учителя Митрофановой С. В.
1. Обучать анализу текста.
2. Готовить к написанию сочинения.
3. Учить интерпретировать текст.
Комментарий хода урока | Развитие личностных качеств (значимых для предпринимательской деятельности) и психических процессов | Способы развития |
Звучит тревожная музыка. | Аудиальный канал | Создаётся атмосфера небольшого эмоционального напряжения, предваряющая серьёзный разговор на нелёгкую тему. |
Сравнение Петербурга в изображении Достоевского и Пушкина (учащиеся читают отрывки из произведений). | Умение сравнивать Аудиальный канал | Учитель предлагает увидеть разницу в изображении Петербурга у разных авторов. Учащиеся выявляют черты различия: у Пушкина Петербург светлый и весёлый, у Достоевского мрачный. |
Работа с текстом произведения. Найти описание комнат персонажей романа. – На что похожи? Как живут их обитатели? | Визуальный и кинестетический каналы восприятия Эмоциональность | Учитель предлагает подобрать сравнения к комнатам персонажей. Учащиеся описывают комнаты и передают своё эмоциональное состояние от прочитанного (тяжесть, мрачное настроение). |
– Какой выход нашёл герой из непростой жизненной ситуации? Прав ли он? | Аналитичность мышления Обращение к социально-значимому опыту учащихся | Учитель предлагает задуматься над тем, так ли уж ситуация безвыходна. Учащиеся отвечают на вопрос, дополняя его своим суждением о том, правомерен ли, необходим ли совершённый поступок? |
| |
Проблемные вопросы: - Какое общество породило теорию Раскольникова (человеколюбивое или человеконенавистническое)? - Если политика в государстве допустит пролитие «крови по совести», что станет с его обществом? | Глубина мышления Умение видеть на шаг вперёд (воображение) | Вопросно-ответный ход рассуждения. Учитель использует проблемные вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет»; вопросы, содержащие выбор ответа из двух предложенных вариантов, и обоснование одного из них. Учащиеся формулируют проблемный вопрос. |
Задание для работы в группах: найти сходство в чертах характера Раскольникова и Свидригайлова. | Умение сравнивать Умение работать в команде Навыки публичного выступления | Учитель предлагает выявить сходство в чертах характера на основе сходства идей (циничность, эгоизм). Учащиеся в ходе групповой работы сравнивают характеристики героев и выявляют сходство. |
Инсценирование отрывка «Разговор Раскольникова и Сони» учащимися | Артистизм Визуальный и аудиальный каналы восприятия Эмоциональность Умение слушать и слышать | Учащиеся наблюдают за выступлением своих товарищей, представляя происходящее как рядовую жизненную ситуацию. |
– Какой выход предпочёл Раскольников из сложившейся ситуации? А Свидригайлов? | Умение сравнивать Эмпатия | Учитель предлагает найти различия в поведении и поступках героев. Учащиеся оценивают поведение двух разных героев с точки зрения приемлимости. |
|
Задание для работы в группах: найти доказательства готовности Родиона Раскольникова изменению, возрождению. | Системность мышления Аналитичность мышления, аргументированность, Умение выделять главное | Учитель предлагает найти в тексте отрывки, характеризующие изменения в Р. Ученики доказывают, что такие изменения действительно произошли, подтверждая найденными отрывками. |
- В нашем селе есть семьи, которые находятся в трудном положении? - Как можно им реально помочь? Что посоветовать? | Обращение к социально-значимому опыту уч-ся Толерантность Реалистичность Умение решать проблемы | Учитель приглашает детей принять участие в диалоге на тему «От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Учащиеся отвечают на вопросы и реплики других уч-ся, ища в коллективном обсуждении пути решения проблемы. |
Разноуровневое домашнее задание: разгадать кроссворд по тексту произведения, нарисовать образ Р., написать сочинение-рассуждение «Тварь ли я дрожащая или право имею». | Свобода выбора | Учитель предлагает выбрать одно из 3-х заданий: репродуктивное задание, направленное лишь на воспроизведение информации, задание, направленное на развитие образного мышления и творческих способностей, задание, направленное на развитие логического мышления и творческих способностей. Учащиеся выбирают задание в соответствии со своим желанием. |
|
Подведение итога урока: Ответ на проблемный вопрос «В чём преступление и в чём наказание Раскольникова?» | Системность мышления Учитель и учащиеся приходят к единому выводу в ходе коллективной дискуссии. | Учитель задаёт проблемный вопрос и предлагает варианты ответа. Учащиеся отвечают на проблемный вопрос, выбирая оптимальный вариант. |
Рефлексия: - Легко ли было читать эту книгу? - Кто из героев вызывает наибольшую симпатию? - Антипатию? - Что принимаете в Р.? - Что отвергаете? - Чему научил вас этот роман? | Рефлексивность мышления Умение отстаивать свою точку зрения Умение грамотно аргументировать | Учитель проводит рефлексию в форме дискуссии по заданным вопросам. Учащиеся оценивают степень полезности урока и своё состояние на нём, высказывают свои мысли и чувства по поводу прочитанного. |
Оценивание. | Умение оценивать | Учащиеся озвучивают самооценку групп. Учитель даёт словесный комментарий отметкам. |