу:

  1. Чьими глазами мы видим этот пейзаж?

  2. В какой момент жизни героя написан пейзаж?

  3. Какие слова в пейзаже являются ключевыми?

  4. Какое настроение, мысли, чувства вызывает пейзаж?

  5. Как этот пейзаж соотносится с общей картиной города?

  6. Озаглавьте пейзаж словами из текста?


    1. – 1, с. 6. «Отвратительный и грустный колорит картины»

    2. - 1, с. 77. «Опять жара».


─ Этот пейзаж – подчёркнутое повторение предыдущей картины.


─ Почему Достоевский так упорно, настойчиво повторяет одни и те же слова в описании города?

(Повторы необходимы, чтобы ярче показать нищету, в которой живут герои романа)


─ Какое отношение Достоевского к Петербургу вы почувствовали в этих пейзажах?

(Достоевский ненавидит Петербург, так как в этом городе трудно жить)



  1. – 2, с. 93. «Великолепная панорама Петербурга»


Панорама великолепного Петербурга контрастна с предыдущими городскими пейзажами. Город сияет во всей своей красоте.

Картина великолепной панорамы веет холодом на Раскольникова и ему подобных, производит угрюмое впечатление, т.к. он чувствует себя чужим, отверженным среди богатых особняков, от которых веет недоступностью.

Именно здесь, в этой части города, забывшись, он получил удар по спине от кучера богатой коляски и услышал вокруг злобный смех.

Здесь ему в руку богатая купчиха вложила двугривенный, по платью приняв за нищего.



  1. – 6, с. 125. «Духота стояла прежняя».


Не вдохновляет и вечерний Петербург. Человек задыхается в городе под тяжёлым петербургским небом. Ему необходим чистый воздух.


  1. – 5, с. 339. «Вид из окна Раскольникова».


Ужасающая картина нищеты квартала, в котором живёт Родион Раскольников, видна из окна его комнаты.


Выразительное чтение и анализ каждого пейзажа.


Составление схемы на доске, её комментарий.


Опишите состояние человека в этом городе.


Общий вывод по анализу пейзажей:

Пейзажи романа Достоевского психологические: описание природы соответствует душевному состоянию Раскольникова.

Безрадостный городской пейзаж соответствует больным, диким мыслям бедного студента. Он замышляет убийство старухи-процентщицы.

Городской пейзаж мы видим его глазами, вместе с ним ощущаем невыносимую духоту.

Прекрасный простор также давит, и мучит, и гнетёт Раскольникова, как и духота, теснота, жара, и грязь улиц.

В этом отношении Раскольникова к природе – его отношение к миру.

Герой задыхается в этом городе, в мире.






  1. Прослушивание музыкальных фрагментов. Физкультминутка.

Музыкальную интерпретацию петербургских страниц романа предлагает послушать нам Анжела. Сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь, пусть работает только ваше воображение.


Вопрос классу после прослушивания музыки:

Настроение каких страниц романа соответствует настроению этих музыкальных фрагментов?


У кого есть вопросы к Анжеле?


Вопрос Анжеле:

Музыка какого композитора звучала? Как называется это музыкальное произведение?

Почему ты выбрала именно эту музыку?


Какую музыку вспоминали вы, когда читали роман?


  1. Анализ уличных сцен.


Похоже, мы слышим уже и шум улиц Петербурга. Да, это Антон и Сергей приглашают нас совершить виртуальное путешествие по тем местам Петербурга, которые связаны с романом Достоевского.


Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» часто называют петербургским романом.

Обратите внимание на эту, столь необычную карту: условными знаками здесь отмечены те дома, улицы, площади, переулки, которые упоминаются в романе.

Вот дом Раскольникова, вот Столярный переулок, вот Сенная, вот Юсуповский сад, вот Полицейская контора, вот дом Сони Мармеладовой, дом старухи-процентщицы.

Когда читаешь эту карту, то мысленно проходишь вместе с Родионом Раскольниковым весь его путь, который назван Достоевским «преступление и наказание»

С главным героем романа Родионом Раскольниковым мы впервые знакомимся, когда он в один из жарких летних дней идет на пробу.

Путь его не был долгим; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома до дома старухи-процентщицы.

Кто помнит, сколько шагов? (ровно 730)


Почему Раскольников знал точное количество шагов?


Он неоднократно ходил в этот дом, значит, главный герой тщательно готовился к преступлению, готовился проверить свою теорию. Невозможно не обратить внимание на описание дома старухи-процентщицы: «С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою на Гороховую улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками – портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.»


Какие ассоциации вызывает у вас этот дом?


Вынашивая свою теорию, Раскольников часто блуждал по улицам Петербурга. Что он там видел? Главный герой наблюдал следующие сцены:

  • по улице в огромной телеге везут неизвестно почему и куда пьяного;

  • из распивочной, в которую вход был с тротуара по лестнице вниз, в подвальный этаж, выходили двое пьяных;

  • на Сенной площади, по которой он проходил около девяти часов вечера, торговцы запирали свои заведения, прибирали товар. Около харчевен и распивочных, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Раскольников, по словам самого автора, любил эти места: тут на его лохмотья никто не обращал внимания. Здесь он мог быть самим собой и мог не остерегаться укоризненных взглядов прохожих;

  • «Не доходя Сенной, нам мостовой, перед мелочною лавкой стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувствительный романс. Он аккомпанировал стоящей впереди его на тротуаре девушке, лет пятнадцати, одетой как барышня …»;

  • На Николаевском мосту его плотно хлестнул кнутом кучер одной коляски. Достоевский замечает: «Кругом, разумеется, раздавался смех».

Что заключается в авторском «разумеется»?

(Достоевский показывает, что иные отношения, кроме безразличия, любопытства, злорадной насмешки противоестественны в этом мире. Люди смотрят друг на друга враждебно. В этом слове признание существующей между людьми разобщённости).

  • На Садовой « …есть большой дом, весь под распивочными и прочими съестно-выпивательными заведениями стр. 127

  • на Вознесенском мосту Раскольников стал свидетелем самоубийства женщины. В порыве отчаяния женщина расстается со своей жизнью. Эта картина характеризует жизнь города, показывает, то состояние, в котором находятся такие же, как Раскольников: они на грани срыва.


В духоте узких улочек, в тесноте перенаселённых квартир развёртывается потрясающая драма жизни униженных и оскорблённых, жизни на позорных для человека условиях. Петербург – виновник разыгрывающихся драм. Глазами Раскольникова воссоздаётся в романе преступное состояние мира, в котором право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью.


Какие будут дополнения по анализу уличных сцен?


  1. Самостоятельная работа в тетрадях «Люди Петербурга».


Отнюдь не пустынны улицы Петербурга. Охарактеризуйте тех, кто живт в этом городе. Итак, люди Петербурга Достоевского.

Кто они?

Какие они?

Как выглядят?

Чем живут?

Как живут?

Что чувствуют?

Почему они такие?


От встреч с этими людьми остаётся ощущение чего-то жалкого, безобразного.


  1. Самостоятельная работа в тетрадях «Дети Петербурга».


Какова их жизнь?

Их судьба?

Позиция автора?

(Суровый приговор Достоевского существующему государственному строю)


Ваши чувства?

Ваши мысли?


  1. Анализ интерьеров.

Где живут эти люди? Назовите их места жительства так, как они звучат в романе. Обоснуйте своё мнение. Сделайте вывод. (Работа в тетради)


Раскольников: каморка, клетушка, каюта, шкаф, гроб.

Мармеладовы: проходной угол.

Соня: сарай.


Неужели здесь можно жить?


Вывод: изображение интерьеров оставляет впечатление чего-то неправильного, грязного, безобразного.

Каморка Раскольникова – это тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.


  1. Творческая интерпретация страниц романа. Презентация рисунков к роману, выполненных ученицей.

Свой вариант прочтения и интерпретации страниц романа Достоевского представляет нам сегодня Татьяна Мартьянова. У нас есть уникальная возможность побывать на выставке начинающего художника.


- Какие страницы романа, его эпизоды приходят вам на память, когда вы смотрите на мои картины?


- Рассказ ученицы о том, почему появилось желание создать свои работы именно к этим строкам романа.


  1. Петербург 19 века в живописи. Презентация исследовательской работы учениц.



  1. Продолжите фразы:


Петербург Достоевского– это город … (социальных контрастов) враждебен человеку, теснит его, давит, создаёт атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления., губит нравственность.

Петербург Достоевскогоэто символ … (жизни неблагополучной, безнравственной)

Петербург Достоевского – это мир … (неправды, несправедливости, несчастья, преступлений, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев.


Петербург буквально преследует Раскольникова. Он дан только в восприятии героя. Именно такой город мог породить мысли о преступлении.


Таким образом, Петербург в романе Достоевского – это и фон, на котором разворачиваются события, и символ жизни неблагополучной, безнравственной, это и действующий персонаж романа.


Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть».


«Редко где найдёте столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - заявляет Достоевский устами Свидригайлова.


  1. Петербург Пушкина и Гоголя.

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы.

Презентация работы Саши и Кати.

- Вспомните, в каких произведениях русских писателей, поэтов встречается Петербург?

- Какие традиции Гоголя и Пушкина в изображении Петербурга развивает Достоевский?

  1. Приёмы создания образа Петербурга:


Пейзажи


Сцены уличной жизни


Люди


Интерьеры





  1. Рефлексия.

Посмотрите ещё раз на ту цель, которую вы поставили перед собой в начале урока. Достигнута ли она? В полной мере?

  1. Оценивание. Слово экспертам.

  2. Домашнее задание: творческая работа «Мой Петербург Достоевского»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературе "Петербург Достоевского"

Автор: Салова Ольга Валентиновна

Дата: 10.08.2015

Номер свидетельства: 224841

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока литературы в 10 классе "Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-litieratury-v-10-klassie-roman-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie"
    ["file_id"] => string(6) "109101"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404124449"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по литературе в 10 классе "Петербург Достоевского" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-10-klassie-pietierburgh-dostoievskogho"
    ["file_id"] => string(6) "128862"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415596294"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Традиции Пушкина, Гоголя, Некрасова. "
    ["seo_title"] => string(116) "obraz-pietierburgha-v-romanie-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie-traditsii-pushkina-gogholia-niekrasova"
    ["file_id"] => string(6) "165365"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422800858"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Интегрированный урок МХК и литературы в 10 классе "Контрасты Петербурга""
    ["seo_title"] => string(78) "intieghrirovannyi-urok-mkhk-i-litieratury-v-10-klassie-kontrasty-pietierburgha"
    ["file_id"] => string(6) "247513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446567078"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Конспект открытого урока на тему "В Петербурге Достоевского или "лик мира сего" ( по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")"
    ["seo_title"] => string(145) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-v-pietierburghie-dostoievskogho-ili-lik-mira-siegho-po-romanu-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie"
    ["file_id"] => string(6) "175145"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424240910"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства